Абс что это такое в машине


Что такое ABS, и почему она стала обязательной для современного автомобиля

Аббревиатура ABS, или АБС в русском варианте, стала абсолютно привычной для уха каждого автомобилиста. Некоторые начинающие водители знают, что их автомобиль оснащен АБС, но порой не догадываются о том, что это и как работает, пока однажды педаль тормоза при нажатии не начнет «хрустеть», вибрировать и «отстреливать» в ногу. Что же такое ABS, и почему она стала негласным, а во многих странах и законодательно установленным стандартным элементом оснащения для современного автомобиля?

1. Что такое ABS?

ABS, или АБС — это антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес при торможении. Если во время торможения одно или несколько колес автомобиля заблокируются и начнут скользить по поверхности, АБС ослабит давление в соответствующей тормозной магистрали, и колесо вновь начнет вращаться. Если педаль тормоза будет постоянно и сильно нажата, этот процесс блокировки-разблокировки колеса будет продолжаться непрерывно до конца торможения и может осуществляться несколько раз в секунду.

2. Зачем нужна ABS?

Даже многие из тех, кто знает, что такое ABS, порой ошибочно или не до конца верно представляют себе основное предназначение этой системы. Главной ошибкой в представлении функционала АБС является уверенность в том, что антиблокировочная система нужна для уменьшения тормозного пути автомобиля. Однако на самом же деле ее главное предназначение — сохранить возможность управлять транспортным средством во время торможения, даже экстренного.

На автомобиле без АБС при экстренном торможении у неопытного водителя управляющие колеса будут заблокированы — а это значит, что поворот руля в любую сторону не будет оказывать никакого влияния на траекторию движения автомобиля: он будет продолжать двигаться прямо до тех пор, пока не будет восстановлено сцепление передних управляющих колес с поверхностью. ABS же решает эту проблему: непрерывно контролируя вращение колес и разблокируя их при необходимости, она обеспечивает их вращение и таким образом сохраняет необходимое сцепление с дорожным покрытием, позволяя одновременно тормозить и выполнять маневр.

Еще одна фундаментально важная функция АБС, прямо проистекающая из вышеописанного — обеспечение безопасного, равномерного и прямолинейного торможения на поверхностях с неоднородным сцеплением. Например, если одна сторона автомобиля попала на мокрую поверхность, скользкую линию разметки или наледь, а другая движется по относительно чистому асфальту, экстренное торможение без АБС приведет к тому, что одна сторона будет тормозить эффективнее чем другая — и автомобиль немедленно развернет и закрутит в неуправляемом заносе. Особенно это опасно при движении в повороте, когда на автомобиль уже действует боковое усилие: перепад эффективности торможения колес в этом случае легко нарушает баланс.

Впрочем, утверждение о полезности ABS для уменьшения тормозного пути автомобиля тоже верно, но лишь отчасти. На поверхностях с равномерным и достаточным сцеплением колес с покрытием торможение «юзом» с заблокированными колесами будет менее эффективным, чем торможение без блокировки колес, и тормозной путь в первом случае, как правило, будет, больше. В этом случае использование АБС действительно уменьшает тормозной путь, не давая колесам скользить по поверхности. Однако на рыхлых поверхностях, таких как гравий, снег или песок, при торможении без ABS заблокировавшиеся колеса зарываются вглубь, создавая перед собой дополнительный барьер, сокращающий тормозной путь. Работа АБС в этом случае заставляет колеса вращаться, не позволяя им зарываться и удлиняя тем самым тормозной путь автомобиля.

«Ухудшает» антиблокировочная система и торможение на чистом льду на шипованных шинах: заблокированное шипованное колесо «вгрызается» в лед, оставляя за собой борозды, и работает на пределе своих возможностей — а если в дело вступает ABS, колесо вращается с короткими проскальзываниями, и эффективность такого торможения будет ниже. Именно этим фактом оперируют многие «опытные» и «знающие» водители, считающие ABS технологическим излишком, мешающим им «контролировать» автомобиль. Однако несмотря на увеличение тормозного пути, АБС и на льду сохраняет свое основное преимущество: дает возможность маневрировать и управлять автомобилем, а не просто ждать исхода, зажав педаль тормоза.

3. Как работает ABS?

За годы своего существования ABS претерпела заметную эволюцию, однако основной принцип и функциональные элементы выработались уже давно. Типичная АБС включает в себя датчики скорости вращения колес, управляющие клапаны в гидравлической тормозной магистрали и электронный блок, который получает информацию от датчиков и управляет работой клапанов.

Если датчик, установленный на ступице колеса, сигнализирует о его резком замедлении или полной остановке, блок управления дает команду на кратковременное открытие клапана, чтобы уменьшить давление в тормозной магистрали и заставить колесо вращаться. Процесс опроса блоком управления датчиков на колесах и разблокировки колес может осуществляться несколько раз в секунду — именно поэтому при срабатывании АБС педаль «вибрирует». Кроме трех вышеперечисленных компонентов в состав АБС может входить насос, который призван быстро восстановить давление в тормозной магистрали после его снижения из-за открытия клапана.

АБС может иметь разное число датчиков и управляющих клапанов: в зависимости от их числа выделяют так называемые «четырехканальные», «трехканальные», «двухканальные» и «одноканальные» АБС. Число «каналов» определяется как раз числом управляющих клапанов, которые могут управлять давлением в тормозной магистрали: если их четыре, по одному индивидуальному для каждого из колес, то система четырехканальная, если три — по одному на каждое из передних колес и один общий на заднюю ось — то трехканальная, если клапанов два, по одному на ось — двухканальная, а если клапан один — то одноканальная. Современные АБС, разумеется, четырехканальные — остальные схемы встречаются на старых автомобилях.

Стоит отметить, что датчики вращения колес реагируют именно на резкое снижение скорости этого вращения, а также могут передавать блоку управления информацию о большой дифференциальной разнице между скоростями вращения колес на разных осях или сторонах автомобиля. Однако в работе АБС учитывается тот факт, что скорости вращения колес на одной оси могут быть неравномерными и в штатных условиях: к примеру, в повороте колеса на внешней стороне поворота будут вращаться быстрее, чем на внутренней.

4. Почему же АБС стала стандартом для современных автомобилей?

С учетом рассказанного выше ответ на этот вопрос теперь очевиден: АБС значительно улучшает активную безопасность автомобиля. Современный водитель гораздо менее специфичен и профессионален, чем полвека назад: если когда-то давно к водителю предъявляли высокие требования, заставляя его уметь многое, то теперь автомобиль стал предметом быта, и управление им делают максимально доступным для каждого. Соответственно, современный автомобиль должен быть максимально удобен и безопасен в управлении даже для начинающего водителя с минимальной квалификацией.

Ну а АБС в частности решает проблему потери управления при экстренном торможении. Резкое появление препятствия на дороге заставляет человека инстинктивно ударить по тормозам. В случае, если он вошел в поворот на слишком высокой скорости, решение будет тем же. Зацепил обочину — тоже торможение… В общем, естественная реакция человека на возникновение опасной или просто нештатной ситуации — это резкое нажатие на педаль тормоза, и уже потом — возможно, попытка исправить эту ситуацию рулем. АБС в этом случае заметно снижает цену этой ошибки. Поэтому неудивительно, что, к примеру, в Евросоюзе оснащение автомобиля АБС стало обязательным по закону еще в 2004 году.

5. Что делать, если на моем автомобиле нет ABS?

В случае, если ваш автомобиль не оснащен АБС, ее работу можно имитировать нехитрым приемом, который называется довольно очевидно — «прерывистое торможение». Собственно, именно владение им и характеризует водителей с некоторым опытом: такой водитель, почувствовав блокировку колес, перебарывает естественное инстинктивное желание продолжать давить на педаль сильнее, а снижает усилие на ней и начинает тормозить прерывисто, давя на педаль толчками. Такое торможение можно сравнить с работой примитивной одноканальной АБС — только даже опытный водитель не способен обеспечить такую частоту «толчков», как у электроники. Тем не менее, прерывистое торможение все равно обеспечивает необходимый эффект, обеспечивая вращение колес при замедлении.

Почему горит индикатор ABS? | Новости

CARS.COM - ABS обозначает антиблокировочную тормозную систему, и если сигнальная лампа ABS загорается в комбинации приборов вашего автомобиля, это означает, что антиблокировочная система была отключена из-за неисправности.

Связанный: Система АБС: что нужно знать

Обычные тормоза вашего автомобиля должны работать нормально, но антиблокировочная система, которая предотвращает блокировку колес во время торможения, не будет работать. Кроме того, если ваш автомобиль оснащен системой контроля устойчивости и контроля тяги, они также будут отключены, поскольку в этих системах используются те же датчики частоты вращения колеса, что и в антиблокировочной системе.

Все автомобили 2012 года и новее должны иметь контроль устойчивости, поэтому они также имеют ABS и антипробуксовочную систему.Многие старые автомобили также имеют некоторые или все эти функции.

Индикатор АБС (обычно желтый, янтарный или оранжевый) должен включаться на короткое время каждый раз, когда вы заводите автомобиль в ходе проверки системы. Если индикатор остается включенным, это означает, что что-то не работает, и система была выключена.

В ABS датчики, установленные на каждом колесе, контролируют скорость вращения колес. Если во время торможения один из них поворачивается медленнее других, это означает, что он блокируется, что может привести к заносу и потере управления рулем.Предполагается, что ABS вмешивается, быстро «прокачивая» тормоза на заблокированном колесе, позволяя ему вращаться так, чтобы водитель сохранял управление торможением и рулевым управлением.

Вот что вызывает это:

  • перегорел предохранитель для системы
  • Датчик скорости вращения колеса, который поврежден или покрыт дорожной грязью
  • Обрыв провода между датчиками и контроллером ABS
  • Контроллер ABS, который перестал работать

Насос и клапан, которые подают правильное количество давления тормозной жидкости на каждое колесо, чтобы предотвратить блокировку, могут также вызвать сигнальную лампу датчика ABS, когда эти детали выходят из строя.

Если загорается красная сигнальная лампа для обычных тормозов, это обычно означает, что ваш автомобиль теряет тормозную жидкость или тормоза изношены настолько, что у вас нет нормальной тормозной силы. Любая из этих ситуаций требует немедленного внимания и возможных ремонтных работ.

Редакционный отдел Cars.com - ваш источник новостей и обзоров автомобильной промышленности. В соответствии с давней этической политикой Cars.com, редакторы и рецензенты не принимают подарки или бесплатные поездки от автопроизводителей.Редакционный отдел независим от отделов рекламы, продаж и спонсорского контента Cars.com.

доля

Вкладчик Рик Попли освещал автомобильную промышленность в течение десятилетий и ведет еженедельное онлайн-шоу на TalkZone.com. Email Рик ,

Безопасно ли ездить с включенным светом ABS?

ABS означает антиблокировочную тормозную систему (ABS) и помогает шинам вашего автомобиля поддерживать контакт с дорогой во время торможения. Он функционирует, предотвращая блокировку колес, что может привести к неконтролируемому заносу. Основное назначение ABS - улучшить управление транспортным средством при сильном торможении, особенно на рыхлых или скользких поверхностях. Это не обязательно уменьшает тормозной путь, хотя это может помочь.

Вот что нужно знать о безопасности ABS:

  • ABS выполняет самопроверку каждый раз при включении зажигания.Как только вы запустите автомобиль, на короткое время загорится сигнальная лампа, и если компьютер обнаружит проблему, она останется включенной. Если вы сразу же заметили вспышку после запуска автомобиля, то это просто проверка вашего автомобиля.

  • Если во время вождения загорается сигнальная лампа, это означает, что ABS не работает должным образом. Ваши тормоза все еще будут работать, но ABS может не включиться, если вам потребуется аварийная остановка. Если индикатор остается включенным, вам необходимо как можно скорее провести диагностику неисправности индикатора ABS.Поскольку система ABS помогает управлять транспортным средством и преодолевать расстояния, это важная функция обеспечения безопасности - вы никогда не знаете, когда она вам понадобится.

  • Если одновременно загораются лампочка АБС и тормозной системы, ваш автомобиль больше не безопасен в управлении. Это означает, что существует серьезная проблема с тормозной системой, и продолжение вождения подвергает вас и других риску автомобильной аварии.

  • При сильном торможении и включении ABS вы заметите пульсацию педали тормоза.Это совершенно нормально и означает, что ABS работает нормально. АБС работает с вашей тормозной системой, создавая пульсацию, чтобы колеса не блокировались. Как только вы почувствуете это пульсацию, держите ногу на педали тормоза и дайте системе сделать всю работу за вас. Все, что вам нужно сделать, это сосредоточиться на безопасном управлении.

Движение с включенной сигнальной лампой АБС - плохая идея, поскольку это означает, что ваша АБС не работает должным образом. Ваш автомобиль может не справиться с остановкой на скользких поверхностях, как это предусмотрено при резком торможении.Если загораются оба индикатора ABS и тормозной системы, это чрезвычайная ситуация, и вам нужно немедленно прекратить движение. Проверьте всю вашу тормозную систему у сертифицированного механика, например, у YourMechanic.

,

Система ABS | HowStuffWorks

Теория антиблокировочной тормозной системы проста. Тормозное колесо (где пятно контакта шины скользит относительно дороги) имеет меньшую тягу , чем нескользящее колесо. Если вы застряли на льду, вы знаете, что если ваши колеса вращаются, у вас нет тяги. Это потому, что пятно контакта скользит относительно льда (подробнее см. Тормоза: как работает трение). Предотвращая занос колес во время замедления, антиблокировочная система тормозит вас двумя способами: вы будете останавливаться быстрее, и вы сможете управлять, когда остановитесь.

Система ABS состоит из четырех основных компонентов:

  • Датчики скорости
  • Насос
  • Клапаны
  • Контроллер
Датчики скорости

Антиблокировочная тормозная система должна знать, когда колесо собирается заблокироваться. Датчики скорости, которые расположены на каждом колесе, или в некоторых случаях в дифференциале, предоставляют эту информацию.

Клапаны

В тормозной магистрали каждого тормоза есть клапан, управляемый ABS.В некоторых системах клапан имеет три положения:

  • В положении один клапан открыт ; давление от главного цилиндра передается прямо на тормоз.
  • Во втором положении клапан блокирует линию , изолируя этот тормоз от главного цилиндра. Это предотвращает дальнейшее повышение давления, если водитель сильнее нажимает на педаль тормоза.
  • В третьем положении клапан сбрасывает часть давления от тормоза.

Насос

Поскольку клапан способен сбросить давление с тормозов, должен быть какой-то способ вернуть это давление. Это то, что делает насос; когда клапан снижает давление в трубопроводе, насос там, чтобы восстановить давление.

Контроллер

Контроллер - это компьютер в машине. Он следит за датчиками скорости и управляет клапанами.

ABS на работе

Существует много различных вариантов и алгоритмов управления для систем ABS.Мы обсудим, как работает одна из более простых систем.

Контроллер постоянно контролирует датчики скорости. Он ищет замедления в колесе, которые являются необычными. Прямо перед тем, как колесо заблокируется, оно будет испытывать быстрое замедление. Если его не остановить, колесо остановится гораздо быстрее, чем любая машина. Автомобиль может потребоваться пять секунд, чтобы остановиться с 60 миль в час (96,6 км / ч) в идеальных условиях, но блокирующее колесо может перестать вращаться менее чем за секунду.

Контроллер ABS знает, что такое быстрое замедление невозможно, поэтому он снижает давление до этого тормоза до тех пор, пока он не увидит ускорение, затем он увеличивает давление до тех пор, пока не увидит замедление снова. Он может сделать это очень быстро, прежде чем шина сможет существенно изменить скорость. В результате шина замедляется с той же скоростью, что и автомобиль, а тормоза удерживают шины очень близко к точке, в которой они начнут блокироваться.Это дает системе максимальную мощность торможения.

Когда система ABS работает, вы почувствуете, как пульсирует в педали тормоза; это происходит из-за быстрого открытия и закрытия клапанов. Некоторые системы ABS могут работать до 15 раз в секунду.

,

Смотрите также