Для чего нужен автотестер


Тестер напряжения

Главная > Инструмент > Тестер напряжения

Современные электротехнические работы немыслимы без применения таких приборов, как тестеры напряжения. Тестер напряжения (ТН) – компактное электротехническое устройство, с помощью которого определяют наличие напряжения, измеряют силу тока и определяют сопротивление участков сети и приборов. Чтобы понимать, как пользоваться тестером напряжения, надо понимать принцип его действия. ТН бывают разных видов. Это могут быть стрелочные тестеры (аналоговые мультиметры) или электронные приборы с цифровым дисплеем.

Модели тестеров напряжения

Для чего нужен тестер

Бытовая электросеть представляет собой систему двужильных проводов, которые являются средством доставки электрической энергии к потребителям (бытовым приборам). Один из проводов – это фазный проводник, вторая жила нулевая. Нередко возникает ситуация (ремонт старой электрики, аварийные повреждения), когда новый хозяин помещений не знаком с тем, как делалась проводка. При смене световых устройств либо выключателей, розеток нужно знать, в каком проводе «скрывается» фаза. Для этого применяют тестер.

В зависимости, какого вида нужна работа тестером, применяют определённые ТН. Самые простейшие устройства – отвёртки-индикаторы или тестеры-пробники. Для более сложных исследований состояний электросетей используют стрелочные мультиметры или более современные цифровые ТН.

Виды тестеров напряжения

На сегодняшний день известны ТН различной конструкции и предназначения. Наиболее широко применяемые виды тестеров напряжения можно представить следующим перечнем:

  • тестеры пробники;
  • аналоговые мультиметры;
  • цифровые тестировщики;
  • Lan прибор – тестер витой пары.

Тестеры пробники

Для проверки наличия потенциала в том или ином проводнике достаточно воспользоваться тестером напряжения в виде пробника. Прибор представляет собой отвёртку с прозрачным корпусом, внутри которого помещён проводник со светодиодом и резистором. Жало отвёртки соединено с металлическим пятаком вверху корпуса через внутреннее устройство.

Особых знаний о том, как правильно пользоваться тестером, не требуется. Жало отвёртки прижимают к исследуемому проводнику, а пальцем зажимают пятак. Ладонь помещается на диэлектрическом корпусе пробника. Тестер рассчитан на замер тока напряжением до 250 В.

Происходит замыкание цепи на тело человека. Сила тока, пройдя через сопротивление, настолько мала, что абсолютно неощутима. Если в проводнике есть напряжение, то лампочка загорается. Когда пробник не реагирует, значит, провод нулевой, или он оборван.

Важно! При покупке пробника не стоит гнаться за дешевизной. Можно купить изделие недобросовестного производителя, и в результате брак отзовётся ударом током.

Производят также пробники, которые не нуждаются в прикосновении к пятаку. Достаточно провести тестером над проводом, световой индикатор моментально среагирует. Прибор незаменим при проверке скрытой проводки под слоем штукатурки.

Сдвоенные отвёртки по своему действию аналогичны простому пробнику. Они наделены свойством определять наличие фаз. В инструкции о том, как проверить фазировку сети, указано, что двумя жалами замыкают два провода. Наличие двух фаз подтвердит индикация устройства. Когда фаза на проводах одна и та же, индикация «молчит».

Аналоговый мультиметр

Стрелочные мультиметры своим названием обязаны тому, что приборы выполняют замеры в электрической сети нескольких параметров электроэнергии. Стрелочный тестер – это измерительное устройство, которое совмещает в себе функции нескольких приборов: амперметра, омметра и вольтметра. Внешний вид тестера представляет собой шкалу и панель управления.

Шкала

Чтобы знать, как пользуются тестером мультиметром, надо разбираться в графическом построении изогнутых дуг шкалы прибора. Среди них особо заметна зеркальная полоска.

Обратите внимание! Зеркальная дуга нужна для точной фиксации глазом отсчёта показаний тестера. Чтобы избежать погрешностей при снятии данных, человек должен добиться полного совмещения стрелки устройства с её зеркальным отражением.

Верхняя шкала фиксирует отсчёт переменного напряжения и силы тока. Ниже, под зеркальной лентой, линейка нужна для фиксации стрелкой показателей постоянного тока. Предпоследняя двойная шкала служит для отсчёта сопротивления в единицах измерений – ом и килоом. Красная нижняя линейка отражает уровень какого-либо сигнала в децибелах.

Под шкалой на корпусе прибора помещена поворотная клавиша с разрезом под отвёртку. Перед началом измерений кнопкой устанавливают стрелку в нулевое положение.

Панель управления

Центральный переключатель определяет диапазоны измерений. Показания пределов в вольтах, амперах и милиамперах кратны 30.

Для того чтобы показания соответствовали виду измерения, внизу имеются три кнопки, которые включают режимы показаний: переменный и постоянный ток, сопротивление.

Слева на панели стрелочного мультиметра помещена клавиша установки нуля. Она предназначена для установки стрелки в крайнее правое положение «0» для замера сопротивления в килоомах. Данная шкала развёрнута в обратную сторону. Ниже расположены гнёзда для подключения щупов.

В верхней части панели размещены две клавиши: левая кнопка своим включением защищает работающий прибор от перегрузок, правая – разблокирует защиту.

О том, как пользоваться стрелочными мультиметрами, и как работают с тестерами, можно узнать из инструкции, прилагаемой к приборам.

Цифровые тестировщики

Цифровые мультиметры оснащены жидкокристаллическими экранами. Приборы предназначены для измерения напряжений постоянного и переменного тока (VDC, VAC), сил тока (DC, AC), сопротивления. Устройством проверяют состояние диодов и электрическую цепь на разрыв.

На примере мультимера OZON DT 832 можно рассмотреть все функциональные возможности приборов такого типа.

Расположение органов управления на передней панели тестера практически повторяет компоновку ручек и кнопок аналогового мультимера. Вместо нескольких вакансий точечных входов для наконечников щупов на устройстве находятся три универсальных гнезда.

Дополнительная информация. Мультиметры массового производства КНР «страдают» существенной неточностью при замерах параметров сети. Поэтому лучше избегать покупки дешёвых поделок.

Прибор производит замеры нескольких параметров электросети:

  • напряжение постоянного тока;
  • напряжение переменного тока;
  • величина постоянного тока;
  • величина сопротивления;
  • тестирование диодов;
  • тестирование конденсаторов.
Напряжение постоянного тока

Пользуются сектором VDC, разделённым 5 диапазонами. Для замера выбирают сначала большой интервал. Если сразу установить диапазон с малыми значениями, то устройство может перегореть, ведь величина параметра неизвестна. О превышении предела измерения прибор сигнализирует значком в левом верхнем углу экрана.

Напряжение переменного тока

Для замера этого параметра пользуются сектором VAC. Необходимо включать работающий мультиметр в безопасных пределах, в противном случае устройство «рискует» сгореть. Ни в коем случае нельзя подключать тестер к переменному току в постоянном режиме. Результат тоже окажется плачевным.

Величина постоянного тока

Снятие показаний небольшого тока (до 10 А) абсолютно безопасно. При замерах большой величины силы тока операцию нужно проводить в течение 2-3 секунд.

Величина сопротивления

Указатель переключателя устанавливают в секторе сопротивления. В этом положении срабатывает звуковая сигнализация при коротком замыкании. Если сигнал отсутствует, то это означает разрыв цепи.

Тестирование диодов

Один конец диода выпаивают из схемы. Диод проверяют через сектор сопротивления. Щуп ставят на базовый вывод, а другим наконечником тестируют два других вывода транзистора.

Тестирование конденсаторов

Для проверки конденсатора его выпаивают из платы. Ножки детали замыкают между собой. Происходит разрядка ёмкости. Тестирование происходит в режиме измерения сопротивления. Переключатель устанавливают в режим прозвонки. Прикосновение щупами к двум ножкам конденсатора отразится на дисплее прибора.

Если ёмкость радиодетали превышает 0,25 мкФ, то сначала на дисплее отразится величина сопротивления, а затем появится цифра «1». Ёмкость зарядилась, а сопротивление достигло бесконечности. Мгновенное появление цифры говорит о том, что конденсатор имеет внутренний обрыв. Нулевое сопротивление сигнализирует о замыкании между обкладками детали.

Lan прибор

Устройство называют ТН для витой пары. В связи с появлением многообразной техники, использующей для доставки различных электросигналов шнуры в виде витых пар проводников, возникла потребность в тестировании таких проводов. Приборы, предназначенные для такого вида работ, называют Lan-тестерами. Они могут тестировать состояние всех видов телекоммуникационных сетей, оснащённых коннекторами.

Концы витых шнуров обжаты пластиковыми клеммами – коннекторами. ТН обычно состоят из одной или двух частей (основной и съёмной). Проверить состояние витой пары в пределах помещения не составляет особого труда. Для этого тестируемый провод удаляется из системы. Его коннекторы вставляют в специальные гнёзда ТН. Сигналы отражаются в виде поступательно передвигающихся световых сигналов под нумерованной шкалой. Задержка сигнала показывает обрыв на проводе под определённым номером.

В случае наличия протяжённой коммуникации в работу вовлекается съёмная часть Lan-тестера. Установленная приставка на другом конце витых проводов отметит на экране основной части тестера нарушения проводимости того или иного провода.

Многообразие моделей тестеров напряжения позволяет потребителю приобрести нужный вид прибора. Это разрешает применять оптимальное устройство в полную силу его возможностей.

Видео

elquanta.ru

Как пользоваться тестером электрического напряжения правильно? Инструкция

Часто в быту требуется замерить уровень напряжения в сети, потребляемый бытовым прибором ток или просто определить полярность неизвестного источника питания. Для этих целей обычно используют тестер – универсальный прибор для замера числовых значений постоянного и переменного напряжения, силы тока и сопротивления.

Современные тестеры обычно называют мультиметрами, и они имеют расширенный функционал. Благодаря им можно определить полярность диода, замерить емкость конденсатора, а наиболее «продвинутые» модели, оснащенные дополнительным выносным датчиком, позволяют замерять температуру объекта.

Человека, впервые взявшего в руки этот незамысловатый прибор, порой охватывает оторопь и перед ним возникает вопрос – «…а как этой штукой пользоваться?». Однако ничего в этом сложного нет если знать:

  • принципиальное устройство тестера;
  • правила выбора типа измерения и установки его пределов;
  • основные правила техники безопасности обращения с этим прибором.

Типы и конструкции современных мультиметров

Сегодня для использования в быту выпускаю два вида тестеров:

  • аналоговые, на котором уровень измеряемых параметров считываются по шкале со стрелкой;
  • цифровые, на жидкокристаллический или светодиодный индикатор (дисплей) которых выводится цифровое значение измеряемого параметра.

Для присоединения к объекту измерения мультиметр комплектуется щупами, заострённые концы которых подсоединяются к точкам замера напряжения, емкости, тока и других параметров. Для соединения с прибором щупы оснащены гибким разноцветными проводами со штекерами. При этом чёрный провод обычно соответствует минусовому проводнику, а красный – плюсовому. Этим же цветом маркированы и соответствующие гнезда на лицевой панели.

Впрочем, разноцветная окраска никакой функциональной нагрузки не несет, а выполняется только для удобства пользователя. Последние подключаются к гнездам прибора. Для удобства пользования на наконечники щупов могут одеваться зажимы – «крокодилы».

Сегодня все большей популярностью пользуются цифровые прибороы, в то время как аналоговые (стрелочные) постепенно сходят на нет. Несомненным достоинством цифровых моделей является и то, что большинство из них не требуют соблюдения полярности при подключении щупов.

Если цифровым прибором измерять напряжение аккумулятора и при этом перепутать «плюс» с «минусом» можно погнуть стрелку индикатора. Цифровой же тестер высветит на индикаторе действующее значение напряжения, только со знаком «минус».

Простой, бытовой китайский тестер, позволяющий измерить:

  • переменное и постоянное напряжение в диапазоне 0…1000,0 вольт;
  • ток в цепях переменного и постоянного тока;
  • активное сопротивление.

можно приобрести за 200,0…250,0 рублей.

Тестер, дополнительно позволяющий измерять основные параметры транзисторов и диодов, а также при помощи термопары или терморезистора определять температуру, обойдется не дороже 500,0 рублей.

Если раньше выпор диапазона (предела) измерений осуществлялся путем «втыкания» штекера в различные гнезда на передней панели прибора, то сегодня подавляющее большинство приборов имеет пакетный переключатель, вращением рукоятки которого устанавливается нужный предел.

Перед тем как пользоваться тестером-мультиметром необходимо изучить обозначение гнезд, расположенных на лицевой панели прибора, к которым подключаются штекера для замера различного вида электрических параметров.

На простых приборах, предназначенных для измерения напряжения, тока и сопротивления имеется несколько гнезд, обозначенных аббревиатурой «АСV», «DCA» и некоторыми другими буквами (зависит от модели и функциональности прибора). В этих обозначениях буквы означают:

  • «DC» – гнездо для замера параметров постоянного тока;
  • «AC» – гнездо для переменного тока;
  • «V» – напряжение («V» – «В» – вольты);
  • «A» – ток («A») – амперы).

В некоторых моделях трехзнаковое обозначение может отсутствовать и гнезда обозначаются более понятно: «V~», «V±», «А» и некоторыми другими.

Измерение электрических параметров

При измерении значений интересующих параметров необходимо знать:

  • напряжение измеряется при параллельном подключении щупов тестера к источнику (электророзетке, клеммам аккумулятора);
  • ток измеряется в разрыве электрической цепи;
  • сопротивление, емкость, индуктивность – при подключении щупов к выводам объекта, параметры которого необходимо замерить.

При этом точность проведения замеров для бытовых тестеров обычно составляет 1,0%…3,0%, что вызвано схемотехническими решениями и используемыми электронными деталями. Рассмотрим процедуру различных измерений.

Постоянное и переменное напряжение

Постоянное и переменное напряжение измеряется следующим образом.

Подключаем штекера к гнездам на лицевой панели:

  • черный провод к минусовому (массовому) гнезду, обозначенному значком , «COM» или «┴»;
  • красный к гнезду «DCV» при измерении постоянного напряжения или к «АCV» – для переменного напряжения;
  • вращением рукоятки переключателя выбираем нужный диапазон;
  • подключаем щупы к контактам (клеммам, гнездам) измеряемого источника;
  • считываем величину напряжения с дисплея.

На точность измерения переменного напряжения влияет сопротивление диодов, которые преобразуют его в постоянное. Однако обычно точность замера вполне достаточна для бытовых нужд.

Типы тестер-отверток

При определении величины тока

При определении величины тока штекера к прибору присоединяются аналогично, а щупы подключаются в разрыв цепи, например, между лампочкой и аккумулятором, или электроплитой и сетевой розеткой. При этом достаточно важно определить диапазон измерений, ибо повышенный уровень тока, протекающего через прибор, может привести к его поломке.

Поэтому в некоторых моделях для замера больших значений переменного и постоянного тока имеются отдельные гнезда или значения на шкале переключателя, обозначаемые как «DC10А» или «АC20А».

Измерение сопротивления

Измерение сопротивления резистора, нити накаливания лампы или электроплиты должно проводиться на обесточенном объекте. Для измерения значения выполняем следующие действия:

  • переключатель прибора переводим в диапазон, обозначенный «Ω»;
  • подключаем щупы к концам резистора или контактам электролампочки;
  • считываем с дисплея величину замера.

Для повышения достоверности результата измерение конкретного образца следует провести при различных положениях переключателя диапазона. Аналогично можно определить обрыв провода. Если прибор показывает нулевое значение, значит провод исправен. Если показания скачут или не определены возможен обрыв провода.

Прозвонка диодов

Прозвонку диодов также проводят в режиме измерения сопротивления. К выводам диода поочередно подключают красный и черный щупы. В одном случае сопротивление будет достаточно большим, во втором находится на уровне сотен ом – нескольких килоом.

Уже эта процедура позволяет определить отсутствие или наличие пробоя «р-n» – перехода. Если тестер при подключении к диоду показывает значение в омах – килоомах, значит красный щуп соединен с анодом электронного прибора.

Дополнительные функции

Современные модели бытовых мультиметров часто позволяют проверить параметры биполярных транзисторов, а также определить индуктивность катушек и емкость конденсаторов. Для этого на шкале переключателя имеется специальный диапазон.

Проверка транзисторов

Проверка транзисторов достаточно специфичная процедура и требуется только лицам занимающимся ремонтом радиоэлектронной аппаратуры. Для определения работоспособности биполярного триода используют процедуру аналогичную прозвонке диодов. Щупы поочередно подключают к выводам «база- эмиттер» и «база- коллектор».

Если показания прибора соответствуют показаниям как при проверке «р-n» – перехода диода, транзистор можно считать исправным. Однако определить коэффициент усиления подобным образом не удастся.

Определение емкости и индуктивности

Определение емкости и индуктивности производится при переключении мультиметра в диапазон «L» (индуктивность) иkb «С» (емкость). Штекеры прибора подключают аналогично измерению сопротивления. При определении емкости электролитических конденсаторов следует соблюдать полярность подключения.

При проведении замеров сопротивления, емкости и индуктивности, а также при работе с диодами и транзисторами следует пользоваться зажимами-«крокодилами». Если щупы прижимать к выводам пальцами, то сопротивление человеческого тела может внести достаточно большую погрешность в результат измерений.

Использование тестера автолюбителем

Некоторые автолюбители ошибочно считают, что тестер – незаменимый помощник при ремонте и диагностике электрооборудования автомобиля. Однако это далеко не так. Даже истинное значение напряжения на клеммах аккумулятора можно определить только при наличии нагрузочной вилки.

Мультиметром можно «прозвонить» проводку и найти участок обрыва провода, проверить перегорание предохранителя, но использовать бытовой прибор для более сложных работ с электроникой современного автомобиля ни в коем случае не следует. Для этого существуют специальные автомобильные тестеры.

Уход за тестером

Уход за бытовым мультиметром не представляет труда и аналогичен уходу за настенными электронными часами. Единственно что требуется для него – не допускать механических повреждений и периодически менять источник питания.

Если тестер вышел из строя, то большинство пользователей предпочитают выкинуть мультиметр и купить новый. Ремонт этих изделий может обойтись дороже стоимости нового тестера.

househill.ru

Какой мультиметр для автомобиля лучше выбрать и как им пользоваться

Мультиметр является основным измерительным инструментом любого специалиста, связанного с электрическими цепями, в том числе и автоэлектрика. Никакая компьютерная диагностика не может заменить этот простой прибор.

Как пользоваться мультиметром в автомобиле или дома должен знать не только каждый водитель, но и любой уважающий себя мужчина.

Зачем он нужен

Мультиметром называют универсальный электроизмерительный инструмент для контроля величин напряжений, токов и сопротивлений в электрической цепи. Так как современный автомобиль, скорее, является электронным устройством, чем средством передвижения, присутствие в его ремкомплекте мультиметра необходимо, даже если автовладелец не является специалистом в электрике.

Научиться пользоваться мультиметром можно за несколько минут. Стоимость такого прибора небольшая, он может оказать несоизмеримо большую помощь в случае неисправности электрооборудования автомобиля.

В настоящее время специально для использования автоэлектриками и автолюбителями выпускаются автомобильные мультиметры. Они адаптированы к измерениям электрических и иных параметров, связанных с работой систем двигателя, заряда аккумуляторной батареи, электрооборудования автомобиля.

Многие мультиметры классифицируются, как автомобильные, только в качестве маркетингового приема. Измеряемые ими параметры не всегда соответствуют потребностям автоэлектриков, тем более, рядовых автолюбителей.

Обзор популярных моделей

Рассмотрим некоторые модели автомобильных мультиметров.

F716

Производитель Caltek Industrial. Предназначен для выполнения следующих измерений:

  • тока, напряжения и сопротивления в режиме обычного мультиметра;
  • проверка наличия и параметров импульсов впрыска топлива (форсунок, инжекторов);
  • проверка лямбда зондов;
  • контроль системы заряда аккумуляторной батареи;
  • измерение тока утечки АКБ;
  • контроль качества заземления;
  • наличие шины RS-232 для подключения к ноутбуку.

В принципе, эти функции, за исключением измерения параметров впрыска и подключения к компьютеру, можно реализовать на обычном мультиметре.

Mastech MS6231

Назначение:

  • измерение параметров в режиме обычного мультиметра;
  • измерение температуры в пределах от минус 20 до плюс 1000 градусов Цельсия;
  • измерение частоты оборотов коленвала;
  • измерения угла опережения коленвала (контактное зажигание);
  • автоотключение питания;
  • удержание результатов измерений, максимального значения.

Наиболее полезная функция – автоотключение питания, она предупредит разряд элемента питания по окончании работ. Частота оборотов двигателя показывается на тахометре автомобиля, контактные системы зажигания используются разве что на Жигулях.

MS8211

Отличается оригинальной формой. В числе очень полезных функций этого мультиметра, помимо мощного фонарика (что иногда очень кстати), возможность бесконтактного контроля напряжения (тока) в проводнике без повреждения изоляции. Опытные автоэлектрики знают, как часто приходится прокалывать иголкой или делать микроразрез, чтобы проконтролировать напряжение в конкретном проводнике.

С помощью специального щупа этого мультиметра можно проконтролировать цепь, не повреждая изоляцию. Бесконтактный контроль напряжений можно сделать и для бытовой сети переменного тока 380 Вольт (при соответствующем положении переключателя режимов).  Есть в автомультиметре и «контролька» (лампочка на прозвонку).

Видео — обзор такого мультиметра:

В качестве специальных автомобильных измерений предлагается:

  • проверка наличия коротких замыканий и обрыва цепи;
  • тест системы зажигания;
  • контроль генератора;
  • контроль параметров импульсов форсунок.

Весьма оригинальный и полезный прибор.

UNI-T UT105

Помимо обычных функций мультиметра выполняет измерение частоты оборотов двигателя. Для «чайников» на дисплее показывается, к каким разъемам подключать щупы в данном режиме измерений. Весьма оригинально, но не более.

Видео — автомобильный мультиметр UT105 в работе (обзор функций)

Fluke 88V

Американский производитель комплектует мультиметр дополнительными щупами, крокодилами, наконечником на высоковольтные провода, датчиком температуры. В целом, измерительный инструмент можно отнести к профессиональным.

Помимо обычных, мультиметр выполняет измерение параметров импульсов форсунок, в том числе, скважность, частоту вращения коленвала. Есть мегаомметр до 40 МОм, очень полезно для контроля высоковольтных проводов, свечей зажигания. В качестве прибамбасов – квазианалоговая шкала на цифровом дисплее, автоматическая установка предела измерений. Неплохой прибор.

Trisco DA-400

Практически обычный мультиметр с дополнительными функциями «прозвонки», измерения температуры, бесконтактным щупом на высоковольтные провода, измерением угла зажигания (это большой плюс), измерение величины постоянного тока до 15 Ампер (а не 10, как в большинстве – и это плюс).

Производитель в качестве характеристик заявляет ударопрочность при падении с высоты 1, 5 метра (это двойной плюс). При невысокой стоимости такой прибор является практически идеальным, как в практике автоэлектрика, так и для автолюбителя. Одна проблема – на радио- и авторынке найти его достаточно сложно.

В принципе, при выборе мультиметра для автолюбительского применения не имеет принципиального значения автомобильная или обычная модель прибора будет находиться в багажнике. Если мультиметр приобретается для гаражного хранения и применения, то можно выбрать и автомобильную модель.

Главное — в автомобиле всегда должен быть мультиметр!

Неважно какой. В экстренных ситуациях отказа электрооборудования в дороге или на автостоянке обычно бывает необходимо и достаточно, чтобы мультиметр произвел:

  • измерение напряжения бортовой сети и аккумуляторной батареи;
  • контроль заряда АКБ от генератора;
  • сделал «прозвонку» предохранителей, лампочек и электропроводки;
  • измерение тока утечки;
  • контроль параметров датчиков, прежде всего, сопротивления и напряжения на датчиках.

В качестве дополнительных потребительских характеристик желательны: подсветка цифрового индикатора, ударопрочный корпус. Таким параметрам может удовлетворять простейший мультиметр стоимостью до 1000 рублей, например MAS830L.

Обозначения режимов на большинстве приборов стандартизированы, поэтому, научившись работать на одном мультиметре, можно уверенно перейти на пользование другим. Время «жизни» мультиметра в практике автоэлектрика максимум полгода, в автолюбительской – пару лет.

В первую очередь выходят из строя щупы. Обычно это происходит зимой: некачественная изоляция трескается в морозы, провода обрываются, щупы приходится менять. Затем, обычно по невнимательности, отказывает режим измерения тока 10 Ампер. После этого режим прозвонки, измерения сопротивлений и …далее  лучше купить новый. Поэтому, покупать дорогой мультиметр не имеет смысла.

Как пользоваться мультиметром в автомобиле в различных режимах

Рассмотрим на примере MAS830L.

Как проверить напряжение

Для контроля напряжения на аккумуляторной батарее необходимо красный (положительный) щуп подключить к гнезду 6, черный (отрицательный) — к гнезду 5. Далее переключатель режимов устанавливается на зону 1 измерения постоянных напряжений на предел 20 Вольт (20V). Напряжение нормально заряженного аккумулятора от 12,4 до 12,8 вольт. При заведенном двигателе напряжение на клеммах АКБ должно увеличиться до 13,5 – 14,5 Вольт. Это свидетельствует о работоспособности генератора автомобиля.

Как измерить ток

Чаще всего этот режим используется для измерения токов утечки в цепи аккумуляторной батареи.

Измерение тока осуществляется в разрыв электрической цепи.

Чтобы измерить ток утечки, необходимо отключить положительную клемму аккумуляторной батареи, затем переключить режим в положение 10А (на режиме 8). Положительный щуп подключить к гнезду 4, отрицательный – к гнезду 5. Красный (положительный) щуп подключить к клемме «+» аккумуляторной батареи, черный (отрицательный) – к отключенной положительной клемме.

Будьте осторожны – положительная клемма не должна касаться металлических элементов кузова и двигателя.

На дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Считается нормальным ток утечки до 0,2 Ампер. Для более точных измерения можно перейти на меньший предел измерений. При этом следует переключить красный щуп в гнездо 6.

Видео — как мультиметром измерить утечку тока аккумулятора:

Измерение сопротивлений

Чтобы проверить исправность лампочки, следует переключатель режимов установить в зону измерения сопротивлений 2 на предел 200 Ом. Щупы подключить к лампочке. На индикаторе показывается величина сопротивления лампы.

Если на индикаторе будет отображаться 1 в верхнем регистре, значит, лампочка неисправна либо имеет большее, чем 200 Ом сопротивление.

Аналогичным образом измеряют сопротивление датчиков.

«Прозвонка» предохранителей и цепей

Переключатель режимов устанавливается в положение 7. Щупы подключаются к выводам предохранителя. В случае его исправности зазвучит сигнал зуммера. Таким же образом прозваниваются провода. Щупы следует подключать к зачищенным зонам на начале и конце провода.

Проверка диодов

Требуется при проверке диодного моста генератора. Переключатель устанавливается в положение 3, щупы – к проверяемому диоду. В одном включении щупов сопротивление должно быть бесконечным (как на предыдущем рисунке — на индикаторе будет отображаться 1), в другом (прямом) – от 500 до 700 Ом.

На данном мультиметре есть еще режим измерения коэффициента усиления биполярных транзисторов, но он в автолюбительской практике не используется.

Общие рекомендации

Обязательно включите мультиметр в состав бортового инструмента.

Научитесь им пользоваться, для начала хотя бы измерять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. В холодное время года это наверняка пригодится.

Не приобретайте слишком дорогой мультиметр, тем более, профессиональный. Для обычных измерений вполне достаточно обычного тестера.

Проверьте при покупке, есть ли предел измерений тока 10 Ампер. Он часто бывает нужен при контроле цепей автомобиля.

После использования мультиметра в режимах измерения тока и сопротивления, сразу переключите прибор в режим измерения напряжения или выключите его. Измерение напряжения в цепи при случайно оставленном режиме измерения тока либо сопротивления – наиболее частая причина его выхода из строя.

Смотрите чем полезна проверка авто по гос номеру перед его покупкой.

При самостоятельной установке сигнализации мультиметр также будет необходим для проверки правильности подключения.

По каким причинам чаще всего выходит из строя https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/aksessuary-i-gadzhety-dlya-avto/prikurivatel.html прикуриватель автомобиля.

Видео — проверка аккумулятора и генератора автомобиля с помощью мультиметра:

Может заинтересовать:

voditeliauto.ru

Описание конструкции и порядок работы Автотестера АТ-1М

Контроль напряжения бортовой сети (проверка и регулировка реле-регулятора напряжения).

Отклонение напряжения бортовой сети от нормы приводит к нарушению работы электрооборудования. При напряжении ниже нормы происходит вялый заряд аккумуляторной батареи. Это приводит к её недозаряду и сокращению срока эксплуатации. При напряжении выше нормы происходит выкипание электролита батареи, перегорание ламп, пробой высоковольтных проводов, свечей, катушки зажигания. По этим причинам очень важно, чтобы напряжение бортовой сети соответствовало норме.

Контроль напряжения бортовой сети проводить следующим методом подключить прибор «-« на корпус, а «+» на вывод катушки зажигания, соединённый с контактами прерывателя;

-переключатель прибора установить в положение «6000 об/мин» нажатием двух кнопок «6000 r/min» и «»;

- установить обороты двигателя

- отключить зажим «+», включить кнопку прибора «11-16V», подключить зажим «+» к клкме «+» АКБ. Дать поработать двигателю минуту;

- включить дальний свет;

- снять значение по шкале «11-16 V» и сравнить показания с данными рекомендуемыми инструкцией по эксплуатации на автомобиль.

Если имеются отклонения напряжения бортовой сети, то возможны следующие неисправности:

- обрыв или короткое замыкание в цепи электроснабжения;

- проскальзывание ремня привода генератора;

- неисправен генератор;

- неисправна АКБ;

- неисправен реле - регулятор;

Оценка степени заряженности АКБ.

При работе электрооборудования очень важна оценка степени заряженности АКБ. Обычно этот параметр контролируется ареометром по плотности электролита, но можно контролировать и по равновесной ЭДС. Принцип оценки заряженности АКБ с номинальным напряжением 12 В по измерению равновесной ЭДС заложен в приборе. На шкале 11-16 Vнанесены отметки, соответствующие степени заряженности АКБ.

Оценку проводят следующим образом:

- включить кнопку «11-16 V»;

- подключить прибор к выводам батареи зажим «+» к плюсу, а «-« к массе ;

- снять отсчет по меткам на шкале «11-16V».

Оценку батареи производить после бездействия ее в течение часа и более.

Оценку степени заряженности АКБ по прибору не заменяет проверку плотности электролита ареометром, что необходимо для определения качества электролита.

Проверка напряжения АКБ под нагрузкой

Этот вид проверки является одним из основных при оценке качества АКБ. Проверку производить на заряженной батарее следующим методом:

- включить кнопку «11-16V», подключить прибор к батарее;

- включить стартер на 1-2 секунды для снятия поверхностного заряда с батареи и оставить включенным зажигание;

- снять отсчет по шкале «11-16V», напряжение батареи не должно быть менее 12 В;

- включить фары дальнего света; напряжение должно уменьшиться не более чем 0.2 В;

- переключить прибор на напряжение «25 В»

- включить кнопку «v». Отсчет снять по шкале «2,5V», результат умножить на 10, включить стартер и одновременно контролировать напряжение по прибору. Напряжение батареи должно быть не менее 9 В.

Проверка и регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя в двигателях с электромеханической системе зажигания.

Проводить следующим образом:

-включить кнопку «»;

-Подключить прибор по схеме;

- запустить ДВС и добиться устойчивых оборотов КВ;

- снять показания прибора по шкале «»;

- поднять обороты двигателя до 2000-3000 об/мин. Стрелка прибора должна отклониться в сторону увеличения на 2-3 0 , а при снижении оборотов до 800-900 об/мин, вернуться в исходное положение. При отклонении стрелки более чем на 30 распределитель подлежит ремонту или замене.

Установка начального угла опережения зажигания

Для проверки переключить прибор на диапазон измерения напряжения «25 V»;

-подключить прибор «+» к контакту прерывателя, а «-« к массе;

- поворачивая КВ вывести первый цилиндр в ВМТ в конце такта сжатия;

- повернуть ключ зажигания и убедиться что стрелка прибора находится на нуле, Медленно поворачивая КВ остановиться точно в тот момент когда стрелка скачком покажет напряжение.

- проверить в этом положении взаимное расположение меток на шкиве и картере двигателя. Если метка на шкиве не попадает в зону меток картера , то следует довернуть вал двигателя до совпадения метки на шкиве до совпадения со средней меткой на картере, затем установить октан-корректор на ноль , ослабить винт крепления корпуса распределителя и медленно поворачивать распределитель до момента размыкания контактов что обнаружится скачкообразным движением стрелки с 0 до 12 В.

Проверка электронного блока ступенчатого пуска воздуха

Для проверки электронного блока необходимо:

- к клеммам электромагнитов подключить лампы 12 В, мощностью не более 2 ВТ;

- переключатель прибора установить в положение «600 r/min» нажатием двух кнопок «1500 r/min» и «»;

- запустить двигатель;

- постепенно увеличивая частоту вращения и наблюдая за показаниями прибора, добиться включения с начала первой, а затем второй лампы, сравнить показания прибора со справочными данными.

- первый порог срабатывания 1700 об/мин.

-второй порог срабатывания 2500 об/мин

Если при повышении частоты вращения КВ до оборотов выше средних, лампы не загораются или загорается только одна, то электронный блок не исправен.

Проверка работоспособности датчика бесконтактной системы зажигания, датчика Холла.

С выхода датчика снимается напряжение, если в его зазоре находится стальной экран. Если экрана нет то напряжение на выходе датчика близко к нулю. Для проверки датчика необходимо подключить прибор к раъему датчика,

-переключатель и ручку регулятора прибора установить в положение «25v»;

-включить зажигание и медленно поворачивая коленчатый вал, проверить напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться щт 0.4 В до 9.3 В.

Определение относительной эффективности работы каждого цилиндра.

Определение относительной эффективности работы каждого цилиндра основывается на изменении частоты вращения КВ при выключении одного из цилиндров и сравнении полученной величины с частотой вращения КВ при работе всех цилиндров.

Контроль проводится следующим методом:

- включить кнопку 1500r /min» прибора;

- подключить прибор согласно схеме.

- установить скорость вращения КВ 900-1000 об/мин.

- снять поочередно со свечей высоковольтные провода;

- наблюдать по прибору снижение частоты вращения КВ

Нормальным считается снижение частоты вращения на 60-100 об/мин.

studbooks.net


Смотрите также