Для чего нужен тахограф в автомобиле


Что такое тахограф и зачем он нужен в автомобиле

Сегодня есть разные категории автолюбителей: для одних назначение тахографа является загадкой, другие считают это устройство бесполезной тратой денег, а третьим приходится мириться с его установкой. При этом на практике данные изделия устанавливаются на коммерческом транспорте и выполняют ряд весьма полезных задач.

Назначение

Итак, какую функцию выполняет тахограф?

Первоначально устройство планировалось для защиты водителя, пассажиров и участников движения от возможного ДТП. Каким образом? – Путем контроля средней и максимальной скорости, а также времени смены водителя.

Не удивительно, почему тахографы получили максимальное распространение на коммерческом транспорте при перевозке товара на большие расстояния.

По сути, устройства держат «в узде» дальнобойщиков, не допуская чрезмерной усталости водителя и контролируя его поведении на дороге.

Конечно, в транспортной сфере применение тахографов не всегда оправдано, ведь они могут существенно влиять на эффективность каждого отдельно взятого водителя.

С другой стороны, одна допущенная ошибка со стороны дальнобойщика может привести к существенным затратам и даже трагическим последствиям. Следовательно, как всегда, из двух зол всегда приходится выбирать меньшее.

Не стоит забывать и еще одной важной функции таких устройств – наличии мощного приемника системы позиционирования. Это значит, что путь каждого автомобиля с тахографом можно отследить, что заставляет водителей четко следовать намеченному маршруту.

На территории РФ роль такой системы позиционирования выполняет ГЛОНАСС. И как показывает практика, точность подобных систем весьма высока.

Очень важный момент – защита собранной устройством информации, поэтому данные надежно страхуются системой криптографического шифрования. При этом наличие специального сертификата позволяет использовать устройство только сотрудниками правоохранительных органов.

Устройство

По виду и типу разъема современный тахограф чем-то напоминает привычную автомобильную магнитолу. К слову, данное устройство можно с легкостью поместить в уже существующий 1-DIN отсек.

Но есть и другая форма изготовления – по образцу спидометра (выполняется круглой). Но вне зависимости от формы, детали прибора отличаются незначительно.

В основе тахографа лежит:

Печатающее устройство.

Его задача – вывод накопленной информации на бумажный носитель. Здесь чаще всего применяется печать на термоленту (как и в обычных кассовых аппаратах).

Экран с кнопками.

Упрощает взаимодействие водителя и тахографа, позволяя максимально использовать функциональность устройства.

GPS модем.

Осуществляет передачу информации на сервер, где полученные данные могут находиться в течение нескольких месяцев, а то и лет (все зависит от поставленных задач).

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Навител навигатор 5.0.3.222

Считыватель топографических карт.

Предназначен для распознавания того или иного члена экипажа.

Датчик движения.

Передает всю информацию в виде специальных шифров. Следовательно, модифицировать или изменить передаваемые данные не получится при всем желании. Если такие попытки будут иметь место, то они фиксируются в памяти тахографа.

Но и это еще не все. В самом устройстве вмонтирован специальный криптографический модуль – так называемый блок СКЗИ. В нем встроен приемник, который «сотрудничает» с системой позиционирования ГЛОНАСС.

Устройство подключается к бортовой сети и запускается после запуска мотора. После этого система выполняет возложенные на нее функции контроля скорости и времени.

В роли измерителей выступают встроенные датчики, вскрывать или демонтировать которые строго запрещено.

Виды

На сегодня можно выделить два основных типа устройств.

Аналоговые тахографы.

Истинные «первопроходцы» среди таких устройств. Но из-за устаревания системы они постепенно выходят из обихода.

Здесь информация записывается на круговую диаграмму с учетом сигналов, которые поступают от датчиков аналогового типа. Естественно, точность и надежность таких устройств очень «хромает».

Цифровые тахографы.

Более современные и эффективные устройства, в основе которых лежит криптографический модуль.

Преимущество данной системы – большая надежность, точность глобального позиционирования, возможность эффективного хранения всей информации.

Именно этот вид изделий сегодня пользуется наибольшей популярностью (и, как показывает практика, весьма заслуженно).

Суть СКЗИ

Данный модуль расшифровывается, как «средство криптографической защиты информации». Его основная задача – защита записанной блоком информации от постороннего вмешательства (корректировки).

Внешне СКЗИ – небольшой корпусной элемент. В нем предусмотрен специальный разъем для подключения антенны и интерфейсный выход.

К преимуществам модуля можно отнести весьма мощный криптографический процессор и энергонезависимую память. Работа блоков СКЗИ регулируется исключительно работниками служб безопасности.

Таким образом, блок СКЗИ выполняет три основные задачи:

  • защищает данные от корректировки;
  • работает с цифровой подписью;
  • производит согласование уже зафиксированной информации с существующим временным штампом. Это необходимо, чтобы предотвратить попытки вмешательства извне и корректировки временных параметров.

Особенности калибровки

Как и любое другое измерительное устройство, тахограф должен время от времени подвергаться процессу калибровки.

Основная задача данной процедуры – выставить такие коэффициенты, чтобы реальные зафиксированные параметры (скорость и пробег автомобиля) соответствовали эталонным. При этом допускается небольшая погрешность в пределах класса точности устройства.

Тахографы необходимо калибровать в следующих случаях:

  1. При первичной установке устройства на автомобиль;
  2. При появлении временных погрешностей на встроенных часах больше, чем на двадцать минут;
  3. После выполнения ремонтных работ;
  4. После внесения изменений или проведения наладки в электрической цепи одного или нескольких датчиков;
  5. В случае снятия или нарушения пломбы, установленной на тахографе;
  6. При изменениях регистрационного номера автомобиля или некоторых его характеристик;
  7. В случае замены шин и увеличения длины окружности выше заданного предельного параметра;
  8. Через два года с момента последней калибровки или ввода тахографа в эксплуатацию.

Особое внимание уделяется первичной калибровке. Сделать это необходимо в течение первых семи дней с момента монтажа устройства в автомобиле или же с момента получения нового регистрационного номера.

Калибровка состоит из двух основных этапов. Сначала проверка производится на специальном стенде и только после этого – в условиях реальной трассы. При этом каждая из проверок имеет свои особенности.

Так, стендовые испытания включают в себя:

  • проверку таблички с типом устройства (особое внимание уделяется читаемости информации и целостности устройства);
  • сверку информации на табличке с данными установщиков (мастерской);
  • проверку всех узлов тахографа, на которых должна прописываться такая информация, как номер детали, дата изготовления, разработчик и так далее;
  • проверку целостности пломб, которые установлены производителем и работникам мастерской, датчика движения и проводки.

Второй этап проверки (в реальных условиях) более серьезный.

Здесь проводятся следующие мероприятия:

  1. Программируется устройство с учетом калибровочного коэффициента;
  2. Осматривается сам автомобиль;
  3. Проверяется корректность выставленного индекса W (характеризует передаточное соотношение в трансмиссии и давления шин);
  4. Проводится согласовательные работы тахографа и шифрования датчика движения;
  5. Производится проверка и корректировка (при необходимости) установок на часах изделия;
  6. Вносится необходимая информация в память устройства;
  7. Проводятся измерения реальной погрешности;
  8. Устанавливаются датчики со специальными настройками;
  9. Выполняется пломбировка датчика, самого прибора и ряда других элементов.

Если в процессе работы возникает необходимость вскрытия пломб, то делать это могут только квалифицированные работники с записью о причинах вскрытия.

Карты для тахографа

Одна из основных сложностей для тахографа – правильная идентификация личности работника. Для этих целей применяются специальные карты доступа с встроенным микропроцессором.

Большой плюс такого изделия в том, что подделать их фактически нереально.

При этом для простоты и удобства эксплуатации разработано несколько основных видов:

  • Карта водителя есть на руках у каждого из членов экипажа. Используется для идентификации личности. По внешнему виду такая карта очень похожа на стандартную «симку» с телефона. Если же карта тахографа по какой-либо причине потеряна, то водитель может ездить на авто 14 дней до момента создания нового «пропуска».
  • Карта контролера необходимо для снятия показаний с прибора сотрудниками ГАИ. Данный вид изделия – именной и дает возможность снятия расширенной информации с устройства. Но узнать о пунктах движения транспорта не выйдет.
  • Карта предприятия может применяться для получения расширенной информации с устройства и задания большего числа настроек. Благодаря данной карте можно распечатывать данные и блокировать их. Изделие не привязывается конкретно к одному человеку и может использоваться любым уполномоченным работником компании.
  • Карта мастера есть у каждого специалиста по наладке. Применяется для более точной настройки и монтажа устройств учета.

Особенности использования

Тахографы сегодня – весьма востребованные устройства. Конечно, они не уберегут от пьяного водителя, но спасти от ряда мошеннических действий с его стороны (к примеру, слива бензина) и превышения скорости они способны.

Сегодня многие транспортные компании стараются обзавестись данными устройствами, понимая всю эффективность и перспективу направления в отношении возможного снижения расходов.

Каким образом можно сэкономить?

Есть возможность снизить затраты на штрафы за превышение скорости, предотвратить «слив» горючего водителем для дальнейшей продажи, сделать невозможной скрутку одометра и корректировку ряда других данных.

Не стоит забывать и о возможности учета средней скорости и расстояния, что может быть очень полезно для планирования дальнейших поездок.

А как в России?

Сегодня установка тахографов в России на ряде грузовых автомобилей является обязательной. К примеру, с 1 апреля 2014 года перевозчики пассажиров и грузов должны обеспечивать транспорт специальными устройствами.

В противном случае водитель при остановке инспектором или работником Ространснадзора может быть оштрафован на весьма серьезную сумму – около 3 тысяч рублей.

В этом случае страдает и руководитель компании, который получает штраф до 10 тысяч рублей.

Так, тахографы должны устанавливаться на все авто, которые перевозят опасные грузы и на автобусы (за исключением маршрутных). Кроме этого, данными приборами должны оборудоваться автомобили весом от 15 тонн и выше.

Вывод

Таким образом, тахографы постепенно год за годом становятся обязательными к установке. Возможно, уже очень скоро они появятся и на легковых автомобилях обычных граждан. Другой вопрос – насколько они полезны и эффективны.

Но здесь уже покажет только время.

autotopik.ru

Тахограф: на какие машины устанавливается в России, для чего нужен

Большая часть автовладельцев, в собственности которых имеются транспортные средства коммерческого назначения, считают обязательную установку в автомобиль тахографа обычным вымогательством денег. Поэтому важно знать, что это за прибор и определить, тахограф на какие машины устанавливается?

Какие автомобили необходимо оснащать тахографом

Для начала следует определиться с тем, на какие машины нужен тахограф в России. В настоящее время рассматриваемым устройством оснащаются:

  • грузовики, задействованные в перемещении категории грузов, относящихся к опасным;
  • пассажирские автобусы, количество мест в которых превышает восемь;
  • на грузовой транспорт, выполняющий междугородние перевозки грузов, имеющих общий вес не ниже 15 тонн;
  • грузовики, имеющие снаряжённую массу, подходящую под категорию «C» и «E».

Чтобы не возникло желание обойти законодательство, с 15 ноября 2014 года Административный кодекс страны претерпел некоторые изменения.

Теперь штрафные санкции за отсутствие в перечисленных категориях автомобилей тахографа накладываются не только на водителя, но и на владельца транспортного средства. Размер штрафа, который предусмотрен статьёй 11.23 за совершение данного правонарушения, составляет от 5 до 10 тысяч рублей.

Назначение тахографа

Главной функцией, ради которой разрабатывался тахограф, является общее сокращение ДТП, а также сохранение здоровья и жизни участников дорожного движения.

Достигнуть поставленной задачи удаётся за счёт установки рамок рабочего времени водителя, а также контроля за соблюдением скоростного режима. Соответственно, появляется возможность не допускать нарушений ПДД и контролировать утомлённость человека с помощью нормирования графика.

Оснащение коммерческого транспорта тахографом

Побеспокоиться о проведении монтажа в автомобиль контролирующего устройства обязан владелец. Работы должны проводиться специалистами автомастерской. Сведения о сервисах, где можно выполнить данную услугу содержатся в специальном перечне.

Все этапы работ по оснащению коммерческого автомобиля тахографом прописаны в Правилах обслуживания тахографов. Этот НПА утверждён приказом Министерства транспорта РФ за номером 36.

Процесс монтажа на автомобиль тахографом подразумевает под собой:

  • установку устройства, модель которого присутствует в указанном выше приказе;
  • активацию установленного изделия, а также, при наличии — блока СКЗИ;
  • калибровку устройства;
  • опломбирование установленного тахографа.

Установка тахографа на новый автомобиль, который должен иметь подобное устройство, и при условии, что машина произведена на российском предприятии, возлагается непосредственно на организацию — изготовителя.

Монтаж тахографа на автомобиль, который находится в работе на территории России, но был произведён либо ввезён с территории другого государства, должно осуществляться в специализированной мастерской.

Установка контролирующего устройства выполняется таким образом, дабы водителю были доступны все его функции прямо со своего рабочего места. При выполнении монтажа должны строго соблюдаться все рекомендации, которые прописаны в технической документации завода-изготовителя.

На какие автомобили тахографы не нужны

Монтаж контролирующего устройства в большинстве случаев является обязательной мерой. Однако есть и некоторые исключения из правил, позволяющие понять, на какие автомобили не надо устанавливать тахографы.

Так, в установке тахографа не нуждаются целые категории различного транспорта:

  1. Транспорт, который был выпущен до момента вступления законодательного акта в юридическую силу и уже имеет средство контроля рабочего режима водителя, соответствующее нормам ЕС.
  2. Машины, предназначающиеся для выполнения определённых видов работ (эвакуаторы, МЧС, скорая помощь и т. д.).
  3. Автомобили, регистрацией которых занимается ВАИ, либо подразделения исполнительной власти.
  4. Транспортные средства, регистрацией которых занимаются органы, призванные вести надзорную деятельность за технической исправностью самоходных машин и иных типов техники.
  5. Специальные машины органов МВД, участвующие в оперативно-розыскной деятельности.

Этот список, как видно, исчерпывающий, поэтому, если автомашина не подпадает под перечисленные категории, придётся устанавливать контролирующий прибор.

Виды контролирующих устройств

Постоянно изменяющиеся требования, предъявляемые к тахографам, ведут к постоянному обновлению модельного ряда устройства.

Сейчас для монтажа на коммерческий транспорт предлагаются следующие виды тахографов:

  • аналоговые изделия;
  • цифровые тахографы класса ЕСТР;
  • цифровые тахографы отечественного производства;
  • предыдущий вариант, но с модулем СКЗИ.

Аналоговое устройство

Этот тип тахографа, согласно постановлению отечественного транспортного министерства, с начала текущего года запрещён к использованию на автомобилях. Причиной для таких действий стало то, что аналоговый прибор вёл запись данных электромеханическим способом на бумажный носитель.

Такой принцип работы признан устаревшим и не соответствующим современным реалиям. Поэтому, если в мастерской предлагают поставить именно аналоговый тахограф, можно смело отказываться от услуг таких специалистов.

Цифровой прибор

Цифровое изделие представляет собой устройство, которое осуществляет постоянную запись информации о деятельности коммерческой машины и её водителя на протяжении всей рабочей смены.

Контролирующее устройство с маркировкой ЕСТР

Его называют ещё тахограф ЕС Это устройство, которое соответствует международным стандартам и жёстким требованиям в рамках соглашения ЕСТР, подписанного представителями большого количества стран.

Значительная часть автомобилей, произведённых на территории ЕС, изначально оснащены приборами данного типа. Запись информации в устройстве ЕСТР осуществляется при помощи скоростного датчика, передающего сведения на контроллер или спидометр.

Активация работы устройства происходит в тот момент, когда водитель вставляет в замок ключ зажигания. Весь объем получаемых данных фиксируется в памяти и на цифровой водительской карте. Выгрузить информацию можно с помощью специального ключа. Кроме того, все данные, полученные устройством во время работы, можно распечатать на бумажном носителе.

Отечественные модели

Последние два типа тахографов являются аналогами европейских устройств, однако их производство налажено и на территории России. Отечественные контролирующие приборы имеют расширенный принцип регистрации движения, позволяющий передавать данные не только при помощи датчика скорости, но и с использованием модуля ГЛОНАСС/GPS, а также датчика системы ABS.

Хранение информации осуществляется, как и на европейских устройствах, либо в памяти прибора, либо на водительской карте.

Блок СКЗИ представляет собой накопительное приспособление, оснащённое криптозащитой информации и способное сохранять полученные записи на протяжении всего рабочего периода тахографа. Данный тип прибора можно назвать уникальной отечественной разработкой. Блок криптозащиты нельзя вывезти за пределы страны или продать.

Все тахографы, в которых установлены указанные приспособления СКЗИ, находятся под действием Закона о неразглашении государственной тайны.

Любой вид работы, который связан с приспособлениями СКЗИ, должен получить лицензию в ФСБ. С указанными выше обстоятельствами связаны особенности использования тахографа с СКЗИ.

Особенности использования контролирующего устройства с вмонтированным блоком криптозащиты

Если для коммерческого автомобиля приобретается тахограф, оснащённый криптозащитным блоком, хозяин машины обязан понимать последствия своего выбора, среди которых есть важные объекты.

  1. После монтажа на коммерческий автомобиль системы криптозащиты данных, владельцу необходимо обратиться в ФСБ за получением лицензионного соглашения. К слову, данное обстоятельство подвергается постоянной критике и, вполне вероятно, в ближайшее время этот вопрос будет пересмотрен и решён в пользу владельцев коммерческих автомобилей;
  2. Один раз в течение трёх лет устройство с приспособлением СКЗИ должно проходить процедуру калибровки. Стоимость данной услуги идентична стоимости прохождения калибровки тахографов любого другого типа, будь то ЕСТР или цифровое отечественное изделие. Кроме того, прибор с установленной СКЗИ необходимо, в тот же срок, завозить в мастерскую для замены самого блока. Минимальный ценник на данную услугу находится на уровне 15000 рублей.
  3. После замены блока его придётся активировать, что потребует ещё порядка нескольких тысяч рублей. В результате, путём нехитрых математических подсчётов, напрашивается вывод о том, что владеть устройством с криптозащитным блоком дороже в несколько раз, нежели европейским прибором.
  4. Любое действие с автомобилем, носящее регистрационный характер, который оснащён контролирующим устройством с блоком криптозащиты. Например, смена регистрационных номеров, покраска кузова в иной цвет, дополнение конструкции автомобиля новыми приспособлениями. А также могут быть действия, которые напрямую связаны с получением нового документа о регистрации машины, ведут к новой калибровке прибора (стоимость начинается с 2000 рублей) и обязательной активации блока (стоимость 2000 рублей). Иногда придётся прибегнуть и к полной замене приспособления (стоимость начинается с 15000 рублей).
  5. Если необходимо продать коммерческий автомобиль с тахографом СКЗИ, либо отдать его новому арендатору даже по лизинговой программе, владелец ТС обязан провести демонтаж криптозащитного блока, либо полностью всего контролёра, и в дальнейшем провести утилизация прибора. Весь указанный алгоритм действий потребует финансовых вложений. При этом провести демонтаж и утилизацию можно исключительно в той же мастерской, где была выполнена активация приспособления. Такой вариант, естественно, не подразумевает получения у мастеров скидки на проведения работ. Кстати, новый владелец или арендатор автомобиля, если будет использовать машину в коммерческих целях, сразу по окончании сделки купли-продажи, обязан установить на него новый тахограф.
  6. Чтобы деятельность автомобиля с вмонтированным устройством СКЗИ, а также картами, не вызывала вопросов со стороны проверяющих и органов контролирующей власти, необходимо внедрить на предприятии специально разработанный программно-аппаратный комплекс, который соответствует стандартам ФСБ.

Выезжать коммерческому автомобилю с установленным криптозащитным блоком за пределы территории РФ, даже если поездка будет в Республики Беларусь или Казахстан, категорически запрещается.

Причина запрета кроется не только в том факте, что движение автомобиля с подобным типом устройств по странам ЕЭС запрещается, но и в том, что вывозить прошедшее активацию криптозащитное приспособление нельзя, так как можно нарваться на санкции закона о неразглашении государственной тайны. Любое отклонение от норм указанного НПА карается статьями УК РФ.

Надёжность тахометров

Несмотря на столь внушительный список требований при эксплуатации, тахографы с СКЗИ не могут похвастаться особой надёжностью. Даже те модели устройств с блоком, производством которых занимаются европейские компании, имеющие репутацию исключительно надёжных производителей, не могут гарантировать более продолжительный срок службы по сравнению с отечественными моделями тахографов.

Основная причина такого обстоятельства кроется в том, что непосредственно блок СКЗИ, который обязательно входит в комплектацию рассматриваемого типа устройства, производится на единственном коммерческом предприятии. А в основе блока базируется модуль фискальной памяти, встраиваемый в стандартные кассовые аппараты.

Этот факт не предполагает разумного ценника. Учитывая себестоимость блока, которая не превышает отметки в две тысячи, стоимость в мастерских стартует с 13000). Устанавливая произвольное определение цены, это производитель не даёт и гарантии надёжного использования.

В процессе изготовления используются радиоэлементы, которые не предусмотрены для применения в транспортных средствах. Это обстоятельство приводит к тому, что из-за постоянного перепада температурного режима довольно часто в автомобиле скапливается избыток статического электричества.

Можно ли установить криптозащитный блок в уже установленный тахометр

Ещё один важный момент заключается в том, что выполнить оснащение криптозащитным блоком уже установленного в автомобиле тахографа невозможно.

Даже, если сотрудники мастерских будут уверять владельца в обратном, есть ряд обстоятельств, препятствующих установке блока. По этой причине, если на модель устройства при выпуске с производства не был установлен криптозащитный блок, то вмонтировать его в тахограф в 99% случаев нельзя. Последний процент станет для владельца транспорта слишком дорогим.

Стоит помнить о том, что, как бы ни убеждали в обратном, качество европейской техники и тахографов отечественного производства, к сожалению, значительно отличается.

Однако на первый план могут выйти финансовые расходы. Ведь оснастить импортным устройством один или несколько автомобилей особо не скажется на бюджете предприятия. А вот в случае, когда автомобильный парк насчитывает несколько десятков и даже сотен машин, отечественное устройство позволит в значительной степени сократить статью затрат на оснащение транспорта тахографами. Выбор в пользу отечественного производителя будет тем очевиднее, если устройства будут с блоками криптозащиты СКЗИ.

avtoved.com

Что такое тахограф и для чего он нужен

Множество водителей и владельцев коммерческого транспорта считают обязательное оборудование транспортных средств тахографом банальным вымогательством денег. Однако это не так.

Конечно оборудование такого рода бесплатно не выдаётся, но и полезный эффект от его применения не идёт ни в какое сравнение с его стоимостью. Ведь появляется возможность контролировать соблюдение скоростного режима водителями транспортных средств, а также их режим работы. Это может значительно снизить вероятность совершения ДТП, а значит и риски получения убытков.

Правильное же применение данных, полученных с такого устройства, позволяет предотвращать противоправные действия водителей, что снижает издержки компании на содержание автопарка.

Так, к примеру, пробег изменить уже не получится, если, конечно, у заинтересованной стороны нет специализированной (почти шпионской) техники. Однако такую технику просто так не купить, потому достоверность показаний в достаточной степени высока.

Назначение тахографа

Вообще говоря, изначально, тахограф предназначен для сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения, а также для общего сокращения дорожно-транспортных происшествий.

Достигается это фиксацией скоростного режима, средней скорости и периодов работы водителей. Таким образом, становится возможным пресекать как нарушения скоростного режима водителями коммерческого транспорта, так и чрезмерную утомлённость экипажа, нормируя время работы и отдыха.

Учитывая характер применения автомобилей, где обязательна установка тахографов, они могут понизить эффективность работы одной единицы с экипажем. Ведь контроль подразумевает соблюдение скоростного режима, а также режима работы и отдыха.

Но ведь цена, которую, возможно, придётся заплатить за повышение эффективности, может быть слишком дорога. Достаточно всего лишь одного ДТП с ценным грузом в кузове чтобы принести очень существенные убытки. А уж что говорить про жизнь и здоровье людей, попавших под удар.

Видео — порядок работы водителя с тахографом:

Немаловажно и оснащение тахографа приёмником системы глобального позиционирования. Для нашей страны – это ГЛОНАСС. Эффективность и точность информации, фиксируемой прибором такого типа, достаточно высоки.

Ко всему прочему прибор должен надёжно защищать накопленную информацию. Для этого используется криптографическое шифрование. Это позволяет исключить модификацию данных в преступных целях.

Кроме того, тахограф должен быть сертифицированным. Это позволит использовать полученную с помощью его информацию, при работе с правоохранительными органами, т.к. эти данные будут являться неоспоримой уликой.

Устройство тахографа

В целом тахограф выглядит практически как магнитола. Это небольшой (1-Din) блок, устанавливаемый в транспортное средство. Либо другой вариант – в виде круглого прибора, аналогичного спидометру автомобиля, только значительно более функционального.

Устройство содержит:

  • Дисплей и управляющие кнопки – для обеспечения возможности управления и взаимодействия с прибором;
  • Печатающее устройство — чтобы выводить накопленные данные на бумагу (печать осуществляется на термоленту, аналогичную, применяемым в кассовых аппаратах);
  • Считыватель тахографических карт — с помощью этих карт идентифицируется водитель;
  • GPRS модем — для передачи накопленной информации на сервер, ведь данные должны храниться в течении нескольких лет;
  • Специальный датчик движения, передача данных с которого производится в шифрованном виде, что исключает возможность модификации передаваемых им данных (любая попытка модификации фиксируется в памяти устройства).

Внутрь устройства монтируется блок СКЗИ (HKM), он же криптографический модуль со встроенным приёмником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (ГЕОС-3).

Само устройство подключается к штатной электропроводке автомобиля. Это может быть как современная цифровая шина CAN, так и более простые системы.

Прибор контролирует факт запуска двигателя (после чего включается в работу), а также скоростные и временные параметры. Сами измерения производятся собственными датчиками прибора, целостность которых нарушать нельзя, включая их электропроводку.

Виды тахографов

Существует два основных вида тахографов – цифровой и аналоговый.

Вторые постепенно выходят из употребления. Запись данных производится на круговую диаграмму (с изначально заполненными данными водителя), согласно получаемым сигналам с аналоговых датчиков. Но в этой статье их рассматривать не будем, в связи со значительным устареванием конструкции и отходом её на второй план.

Цифровые тахографы содержат криптографический модуль, для повышения сохранности информации и системой глобального позиционирования. Именно тахографы такого типа используются в настоящий момент.

Что такое СКЗИ для тахографа

Модуль СКЗИ – это, дословно, Средство Криптографической Защиты Информации. Устройство оснащено, грубо говоря, энергонезависимой памятью, и специальным криптографическим процессором. Производство и работа (а также лицензирование) с этими модулями контролируется ФСБ РФ, аналогично модулям ЭКЛЗ для кассовых аппаратов.

Сам по себе блок СКЗИ представляет собой небольшой корпусной элемент, с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС.

Основная цель установки такого блока – это предотвращение корректировки записанной информации.

Функционально блок СКЗИ производит:

  • Работу с цифровой подписью;
  • Защиту от корректировки уже записанных данных;
  • Согласовывает записанные данные с временным штампом, что исключает корректировку времени записи.

Что такое калибровка тахографа

Тахограф, кроме фиксирующего устройства, является измерительным прибором. Как и множество других измерительных устройств, он требует калибровки.

Калибровка заключается в корректировке измерительных коэффициентов так, чтобы измеренный пробег и скорость соответствовали эталонным (фактически пройденным) значениям с точностью до допустимой погрешности.

Калибровка тахографа осуществляется в следующих случаях:

  • Первоначальная установка прибора;
  • Отклонение встроенных часов более, чем на 20 минут;
  • После проведения ремонта устройства;
  • После проведения ремонта электрических цепей измерительных цепей датчиков, либо самих датчиков;
  • При нарушении пломбировки прибора;
  • При изменении базовых характеристик транспортного средства, включая его регистрационный номер;
  • В случае изменения длины окружности шин транспортного средства выше порогового значения;
  • После двух лет эксплуатации, с момента последней калибровки.

При начале эксплуатации устройства производится первичная калибровка. Её необходимо произвести в течение недели, с момента установки прибора, либо выдачи регистрационного номера транспортного средства.

Сам процесс калибровки разделён на два этапа – стендовые и дорожные испытания.

Стендовый этап включает в себя визуальный осмотр, в который входит:

  • Проверка целостности и читаемости таблички, на которую нанесены данные утверждения типа устройства;
  • Проверка отдельных узлов устройства, где должны быть указаны – изготовитель, дата производства, номер детали и т.д.;
  • Проверка таблички с данными мастерской, производившей установку прибора;
  • Контроль целостности пломб, нанесённых заводом изготовителем;
  • Контроль пломб, установленных мастерской, установившей прибор;
  • Контроль целостности датчика движения, а также соединительной электропроводки.

Дорожная проверка более обширна. Она включает в себя:

  • Технический осмотр транспортного средства;
  • Проверяют соответствие индекса W, т.е. передаточных соотношений в трансмиссии транспортного средства, при штатном давлении шин (проверяется манометром);
  • Программирование устройства, согласно коэффициенту;
  • Проверка значений часов устройства, и, при необходимости, их корректировка;
  • Согласование шифрования датчика движения и самого прибора;
  • Проверка погрешности измерений с соответствующими поправочными коэффициентами;
  • Занесение данных в память прибора;
  • Установка таблички, с настройками контрольного устройства;
  • Пломбирование прибора;
  • Пломбировка датчика и сопутствующих элементов.

Вскрытие пломб возможно только квалифицированными мастерами, с заполнением специальных бумаг, где обязательно указывается причина вскрытия.

Карты для тахографа

Для обеспечения идентификации работника, использующего прибор учёта, используются специальные чиповые карты доступа. В чипе установлен специальный криптографический микропроцессор, сводящий практически к нулю возможность подделки карты.

Виды карт для тахографа:

  • Карта мастера – используется для настройки и установки прибора учёта;
  • Карта предприятия – используется для получения расширенных данных с устройства;
  • Карта контролёра – используется для снятия текущих показателей сотрудниками ответственных органов (ГИБДД и т.д.);
  • Карта водителя – используется для идентификации водителя транспортного средства.

В целом конструкция карты аналогична таковой SIM карте сотовых операторов, только с более высоким уровнем защиты.

Водитель не имеет права использовать чужую карту доступа. При начале работы карту необходимо установить в слот прибора, после чего можно начинать рабочий процесс.

Ежедневная распечатка итогов не обязательна, за исключением утери карты доступа. При утере карты, водителю разрешается работа в течении двух недель (пока создаётся новая карта), но с обязательной ежедневной распечаткой итогов.

Видео — с пояснениями работы тахографа:

Карта предприятия позволяет получать большее количество информации, а также производить ряд настроек. С помощью этой карты можно производить распечатку накопленных данных, их блокировку (для исключения ознакомления с ними других пользователей). Карта не персонифицирована, а количество карт такого типа для одного предприятия не ограничено.

Карта контролёра является именной и применяется для снятия показаний соответствующими органами, при необходимости. Однако эта карта не позволит получать информацию о пунктах движения транспортного средства.

Карта мастера используется мастерской, производящей установку и настройку такого рода оборудования.

Использование тахографов

Конечно принудительное введение не самых дешёвых устройств в эксплуатацию в принудительном порядке мало кого может порадовать. Но, как говорится – железной рукой к счастью тоже можно привести.

Согласно статистике европейских стран (на которые так любят смотреть наши правители) аварийность со смертельным исходом, при активном использовании таких устройств, значительно снизилась.

А если учесть, что большинство серьёзных аварий случаются при алкогольном опьянении (здесь прибор бессилен), превышении скорости и засыпании водителя за рулём – то возможная эффективность прибора очевидна.

Да и умелый подход при использовании данных устройства ответственными работниками может принести немалое сокращение расходов организации.

Это не только экономия на штрафах, когда транспортное средство используется без положенного по закону прибора. Это возможность пресекать «слив» горючего и смазочных материалов, ведь показания гораздо точнее штатного одометра, которые при этом невозможно откорректировать, в отличие от того же штатного одометра. Да и учёт средней скорости и превышений скорости также немаловажен.

Потому нередка установка таких приборов учёта в транспортные средства, эксплуатация в которых тахографов необязательна. Однако для таких случаев существуют специальные, более доступные устройства.

Если же эксплуатация транспорта допускается только с тахографом, то не следует на этой возможности экономить – лучше получить дополнительные преимущества.

Дополнительно предлагаем прочитать статью о том как пользоваться тахографом и чего делать не следует.

Каждый водитель должен знать о порядке общения с сотрудником ГИБДД, о чем подробно рассказано здесь.

Тот же 185 приказ указывает на причины остановки водителя — https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/prikaz-185-prichiny-ostanovki.html

Видео — практика использования тахографов за рубежом:

Может заинтересовать:

voditeliauto.ru

Что такое тахограф в автомобиле и каковы правила его установки?

Тахограф для многих автолюбителей является загадочным и непонятным устройством, во многом - из-за его специфического предназначения. Хотя достаточно большое количество водителей мирятся с его присутствием, а некоторым оно очень помогает. Поэтому важно разобраться, что такое тахограф в автомобиле. Итак, давайте рассмотрим этот вопрос.

Характеристика

Тахограф – это прибор для осуществления контроля над автомобилем и условиями труда водителя. Данное устройство регистрирует следующие параметры:

  • Пройденное расстояние.
  • Время поездки.
  • Скорость движения.
  • Время стоянки или остановки.

Из списка регистрируемых параметров становится понятно, что такое тахограф в автомобиле.

Грубо говоря, это регистратор езды, следящее устройство. Ведь наличие системы позиционирования позволяет в буквальном смысле отследить движущийся автомобиль, что дисциплинирует водителей.

Назначение

Элемент появился для обеспечения безопасности автомобильных перевозок и автомобильного движения вообще. Данное устройство позволяет контролировать скоростной режим. Это снижает вероятность ДТП. Наличие тахографа и его показаний в случае аварии поможет доказать невиновность водителя или, наоборот, привлечь его к ответственности. Установить тахограф на грузовой автомобиль закон предписывает практически прямо. Кроме того, контролер поездки может отслеживать время нахождения конкретного водителя за рулем и его отдыха.

Из назначения устройства становится понятно, что оно больше ориентировано на коммерческие перевозки, когда необходимо учитывать, кто, сколько и когда проехал на данном транспортном средстве. Итак, на какие автомобили устанавливаются тахографы?

  • грузовики, перевозящие опасные грузы полной массой более 3,5 т;
  • автобусы с количеством посадочных мест более 8 и массой до 5 т;
  • грузовики, которые осуществляют перевозки на расстояния более 50 км;
  • техника полной массой более 15 тонн, не перевозящая опасный груз;
  • грузовики с разрешенной максимальной массой 12-15 т, не осуществляющие междугородние перевозки;
  • грузовики с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 т, перевозящие любые грузы.

Последний пункт был добавлен в апреле 2015 г. Из этого следует, что установка тахографа на грузовой автомобиль практически во всех случаях обязательна. Малые пассажирские перевозки тоже подпадают под область применения данного устройства.

Когда не надо устанавливать прибор?

Есть моменты, когда не обязательна установка тахографа на автомобиль. Закон гласит, что монтаж можно не делать на пригородных автобусах и эвакуаторах, машинах-уборщиках улиц, автомобилях экстренных служб (пожарные, скорая помощь, МЧС), автокранах.

Также это касается автомобилей, которые заняты на оперативной и розыскной деятельности.

Виды устройств

Приборы существуют двух видов: аналоговые и цифровые. Первые тахографы - круглые, чем-то похожие на обычный спидометр. Появились намного раньше цифровых. Что такое тахограф в автомобиле современном? Это цифровое устройство, размерами и формой напоминающее автомагнитолу. Устройства снабжены жидкокристаллическим экраном, на который выводится вся необходимая информация. Отличия у этих двух видов - не только во внешности. Аналоговые устройства записывают информацию при помощи специальных датчиков на круговую диаграмму. В ней водитель предварительно указывает дату и время начала поездки.

Сама карта устанавливается внутрь устройства, и оно, поворачивая диаграмму, строит график движения – среднюю скорость, количество и время остановок и т. д. Цифровое устройство фиксирует информацию на бумажном носителе типа кассового чека, который печатается после окончания поездки.

Ввиду более надежного и точного регистрирования полученных данных, а также простоты работы с ним, цифровое устройство практически полностью вытеснило аналоговое. Кроме того, цифровые устройства получили возможность позиционировать свое собственное местоположение при помощи системы ГЛОНАСС, что еще больше добавляет точности получаемым данным. Помимо этого, они оборудуются криптографическим модулем. Последний обеспечивает надежное шифрование записанных данных.

Что такое СКЗИ

СКЗИ – это средства криптографической защиты информации. Представляют собой специальные приспособления, которые собирают и фиксируют поступающие от датчиков модули вне зависимости от наличия питания. Такой прибор представляет собой записывающий блок, снабженный выходом для GPS-антенны, при помощи которой он осуществляет свое позиционирование. Основное предназначение системы – защита полученных сведений от внешней корректировки и работа с цифровой подписью. Следует иметь в виду, что зашифрованные с помощью СКЗИ данные расшифровываются только правоохранительными органами с использованием специального сертифицированного оборудования.

Как осуществляется доступ к данным

Он производится при помощи специальных карт с чипами, которые имеют разный уровень доступа к чтению информации. Элементы вставляются в специальную прорезь в передней панели аппарата. Они представляют собой обычные пластиковые карточки. Последние разделяются на следующие категории:

  • Карта мастера-установщика. Она используется специалистом при первичной настройке и при установке тахографа в автомобиль.
  • Карта самого предприятия. Она обеспечивает доступ к сохраненным данным о поездке. Именно она позволяет получить наибольшее количество данных обо всех особенностях поездки.
  • Карта контролера. Служит для снятия текущих показаний правоохранительными органами, в том числе и ГИБДД.
  • Индивидуальная карта водителя. Используется для идентификации того, кто сейчас находится за рулем.

Все перечисленные карты обладают разной степенью доступа к информации, от высшей к низшей. В чем отличия?

Карта водителя, например, обладает способностью только зафиксировать время поездки, скорость и время стоянки автомобиля с данным человеком. Таким образом, этот аппарат контролирует многодневные поездки с несколькими водителями с условием постоянного мониторинга их условий.

Особенности использования

Итак, теперь становится понятно, что такое тахограф в автомобиле на сегодняшний день. Это довольно востребованное устройство для более полного контроля над особенностями поездки. Конечно, элемент не регистрирует физиологическое состояние водителя, но предупредить переутомление или мошеннические действия с его стороны он вполне способен. Тем более что установить тахограф на грузовой автомобиль закон предписывает прямо и недвусмысленно.

С его помощью можно предотвратить несанкционированный слив горючего и опасное превышение скорости. Также при использовании тахографа невозможно скрутить счетчик пробега в меньшую или большую сторону и откорректировать другие параметры. Кроме того, учет средней скорости в поездке позволит планировать дальнейшие разъезды и экономить на расходах, как временных, так и материальных.

Заключение

Таким образом, тахографы с каждым годом становятся все более популярными. Конечно, они весьма недешевы (60 тысяч рублей с установкой). Но получаемая за их счет экономия покрывает издержки. Тем более что применяются они в основном в коммерческих структурах. Возможно, они появятся и в обычных автомобилях. Другой вопрос – зачем это нужно и насколько оправдано.

fb.ru


Смотрите также