Историческое слово колесо


КОЛЕСО

Иез 1.16-21; 10.2,6,9,10,12,13,16-17,19; Дан 7.9)-символ вездесущности (разные направления) и всеведения (глаза) Божия.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

диск или обод со спицами, вращающийся на оси. Изобретено на Древнем Востоке в 4-м тысячелетии до н. э. (деревянный диск). К. со спицами и гнутым ободом появилось во 2-м тысячелетии до н. э.

Источник: Словарь исторических терминов

важнейшее изобретение древности. Самый древний рисунок К- найден в Уре (3400 г. до н.э.). В то же время появляется гончарный круг.

Колеса были вначале сплошными. Повозки колесные найдены в курганах южнорусских степей и Урала III-II тыс. до н.э. Двухколесные военные повозки-колесницы впервые появились в Сирии в III тыс. до н.э. В доколумбовой Америке К. почти не использовалось.

Источник: Археологический словарь

с, обычно с опред. Деталь водяного двигателя. // Водоналивное колесо. — В настоящее время протолочка руд производится только на 2-х толчеях, из которых каждая приводится в действие отдельным водоналивным колесом. ГЖ, 1858, № 3: 429; Горизонтальный тонкий вал, или веретено с насаженными на нем крестообразно чугунными мутовками, приводится в движение посредством шестерен, или конным воротом, или водоналивным колесом, смотря по количеству воды в запруженной речке. ГЖ, 1846, № 8: 238; // Колесо гидравлическое. — Всего в 1883 г. в Ачинском, Минусинском и Красноярском округах было 54 гидравлических колеса. Бгл., 1884: 40; // Колесо наливное. Подъемное устройство в виде колеса, которое приводится в движение водой, падающей на его лопасти сверху. — При Вознесенском шахте внутрь горы построить для выливания воды вододействующую машину и на действие оной воду привесть от означенной речки Змеевки чрез луговой штольн. Наливное колесо ради малости речки устроить в диаметре восьми или десяти сажен. Ф.1, о. 2, д. 181, л. 97 (1784 г.)

Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи

(англ. wheel, нем. Rad), одно из важнейших изобретений древности. Впервые сведения о нем появляются в Месопотамии, где К. присутствует в пиктографии Урука (3400 г. до н.э.), там же и примерно в то же время появляется гончарный круг. Позже К. изображается на царском штандарте Ура. Эти К. были сплошными и довольно неуклюжими, могли изготавливаться одночастными, но чаще — трехчастными, скрепленными шипами. Деревянные повозки, а также их терракотовые модели появляются очень рано в курганных захоронениях от Кавказа до Венгрии. Остается неясным, распространяются ли они из одного или нескольких центров. В Египте, имевшем удобные водные коммуникации, К. появляется лишь с гиксосами, причем оно уже имеет спицы. Эта прогрессивная форма К., по-видимому, изобретена в Сирии в начале 2-го тысячелетия до н.э., она сделала возможным появление легкой боевой колесницы, быстро и широко распространившейся у различных народов. В доколумбовой Америке К. не использовалось (исключение — мексиканские терракотовые модели).

Источник: Археологический словарь

Греко-этрусско-рим. мир перенял К. от более др. культур, причем к исконным формам были добавлены важные нововведения из кельтского ареала, в частности железные ободья (ок. 500 до н. э.). Продолжало применяться для перевозки не слишком тяжелых грузов древнейшее дисковое К. Кроме того, использовалось примитивное К. с поперечными и К. с радиальными спицами, число которых колебалось от 4 до 8, а в кельтском регионе даже до 10 — 14. Существовало также отлитое из бронзы К. с закрепл. посредством заклепок накладным деревянным косяком. Возможно, что ступицы бронзового литья были изобретены римлянами и от них позднее перешли к кельтам; последние в позднереспубликанскую эпоху изобрели К. на роликовых подшипниках скольжения (конструкция, предшествовавшая шариковым подшипникам). К. применялось не только в повозках, где оно имело диаметр ок. 80 см, но также, по образцу вост. культур, в качестве вала в подъемных механизмах. В эллинистич. эпоху было изобретено зубчатое К., а в императорское время — различные виды водяных К., как-то: водоподъемное и мельничное.

        

        рис. Колесо, а — дисковое колесо для крытой повозки (глиняная модель с Крымского полуострова, 3 в. до н. э.); b — колесо с поперечными спицами (с чернофигурной вазы 6 в. до н. э.); с — колесная ступица для роликового подшипника скольжения повозки из Дийбьерга (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.).

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Колесо – это одно из самых выдающихся изобретений человечества. Однажды люди обратили внимание на то, что катить груз намного легче, чем тянуть его. На языке современной механики это значит, что «коэффициент трения качения ниже, чем коэффициент трения скольжения».

Простейшее колесо представляло собой круг, отпиленный от ствола дерева. Подкладывая такие катки под груз, люди облегчали его передвижение.

Потом два таких круга соединили осью. Прикрепив их к повозке, избавились от необходимости постоянно перекладывать их под передвигаемый груз.

Скорость повозки возросла после того, как в повозки стали впрягать животных: ослов, быков, лошадей.

Позже колесо стали изготавливать сборным. Оно уже состояло из обода, спиц и ступицы, стянутых металлической шиной. Подобные колеса и сейчас применяются в гужевом транспорте.

Многие высокоразвитые цивилизации так и не пришли к изобретению колеса. Так, инки применяли своеобразные «санки», скользившие по камням.

В современных транспортных средствах обод заменен пневматической шиной, устраняющей тряску и шум при передвижении.

Для снижения трения появилось своеобразное «колесо в колесе» – шарикоподшипник.

Для вездеходов были созданы колеса, потерявшие круглую форму: они стали овальными, шестигранными, спиральными.

Вращение применялось не только в транспорте. Вращательное колесо явилось наиболее удобным способом передачи энергии в различных механизмах и машинах, поскольку вращательное движение может осуществляться равномерно и непрерывно без потери энергии на преодоление инерции движущихся деталей.

Одним из первых применений колеса для передачи движения стал гончарный круг, затем прялка. Позже появилось водяное колесо, применявшееся в мельницах, на мануфактурных фабриках, рудниках, в устройствах для орошения и осушения.

В XIX в. вместо водяного колеса появилась турбина, основным элементом которой является колесо.

В машинах колесо служит для передачи усилия, изменения частоты и направления вращения. Известны зубчатые, ременные, фрикционные передачи.

Появление колеса ускорило развитие человеческой цивилизации и способствовало прогрессу технических средств, применявшихся людьми.

Источник: 100 знаменитых изобретений

interpretive.ru

История колеса: создание, особенности, развитие и интересные факты :

Колесо — одно из важнейших открытий человечества в области механики. История колеса, по определению ученых-историков, начиналась еще в бронзовом веке (4-1 тысячелетие до нашей эры).

Современная гипотеза создания колеса

Слово «колесо» происходит от праславянского «коло» и праиндоевропейского «кел-со» и обозначает «вращение». От этого же корня происходит название «колесница».

По последним данным исследователей, история изобретения колеса берет свое начало из Европы. Самые ранние глиняные колеса были найдены при раскопках трипольской культуры на территории современных стран (Румынии и Украины), которые датированы 5 тыс. до н. э. Более «поздние» находки сделаны в районах Германии, Польши и на Северном Кавказе. Древние захоронения людей вместе с колесницами были обнаружены недавно на границе между Арменией и Грузией в верховье реки Куры (4-3 тыс. до н. э.).

Одним из праобразов колес считаются древние каменные жернова для размалывания зерен в муку. Первые колеса делались из глины, камня и только потом из дерева.

Появление колес в Месопотамии

По другой гипотезе история появления колеса берет свое начало в Месопотамии (современный Ирак) и Египте, где предшественниками колес считаются катки, которые использовались при строительстве (4 тыс. до н. э.).

Праобразом колес служил известный способ передвижения при строительстве египетских пирамид огромных каменных блоков с помощью катящихся бревен (катков), который был не очень удобен, но показал людям возможность использования круглых предметов для переноски грузов. Аналогично научились передвигать грузы и шумеры, которые также использовали бревна для передвижения тяжестей.

Первые повозки

История создания колеса напрямую связана с появлением земледелия, ведь плодородную землю в долинах рек Азии, Египта и Китая нужно было обрабатывать. К этому времени относится также появление и таких изобретений, как плуг и парус.

Сначала люди стали делать двухколесные повозки, когда 2 деревянных колеса насаживали на оси. Самые первые колеса делались из сплошных бревен. Древние люди отрезали от бревна круг или скрепляли из досок, обрезав по кругу.

Передвигались повозки при помощи запряженных животных (осликов или быков), но поворачивать такую повозку можно было только вручную. Позднее появились и четырехколесные (около 3500 до н. э.). Конечно, такие конструкции не были изобретены в один год, усовершенствование продолжалось столетиями.

Наскальные рисунки, найденные археологами, изображают повозки с очень примитивной конструкцией: четыре колеса, закрепленные на осях, а сверху расположена платформа для размещения груза. Такие древние устройства были обнаружены в Месопотамии, очаге цивилизации, в котором впервые началось развитие обработки металла.

Распространение колесных конструкций происходило и в Европу и на север Азии, не зря слово «телега» имеет монгольское происхождение. Изображения телег найдены в Южной Сибири (середина 2 тыс. до н. э.). Кочевники даже стали делать дома на колесах — большие повозки с крышей. Постепенно такие сооружения докатились и до Китая.

Следующим усовершенствованием, связанным с колесом, стала конструкция, при которой передние колеса могли свободно поворачивать при помощи поворотной передней оси. Теперь люди, сидя в повозке, могли ее поворачивать, управляя животными.

Одновременно назрела необходимость в строительстве дорог, чтобы транспортные средства могли передвигаться вначале между полем и поселением, а затем и между населенными пунктами стали перевозить продукты и грузы.

Появление колесниц

История возникновения колеса свидетельствует о том, что вместе с повозками для перевозки грузов, люди начали делать и средства передвижения для людей. Так появились и первые колесницы, в которых запрягали ослов, буйволов и мулов, т. к. лошади в те времена еще не использовались. Первых лошадей и нужные им породы древние люди научились выводить только во 2 тыс. до н. э. На колесницах передвигались только зажиточные люди и военные.

Чаще всего колесницы использовали во время военных действий. Боевые колесницы были распространены в странах Месопотамии, Египте и других. Об их важном значении в те времена говорит тот факт, что богатых и почитаемых сограждан (чаще всего царей) хоронили вместе с их колесницами.

Устройство этих средств передвижения развивалось постепенно. Вначале это были массивные платформы, на которых стояли воины, метающие во врагов дротики, или лучники. Древнеегипетские колесницы уже более легкие и маневренные.

Появление и развитие таких устройств способствовало революционным изменениям в военном деле. Использование такого боевого и быстрого транспорта часто являлось решающим и давало возможность одержать победу над врагами.

Еще одним скачком в революции колеса стало изобретение и использование спиц, вначале деревянных, затем и металлических. Применение спиц позволило сильно облегчить вес самих колес и всей колесницы. Следующим шагом было изобретение обода для колес.

Дальнейшая история развития колеса связана с Европой и кельтами. В период 1500-1000 гг. до н. э. они начали использовать металл для обода, и затем колеса стали полностью металлическими, как и колесницы. А вот грузовые телеги так и остались деревянными.

Гипотеза об изобретении гончарного круга

По третьей гипотезе история колеса связана с изобретением гончарного круга. До сих пор остается непонятным, что из них было придумано первым — гончарный каменный круг, имеющий форму колеса, положенного горизонтально, или колесо в повозке для передвижения.

Изобретение гончарного круга по времени также относится к бронзовому веку. Параллельно колесо начали использовать для изготовления посуды из глины и в Древнем Египте, через несколько сотен лет египтяне даже стали делать посуду на быстро вращающихся кругах, что повлияло на разнообразие формообразования древней посуды и ее качество.

Было ли колесо в Америке

До сих пор остается невыясненным вопрос о существовании колеса у американских индейцев. Испанские конкистадоры, приплыв в Америку, не обнаружили никакого колесного транспорта, однако раскопки свидетельствуют, что у детей инков, ацтеков и майя были игрушки с колесиками. Видимо, военное нашествие испанцев затормозило этот процесс, и история колеса в Америке не нашла своего логического продолжения.

Аналогичные находки — миниатюрные изображения игрушечных колесных повозок были обнаружены археологами и в странах Европы.

Использование колеса в других устройствах

Постепенно колесо стали применять и в других устройствах. Со временем оно нашло свое применение для водяных устройств, по записям ученого Витрувия уже в 1 в. до н. э. водяные колеса распространились и в Древнем Риме. Использовались два вида таких колес: подливное (для медленно текущих рек) и наливное (на быстрых горных речках).

При строительстве люди также стали пользоваться грузоподъемным блоком, основу которого также составляет колесо. Позднее колесо нашло еще одно применение — для прядения шерсти была создана прялка. По историческим данным, она была изобретена около 1 тыс. до н. э. в Индии и близлежащих районах Азии.

Совершенствование устройства колеса

Несколько тысячелетий история колеса почти не продвигалась в своем развитии. И только в середине XVIII века, наконец, появилось новое усовершенствование — были изобретены шины. Первые шины на колеса делались из плотной ткани (парусины) и только затем их стали изготавливать из резины.

Одним из толчков к дальнейшему совершенствованию стало изобретение в 1817 году немецким профессором К. фон Дрезом первого велосипеда, более похожего на деревянный двухколесный самокат (его назвали «дрезиной»).

Появление и совершенствование колеса — самое эпическое изобретение, которое подтолкнуло человечество к началу транспортной революции, в которую в XIX веке включился железнодорожный транспорт (устройство которого также основано на использовании колес) и речной — с открытием паровой машины запущены первые колесные речные пароходы.

Следующим шагом в истории стало создание автомобилей, и уже тут устройство колеса претерпело массу усовершенствований, которые продолжаются и до наших дней.

Какая гипотеза верна

Официальная и признанная сейчас версия происхождения колеса считает его родиной Месопотамию или Двуречье, что аргументируется учеными появлением у них к тому времени инструментов, без которых нельзя было обойтись при изготовлении колес.

Такая же гипотеза излагается в школах и других учебных заведениях, снято множество фильмов и мультфильмов, в которых рассказывается история колеса для детей, о его развитии, совершенствовании и появлении новых видов транспорта.

Уместно будет упомянуть и философский смысл колеса «Движение… жизнь… бесконечность», который и подтверждает суть его открытия.

www.syl.ru

исторический разбор слова колесо - Школьные Знания.com

(то) мило. 2. Берись за(то), к чему ты способен. 3. Один рассказывал небылицы, другой повторял то(же). 4. Солнце спряталось за(то) облако. 5. При(чем) здесь старший брат? 6. За(чем) ты его обидел? 7. При(том) же доме находился сад. 8. От(чего) вы отказываетесь от приглашения? 9. От(того) дома до этого десять шагов. 10. Я закрыла глаза, что(бы) уснуть. 11. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за(чем) он так распространился перед этим барином. 12. Из-за тумана и от(того), что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги. 13. Снегу было мало, снежных буранов то(же). 14. На нем было то(же) серое пальто, что и вчера. 15. Охотники промокли (и)так устали, что решились на ночлег. 16. Что(бы) ему ни предлагали, он не соглашался. 17. Мы преодолели невзгоды, по(тому) что любили друг друга. 18. Вы не должны меня судить по(тому), что я делаю. 19. От(чего) зависит погода ? 20. Тест выполнен быстро, при(чем) качественно. 21. Он отказался от(того), что ему предложили. 22. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. 23. Бранил Гомера, Феокрита, за(то) читал Адама Смита и был глубокий эконом. 24. И(так), все кончено.

znanija.com

Исторический словарь - колесо

Колесо

колесо

— диск или обод со спицами, вращающийся на оси. Изобретено на Древнем Востоке в 4-м тысячелетии до н. э. (деревянный диск). К. со спицами и гнутым ободом появилось во 2-м тысячелетии до н. э. Исторический словарь

Комментарии:

См. в других словарях

1.

  важнейшее изобретение древности. Самый древний рисунок Кнайден в Уре (3400 г. до н.э.). В то же время появляется гончарный круг. Колеса были вначале сплошными. Повозки колесные найдены в курганах южнорусских степей и Урала III-II тыс. до н.э. Двухколесные военные повозки-колесницы впервые появились в Сирии в III тыс. до н.э. В доколумбовой Америке К. почти не использовалось.Колоколовидных ...

Археологический словарь

2.

  Колесо  греко-этрусско-рим. мир перенял К. от более древ, культур, причем к исконным формам были добавлены важные нововведения из кельтск. ареала, в части., железные ободья (ок. 500 до н.э.). Продолжало применяться для перевозки не слишком тяжелых грузов древнейшее дисковое К. Кроме того, использовалось примитивное К. с попереч. и К. с радиал. спицами, число к-рых колебалось от 4 до 8, а в кельт, регионе даже до 10— 14. Существовало также отлитое из бронзы К. с закрепл. посредством заклепок накладным дерев, косяком. Возможно, что ступицы бронз, литья были изобретены римлянами и от них позднее перешли к кельтам; последние в позднереспублик. эпоху изобрели К. на роликовых подшипниках скольжения (конструкция, предшествовавшая шариковым подшипникам). Колесо применялось не только в повозках, где оно имело диаметр ок. 80 см, но также, по образцу вост. культур, в кач-ве вала в подъемных механизмах. В эллинистич. эпоху было изобретено зубчатое К., а в императорское время — различ. виды водяных К., как-то: водоподъемное и мельничное. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998. ...

Древний мир Энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Определение термина колесо

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.terminy.info


Смотрите также