Как проверить коммутатор на ваз 2109


(2019) Как Проверить Коммутатор 2109 ВАЗ!? [#ИНСТРУКЦИЯ]

Самостоятельно проверить коммутатор 2109 на автомобиле ВАЗ , или попросту «девятке» – то, с чем рано или поздно может столкнуться каждый владелец этого отечественного авто.

Данный небольшой электрический прибор, выйдя из строя, делает эксплуатацию автомобиля затруднительной или и вовсе невозможной.

В нашем материале мы подробно разберем: что же такое этот самый коммутатор, зачем он нужен и как определить, исправен ли он?


Содержание:

Коммутатор – основа бесперебойной работы двигателя

Автомобиль ВАЗ 2109 оснащен бесконтактной системой зажигания.

Система включает в себя свечи зажигания, четыре высоковольтных провода (по одному на каждую свечу), датчик Холла, трамблер, катушку зажигания и, собственно, коммутатор.

Рис. 1 Цепь зажигания Ваз 2109 Схематическое изображение.

Система зажигания генерирует электрический импульс (искру), тем самым обеспечивая воспламенение смеси топлива и воздуха в камерах сгорания, необходимое для работы двигателя.

Коммутатор отвечает за циклическую подачу импульсов к катушке зажигания, это необходимо для исправной работы всей системы в целом.

Таким образом, при неисправном коммутаторе искра будет подаваться с перебоями или же совсем отсутствовать. Передвигаться на таком автомобиле не представляется возможным.

Сам коммутатор ВАЗ 2109 состоит из алюминиевого корпуса и микросхемы, установленной на нем. Прибор крепится в подкапотном пространстве и соединяется проводами с катушкой зажигания.

Рис. 2 Внешний вид коммутатора ВАЗ 2109.

Конструкция корпуса и способ крепления позволяет коммутатору успешно переносить вибрации, возникающие при движении авто.

Коммутатор бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2109 имеет следующие эксплуатационные характеристики:

  • Диапазон напряжения 6–16 Вольт.
  • Рабочее напряжение 13,5 Вольт.
  • Сила тока коммутации 7,5–8,5 Ампер.
  • Коммутатор в исправном состоянии обеспечивает бесперебойную подачу искры в цилиндры с частотой вращения коленвала до 7000 оборотов.

Совет: Алюминиевый радиатор на корпусе коммутатора необходим для теплоотдачи нагревающегося прибора. Иногда его необходимо чистить от загрязнения, чтобы избежать перегрева микросхемы.

к содержанию ↑

Признаки поломки коммутатора

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать неприятные симптомы, свидетельствующие о неисправности системы зажигания.

Возможной причиной этого может быть некорректная работа коммутатора. Вот наиболее распространенные симптомы, которые должны навести на мысль о возможной поломке этого прибора:

  • Не получается завести двигатель. При работающем стартере отсутствует искра.
  • Двигатель заводится, нормально работает на низких и средних оборотах, но раскрутить его на высоких оборотах не получается. Двигатель не работает на полную мощность.
  • Автомобиль глохнет, трогаясь с места, хотя на холостых оборотах работает стабильно.
  • Двигатель заводится, но долго не работает, тут же глохнет.
  • Двигатель начинает работать нестабильно – «троить», достигая определенного уровня оборотов. На холодную может заводиться вполне нормально.
  • Двигатель периодически, без какой-либо закономерности, может глохнуть, затем опять работать нормально. Загорается датчик разрядки аккумулятора. Стрелка тахометра показывает резкие перепады количества оборотов.

Совет: Признаки неисправности системы зажигания могут возникать не только из-за коммутатора, но и вследствие поломки других узлов. Замена коммутатора при вышеперечисленных симптомах не всегда помогает устранить поломку. Поэтому диагностику системы зажигания желательно производить комплексно, поэтапно проверяя исправность всех составляющих.

к содержанию ↑

Проверка работы коммутатора

Проверить работу коммутатора может каждый автолюбитель при достаточном уровне желания и минимальных технических навыках.

Самый простой способ проверки – это замена узла новым, заведомо исправным. Если после этого проблемы в работе двигателя исчезли, то можно сделать вывод, что старый коммутатор уже отслужил свое.

Произвести замену коммутатора может каждый автолюбитель самостоятельно. Прежде всего необходимо найти его под капотом автомобиля.

Располагается коммутатор в районе левой (водительской) стойки. Он соединен проводами с катушкой.

Рис. 3 Двигатель и организация подкапотного пространства Ваз 2109.

1 – передний стакан амортизационной стойки; 2 – резервуар для воды; 3 – фильтр воздуха; 4 – бензонасос; 5 – рулевая рейка; 6 – датчик распредвала; 7 – вакуумное устройство усиления тормозов; 8 – главный цилиндр тормозной системы и бочок к нему; 9 – коммутатор; 10 – предохранители; 11 – бачок системы охлаждения двигателя; 12 – аккумулятор; 13 – крепление капота; 14 – катушка зажигания; 15 – стартер; 16 – высоковольтные провода; 17 – горловина для масла; 18 – двигатель; 19 – свечи; 20 – система омывателя лобового стекла.

Далее следует отсоединить клемму «минус» от аккумулятора. Затем следует аккуратно отсоединить пластмассовую скобу с проводами от коммутатора. Для этого необходимо отжать пружинную скобу.

Совет: Любые действия с пластмассовыми скобами и креплениями следует производить с максимальной осторожностью, чтобы не сломать защелки.

Затем откручиваем гайки, которыми алюминиевый корпус коммутатора крепится к кузову автомобиля. Под левой гайкой будет клемма «массы».

Снимаете коммутатор со шпилек и меняете на новый. Новый устанавливается в обратном порядке.

к содержанию ↑

Другие способы проверки коммутатора

Несмотря на относительно невысокую стоимость нового коммутатора, у автолюбителей не всегда есть желание, а порой и возможность, приобрести его.

Да и в случае исправности старого коммутатора его замена никоим образом не повлияет на работу двигателя.

Именно поэтому многие владельцы автомобилей ВАЗ 2109 предпочитают проверить старый коммутатор, прежде чем менять его на новый.

Рис. 4 Крепление коммутатора на кузове авто.

Произвести профессиональную проверку этого узла можно на СТО с помощью специализированного стенда.

Профессиональное оборудование может показать не только наличие или отсутствие подачи импульса от коммутатора на катушку зажигания, но и их цикличность и стабильность.

Но подобное оборудование есть не на всех сервисных станциях, поэтому народные умельцы придумали еще один простой способ проверки коммутатора.

Для этой проверки вам понадобится ключ на 8 и контрольная лампочка на 12 В мощностью 3 Ватт. Порядок действий следующий:

  • Снимите клемму «минус» с аккумуляторной батареи.
  • Отсоедините ключом на 8 от клеммы с маркировкой «К» на катушке коричневый проводок, который идет к клемме с маркировкой «1» коммутатора.
  • Один конец контакта контрольной лампы 12 В соедините с этим проводом, а другой – с клеммой под маркировкой «К» на катушке. Таким образом, контрольная лампа должна оказаться в цепи между катушкой и зажигания коммутатором.
  • Накиньте клемму АКБ обратно.
  • Попробуйте завести двигатель. Во время вращения стартера контрольная лампа должна гореть. Если этого не происходит, то коммутатор не работает и нуждается в замене.

Совет: Прежде чем отсоединить контрольную лампу, не забудьте откинуть клемму «–» на аккумуляторе, чтобы избежать случайного замыкания цепи.

к содержанию ↑

Выводы

Подводя итоги, следует отметить, что самостоятельный ремонт поломанного коммутатора без специальной подготовки не представляется возможным.

Но и смысла в этом особого нет ввиду относительно невысокой стоимости детали на рынке автозапчастей.

Проверку и замену коммутатора автомобиля ВАЗ 2109 вполне по силам провести самостоятельно любому автолюбителю.

Заменять этот узел необходимо на ту модель, которую рекомендует завод-производитель.

Можно ли починить сломанный выключатель (ВАЗ-2109)?

Чаще всего автомобилисты, обнаружившие неисправность такой детали, как выключатель зажигания, просто выбрасывают ее и отправляются в магазин за новой. Это отчасти правильно, поскольку замена новой детали значительно экономит свободное время. Но в то же время не забывайте, что такая акция влечет за собой денежные потери. И почему бы не отремонтировать эту деталь самостоятельно, особенно если по вине возникла только одна ее часть? В этой статье мы дадим пример ремонта выключателя ВАЗ-2109 и расскажем, какие функции он выполняет.

Детали детали

Автомобили волжского производства, в том числе «Девять», оснащены расширенной системой зажигания, в которую входит выключатель. ВАЗ-2109 отличается от своих «сестер» более мощными запчастями в этой отрасли. У них есть производительный транзистор, а параметры импульсов регулируются слаботочной интегрированной системой. Таким образом, система зажигания ВАЗ-2109 отличается от других машин в лучшую сторону.

Принцип действия

Эта часть работает следующим образом: на его вход подается сигнал от датчика Холла (он расположен рядом с распределителем зажигания), с которого наша часть получает все данные о положении коленчатый вал и сколько оборотов может совершить двигатель.Глядя на его задачи, можно сказать, что переключатель ВАЗ-2109 играет важную роль в движении автомобиля. Но, несмотря на это значение, эта часть иногда выходит из строя. И тут просто проблема в ремонте.

Устранение неисправностей и устранение неисправностей

В зависимости от степени износа этой запасной части существует три типа поведения двигателя.

Первый случай: двигатель успешно запущен, но его скорость постоянно скачет. Следует отметить, что это очень серьезный случай, и только полная замена коммутатора может устранить проблему.Если после установки новой детали проблема не исчезнет, ​​скорее всего, неисправен датчик Холла. В этом случае сломанный выключатель может работать в течение длительного времени при условии замены элемента. Новая часть может храниться в запасе в его гараже.

Второй случай: двигатель работает, но через несколько секунд он глохнет (а через две или три минуты он снова запускается и снова глохнет). Это указывает на то, что пришло время проверить состояние электронных компонентов, которые являются частью этой части.Если распределительный шкаф нагревается до 50-60 градусов по Цельсию, необходимо заменить транзисторы.

И третий случай возникает, когда двигатель вообще не запускается. Здесь лучше всего начинать диагностику с датчика Холла, который контролирует напряжение в сети.

note

После того, как двигатель начал работать с перебоями, не нужно винить весь выключатель ВАЗ-2109. Начните поиск горячей точки в проводке контактных соединений, в генераторе и в регуляторе напряжения.Если вышеупомянутые данные верны, то начните работать с выключателем, потому что аналогичные причины (двигатель не запускается) могут возникнуть из-за плохой проводки.

,

Блок зажигания для ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109

Описанный блок зажигания предназначен для работы в бесконтактной системе зажигания ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, комплектуется прерывателем-распределителем 40.3706 и модернизированными ВАЗ-2105 и ВАЗ- 2107 с прерывателем-распределителем 38.10.3706 и ЗАЗ-1102 (Таврия) 53.3706. В этих машинах датчик крутящего момента искрится током переключения, используя эффект Холла. Блок зажигания подходит для автомобилей «Волга» и «Москвич», оснащенных «выключателем» катушки эффекта Холла и серийным зажиганием 27.3705 (ТУ 37.0031184 - 83) или близких к нему по параметрам. Он заменяет последовательные блоки зажигания 36,3734, 3620,3734 и чужие, выполняя аналогичные функции.

По принципу работы блок относится к классу транзисторов с оценкой времени накопления энергии в катушке зажигания. Это обеспечивает два специфических способа подключения мультивибратора ожидания, что исключает использование усилителя Quad Norton, используемого в известных зарубежных и отечественных устройствах. Кроме того, агрегат *, использующий совершенно разные общие части отечественного производства, простоту конструкции, не требует специальных технологий изготовления, поэтому доступен в повторении.

Устройство выполняет следующие функции: генерирует импульсы тока при зажигании первичной обмотки катушки зажигания; ограничивает ток, протекающий через первичную обмотку и напряжение на ней и ее выходных транзисторах; закрывает эти транзисторы, когда зажигание включено и двигатель не работает.

Ограничение импульсов тока предотвращает перегрев катушки зажигания и выхода силового транзисторного блока, а предельное напряжение снижает износ свечей зажигания и вероятность выхода из строя крышки и бегунка распределителя зажигания из транзисторов выходных каскадов блок.Остановка тока через катушку зажигания, запуск двигателя, предотвращение ненужных нагревательных элементов агрегата, катушек зажигания, разрядки аккумулятора и повышение пожарной безопасности автомобиля.

Основные технические характеристики

  • Напряжение переключения 6 ... 17 ...
  • Потребляемый ток, А, при частоте новообразований 33,3 Гц ...... 0,9 ... 1,2
  • Наибольшее среднее потребление тока, А. , 2,4 2,6 ...
  • Коммутируемый ток через первичную обмотку катушки зажигания, А...... 8 10 ...
  • Продолжительность пропуска тока через первичную обмотку катушки зажигания, мс ...... 2,5 15 ...
  • Время отключения тока при незапущенном двигателе, с ...... 0,7 1,3 ...
  • Наибольшая частота искрения, Гц, не менее ...... 250
  • Напряжение на первичной обмотке катушки зажигания, В. ..... 380 ... 420
  • Напряжение импульса высокого напряжения, В, не менее, при напряжении транспортного средства 14 В ...... 27 000
  • Скорость нарастания переднего высокого напряжения пульс, В / мкс, не менее...... 700
  • Энергия искры, МДж ...... 50 70 ...
  • Длительность искрового разряда, мс ...... 1,5 ... 2

А Принципиальная электрическая схема рассматриваемого блока вилки с цепью, соединяющей ее с электрической системой автомобиля, представлена ​​на рис. 1. Блок содержит стартовый узел транзистора VT1, два однократных первых транзистора VT2, VT3 и второй VT4. VT5, усилитель тока транзистора VT6, переключение тока на транзистор VT7, VT8, включенное по схеме Дарлингтона.

(нажмите, чтобы увеличить)

Временные диаграммы, показанные на рис. 2, объясняют работу переключателя и процессы, происходящие в нем, путем увеличения частоты f и искрения. О рынке. 4 и 5 взяты непосредственно из конденсаторов С4 и С5). 7 - с резистором R24, 9 - выходной делитель измерительного напряжения 10 МВт / 1 Ом и 10 - резистор сопротивлением 10 Ом, последовательно с искровым разрядником.

Напряжение питания бесконтактного датчика импульсов новообразований («прерыватель») подается через фильтр-ограничитель R19VD1C2C8.Диод VD6 защищает устройство от случайного изменения полярности напряжения питания.

Когда транзисторы зажигания VT2, VT3 и VT4, VT5 открыты, VT6 и VT7, VT8 закрыты. Ток через катушку зажигания не протекает. Блок запуска транзистора VT1 может находиться в любом состоянии в зависимости от уровня сигнала, поступающего от датчика.

С началом вращения коленчатого вала двигателя на входе транзистора VT1 от датчика поступают импульсы запуска с длительностью TD (рис.1). Когда транзистор VT1 закрыт (фиг. 2), конденсатор C3 заряжается через схему R3R4 и эмиттерный переходной транзистор VT3. Синхронизирующий конденсатор C4 заряжается до напряжения, ограниченного стабилитроном VD1, через транзисторы VT2, VT3, диод VD2 и резисторы R9, R10 (рис. 4). Зарядка занимает время, около 0,4; это время в основном зависит от емкости конденсатора С4 и резисторов R9, R10. Синхронизирующий конденсатор C7 также заряжается через транзисторы VT4, VT5 и резистор R17 (рис.6).

Как только выходной сигнал датчика появится на высоком уровне, транзистор VT1 открывается, конденсатор C3 разряжается по схеме R4VT1R8, что приведет к закрытию транзистора VT3, транзистор VT2 также будет закрыт. Начинается перезарядка конденсатора С4 через цепи R5, R6, R12, R11, VD3. Таким образом, первый одиночный вибратор генерирует задержку импульса T3, необходимую для запуска второго одиночного вибратора.

Когда напряжение на конденсаторе C4 достигает уровня, на котором он открывает транзистор VT2, первый одиночный выстрел возвращается в исходное состояние.На его выходе возникает импульс спада (рис. 3), проходящий через схему R1ЗС6 и запускающий второй одиночный вибратор; Транзисторы VT4 и VT5 закрыты.

Это увеличивает напряжение на коллекторе транзистора VT5 (рис. 6) и конденсаторе синхронизации C7 через резисторы R14, R18, R17. В результате транзистор VT6-VT8 открывается, через первичную обмотку катушки зажигания Т1 начинает течь ток (рис. 7) от источника питания и накапливает электромагнитную энергию со временем tнак.Одновременно с увеличением напряжения на коллекторе транзистора VT5 заряжается конденсатор С5 через резистор R18, диод VD5, транзистор VT3 (фиг. 5) и прекращается работа цепи зарядки конденсатора синхронизации С4, несмотря на то, что Дело в том, что транзисторы VT2 и VT3 открыты (см. фиг. 3 и 4). Его заряд задерживается на время tнак, пока второй одиночный вибратор не вернется в исходное состояние.

Как только на выходе датчика «прерыватель» будет происходить снижение импульса, транзистор VT1 блока запуска закрывается, второй одиночный выстрел возвращается в исходное состояние независимо от заряда на конденсаторе C7 из-за подключения через диод VD4 (рис.6). Поэтому текущий переключатель VT7, VT8 замкнут. В этот момент во вторичной обмотке катушки зажигания индуцируется импульс высокого напряжения (рис. 7-9), который при напряжении Unp пробивает свечи зажигания. Происходит длительность искрового разряда твее в зависимости от тока Ip в ретриве первичной обмотки катушки зажигания и ее параметров (рис. 10).

После возвращения второго одиночного вибратора в исходное состояние его воздействие на цепь зарядки конденсатора C4 прекращается, и он снова заряжается, и конденсатор C5 разряжается через резистор R10, таким образом замедляя зарядный конденсатор C4, что касается К общей точке резисторов R9 и R10 приложено положительное напряжение слева на схеме пластин конденсатора C5.

При низкой частоте опухоли - при пуске двигателя конденсатор C5 почти полностью разряжается, а при высокой - разряжается в два этапа. Первое соответствует времени закрытого состояния транзистора VT1, а второе - закрытому состоянию транзистора VT2, VT3 (фиг. 5). Чем больше частота, тем больше остаточного напряжения Iost на конденсаторе C5 до конца первой ступени и тем меньше заряда получит конденсатор C4.

Как следует из принципа устройства, резистор R9 и цепь R10C5 увеличивают время зарядки конденсатора C4 при первом однократном заряде, что приводит к временной задержке начала накопления электромагнитной энергии в катушке зажигания.В этом случае диод VD3 позволяет протекать разрядному току конденсатора C4 через резистор R11, минуя резистор R9 и цепь R10C5.

Постоянная времени зарядки конденсатора С4 велика, поэтому при увеличении частоты искрения он не успевает полностью зарядиться, что обеспечивает приблизительно обратно пропорциональную зависимость между длительностью импульса, образованного первым одиночным вибратором, и частота искрения. Высокие частоты этих импульсов становятся короче, так как конденсатор С4 нагасается за счет действия цепи действия R10C5.

Если вы включили зажигание и запустили двигатель, а выходной сигнал датчика «прерыватель» имеет высокий уровень, то ток через первичную обмотку катушки зажигания прекратится примерно через секунду, поскольку в этом случае второй одиночный выстрел возвращается в исходное состояние в результате перезарядки конденсатора C7.

Выбор резистора R6 устанавливает время накопления энергии в зажигании катушки и, следовательно, протекающий ток. Выбор постоянной времени разряда конденсатора С5 задает требуемый закон изменения тока в интервале оборотов двигателя от холостого хода до максимального значения.

От помех от сетевого блока автомобиля для защиты схемы VD6C8, R19C2VD1 и элементов C1, R4, R13. Резистор R23 ограничивает импульсную индуктивность на выходных транзисторах VT7 и VT8 (рис. 8). Резистор R24 ограничивает токовые ячейки этих транзисторов и первичную обмотку катушки зажигания, а диод VD7 блокирует импульсы обратного напряжения на транзисторах в переходном процессе.

В модуле зажигания использованы конденсаторы К73-9 на напряжение 100 В - С1, С3, С6; К53-1А (16 В) - С2; К73-17 (63 В) - С4, С7; К73-17 (250) - С5, С8.Резистор R24 - C5-16V номинальная мощность 10 Вт. Диоды KDA (VD2-VD5) заменяют KDA, KDA или аналогичные. Разъем X1 - штепсельный блок GST-ZG-52-7-In-AE (такой же, как у имеющихся в продаже блоков зажигания).

Практически все детали устройства смонтированы на печатной плате из одностороннего фольгированного стекловолокна толщиной 1,5 мм. Чертеж печатной платы и расположение деталей на ней изображены на рис. 3. Плата размещена в металлическом корпусе от заводского блока 42.3734. Транзистор VT8 прикреплен к внутренней стенке корпуса через полоску слюды.Резистор R24 также прикреплен к внутренней стенке.

Для установки устройства потребуется источник питания с выходным напряжением, переменным от 5 до 18 В при токах до 3 А (пульсация не должна превышать 0,5 В с частотой 100 Гц), генератор прямоугольной формы импульсы с амплитудой выходного напряжения 3 ... 5 В, частотой повторения импульсов 10 ... 250 Гц и рабочим циклом 3 + 0,25, осциллограф, обеспечивающий измерение параметров прямоугольных форм импульсов и напряжений до 500 В, с регулируемым искровым разрядником, искровой разрядник до 15 мм, стандартная катушка зажигания 27.3705.

После проверки правильности установки согласно блок-схеме подключите источник питания и катушку зажигания с искровым разрядником (последовательно с ним входит резистор 4,7 ... 5,6 кОм мощностью не менее 2 Вт). Выходной сигнал от генератора поступает на входной блок через инвертирующий буфер усилителя с выходом с открытым коллектором, собранный по схеме на рис. 4.

Установите блок питания 14 и искровой разрядник размером 10 мм.Подаются импульсы запуска по 10 мс с частотой повторения 33,3 Гц, что соответствует работе четырехцилиндрового четырехтактного двигателя на частоте вращения двигателя 1000 мин-1, т. Е. Близкой к холостому ходу. В этом случае ток, потребляемый устройством, должен находиться в диапазоне 0,9-1,2 А, в противном случае следует выбрать резистор R6 (или даже изменить сопротивление цепи R5R6, обычно равное 240 ... 270 Ом).

Контроль на осциллографе амплитуды импульса напряжения на коллекторе транзистора VT7 (VT8). Должно быть в пределах 380...420 В. Если амплитуда отличается от указанной, следует выбрать резистор R23.

Далее уменьшите напряжение до 7,5 В и увидите искру в зазоре, искровой разрядник. Если он нестабилен или отсутствует, проверьте правильность выбора резисторов R5, R6. В крайнем случае следует заменить транзисторы VT6, VT7, VT8 на другие, с большим значением коэффициента передачи статического тока.

Затем проверьте работоспособность устройства на частоте искрения 50, 100, 250 Гц при напряжении 14 В.Разрушения искры не должно быть.

Еще проще установить агрегат, если установить его прямо на автомобиль. Для этого зазора в проводах, соединяющих первичную обмотку катушки зажигания с бортовой сетью (или выводом 1 разъема X1), необходимо включить амперметр, измеряющий средний ток, например, авометр. На холостых оборотах двигателя выбирают резистор R6 так, чтобы амперметр показывал ток 0,9 ... 1,2 А. R6 Можно временно припаять переменный резистор на 68 Ом. В этом случае, как и при создании лаборатории, настоятельно рекомендуется контролировать амплитуду импульса напряжения на коллекторе транзистора VT8.

Автор: Б. Беспалов, Кемерово

.
ВАЗ 2109 - технические характеристики, фото, видео, полное описание

ВАЗ 2109 (широко известный как «девятка») - это советский малолитражный автомобиль II класса с передним приводом в кузове хэтчбек. Модель разрабатывалась и серийно выпускалась на Волжском автомобильном заводе с 1987 по 2004 год. С 2004 года автомобиль (ВАЗ-21093) собирался из автомобильных комплектов на украинском предприятии «ЗАЗ» до конца 2011 года. Этот автомобиль также является пятидверной версией ВАЗ-2108 в модельном дивизионе Лада «Спутник». На рынке подержанных автомобилей все еще можно купить этот автомобиль сегодня.Весь модельный ряд это Лада.

История автомобиля

В конце 1980-х годов АВТОВАЗ принял решение заполнить пустую нишу комфортабельных и универсальных моделей семейства автомобилем ВАЗ-2109. Тот факт, что на Волжском автомобильном заводе состоялся дебютный серийный переднеприводный автомобиль отечественного производства, был знаменательным событием не только для Поволжья, но и для всего советского автопрома.

Это немного символично, но начало производства G8 упало на знаменательное событие, которое было отмечено осенью 1984 года - 60-летием автомобильной промышленности Союза Советских Социалистических Республик.Через два года на оригинальной сборочной линии тольяттинского автозавода была изготовлена ​​опытная партия из 159 моделей «девятки».

Новая версия долота унаследовала все технические новшества от старой модели и смогла мгновенно завоевать уважение автолюбителей. Среди всех моментов самым важным было «рациональное» количество дверей. Однако, несмотря на это, трехдверный вариант был запущен в серийное производство. Возникает логичный вопрос, почему?

Поскольку в стране, где личный транспорт считался роскошью, а счастливые владельцы автомобилей чувствовали трудности с транспортировкой своих родственников и друзей, стандартная 3-томная версия седана в большей степени отвечала потребностям водителей.Долгое время все советские машины серийного производства выпускались в таком кузове.

Более производительные универсальные установки, которые производились в небольших количествах, начали продаваться только в конце 1960-х годов, и их считали дефицитными. О других версиях кузова не было сказано ни слова: директора автомобильных компаний даже не рискнули проводить эксперименты, полагая, что эти программы не будут приветствоваться «наверху».

Но в случае с G8 все оказалось в обратном порядке.В конце 1970-х годов вся Европа была буквально завалена хэтчбеком. Менеджеры тольяттинского автозавода, желая соответствовать современным тенденциям, решили при проектировании новой модельной серии сделать его, кроме стандартного седана и принципиально нового для советского промышленного оборота 3- и 5-дверного хэтчбека.

Внедрение нового автомобиля, разработанного в соответствии с международными стандартами, должно было укрепить экспортные возможности ВАЗа.Министерство автомобильной промышленности немного охладило пыль инженерного персонала из Тольятти, подсчитав невозможность финансирования установки всех трех вариантов сборки конвейера.

В действительности удалось собрать только одну линию заводского конвейера для сборки 2-х стандартизированных модификаций. В роли этих «счастливчиков», как оказалось, был хэтчбек, в котором было много общих элементов кузова. В роли базовой версии решили выбрать более дешевый трехдверный автомобиль, а через пару лет он «пришел на помощь» пятидверному.

Версия в кузове седана (ВАЗ-21099) была введена в серийное производство только в конце 1990 года. Хотя эта задержка в некотором смысле пошла на пользу предприятию, так как при появлении седана острая конкуренция с версией хэтчбека в том, что в В планы руководства Волжского автомобильного завода никак не чувствовалось.

Экстерьер

Снаружи ВАЗ-2109 является эволюцией советской машины. Здесь можно заметить переход к прямоугольным линиям кузова, который отчетливо выделяется по передним фарам, которые получили форму трапеции, а также плоской решетке радиатора и слегка наклоненному капюшону.Световые индикаторы были размещены на длинных передних крыльях.

Через некоторое время все «девятки» начали устанавливать гидравлический корректор фар, а на некоторых автомобилях был щеточный очиститель фар. В 1989 году состоялся дебютный рестайлинг экстерьера Nine при переходе от маленьких передних крыльев к более длинным. Самой сомнительной частью экстерьера G8 и ВАЗ-2109 была так называемая носовая маска.

Это была довольно сложная часть кузова в своем роде, которая находилась рядом с капюшоном и крыльями, установленными спереди.У объединенной области маски был клюв, который выступал вперед от корпуса радиатора. По бокам такой необычной конструкции были установлены блок-фонари. Такая куча элементов уменьшена, поэтому небольшая элегантность советской машины и четкие линии соединения облицовки с крыльями выглядели неприятно.

Было решено использовать только одно крыло, без каких-либо «хитростей», что улучшило внешний вид ВАЗ 2109. После этого была установлена ​​новая решетка, в которой были две продольные полосы в большой раме.Через некоторое время они начали использовать новую версию, состоящую из 3 массивных полос, лишенных какой-либо рамки.

Боковая часть имеет одинаковые прямые линии дверей и крыш, колесных арок и средней высоты дорожного просвета. «Девятка» очень похожа на своего предшественника ВАЗ-2108, который называется «долото». Советский хэтчбек имеет такую ​​же форму носа. Необычно большие двери и толстая центральная стойка добавляют в модель «спортивные особенности».

На «девятке» ширина передних дверей была уменьшена с 1264 до 1025 миллиметров.Благодаря этому команда дизайнеров смогла ввести задние двери шириной 885 мм в боковую часть кузова. Прямоугольные задние фонари ограничены линией крышки багажного отделения, которая также имеет острый угол перехода к крыше.

Пятая дверь получила положение заднего стекла с дворником, и бамперы вместе с боковыми юбками решили сделать из черного пластика (там аналогичный бампер спереди). Конструкция ВАЗ 2109 имеет определенную стремительность линий, но это очень далеко от спортивного автомобиля.

Здесь разработчики сделали большой упор на более практичные стороны автомобиля. Когда наступил 1987 год, новая модель освоила производство бензобаков из пластика, которые гораздо проще и проще собирать, чем другие. ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 уже имели стальные и пластиковые бензобаки.

Стоит признать, что через некоторое время производство пластиковых резервуаров было прекращено, так как возникли проблемы с проницаемостью паров бензина.

Интерьер

Интерьер ВАЗа напоминает минимализм 1980-х.Приборная панель и торпеда создают почти прямой угол. Существует всего 3 типа панелей: «низкая», «высокая» и «европанель». Если говорить о качестве пластика в роли отделки, то он далеко не идеален.

Конечно, установив пластик в салоне «девятки», удалось уменьшить вес автомобиля, но, с другой стороны, лишил автомобили ВАЗа роскоши, которая запомнилась классическим агрегатом Жигули. Если вы посмотрите на это по-другому, эргономический уровень неплох, поэтому нет необходимости отвлекаться от езды по дороге.

Частично это было достигнуто благодаря компактной компоновке органов управления. Внутри рулевого колеса находится один изогнутый поперечный элемент с кнопкой звуковой сигнализации. На заводе нет подушек безопасности. В целом салон ВАЗ-2109 очень практичен с претензиями на уровень комфорта.

Несмотря на лаконичный «низкий» приборный «щит», он довольно удобен. Хотя многим нравилась высокая панель 2109. Передние сиденья были оснащены подголовниками.Кроме того, передние сиденья имеют регулируемые по высоте точки крепления верхнего ремня.

Эластичные сиденья имеют хорошую фиксацию кузова. Но более высокому водителю не хватит выбора регулировки его сидения в продольной плоскости. Задний диван, хотя и рассчитан на трех пассажиров, может с комфортом разместить только двух человек.

Не забывайте, что их высота не должна превышать 175 см. Объем багажного отсека у советского хэтчбека составляет довольно скромные 270 литров полезного пространства (более практичный коплатформник получил уже 400 литров).

Технические характеристики

Двигатель

В качестве двигателей отечественные инженеры использовали различные силовые агрегаты с различным объемом и мощностью. Самые первые модели советского производства были оснащены 1,1-литровым двигателем.

Базовая версия «девяти» была оснащена четырехтактным восьмицилиндровым четырехцилиндровым силовым агрегатом «восьмерка», рабочий объем которого составлял 1295 кубических сантиметров. Такой «двигатель» развивал 64 лошадиных силы при 5600 об / мин. Пиковые силы вращения (94 Нм) достигаются после 3400 об / мин.

Ограничение скорости было 148 километров в час. Первая сотня была достигнута за 16 секунд. Такой скромный двигатель потреблял около 8,7 литра на каждые сто километров и 5,7 литра в городском режиме.

Вариант 21093 уже имеет карбюраторный двигатель 21083. Он получил объем 1499 кубических сантиметров. Максимальная мощность 69 «лошадей» достигается после набора в 5 600 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент составляет 106,4 Нм при 3500 об / мин. Советский хэтчбек можно разогнать до 155 километров в час, а первая сотня набирается за 15 секунд.

Логично сделать вывод, что с увеличением мощности потребление бензина увеличивается. Так, в городе этот показатель держится на уровне 8,6 литра на каждую сотню, а на дороге он падает до значения 5,9 литра на каждые 100 километров. Карбюратор ВАЗ 2109 назывался Solex и представлял собой новую, более экономичную модель.

Самым компактным является 1,1-литровый двигатель, который развивает только 54 «лошади», которые были доступны при 5600 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент 79 Нм доступен при 3600 об / мин.Максимальная скорость не превышает 155 километров в час, а расход топлива в комбинированном режиме составляет около 6,7 литра на каждые 100 километров.

Кроме того, позже начал выпускаться двигатель ВАЗ 2109 с инжектором. Он получил индекс 211180 и был установлен на ВАЗ-21093i и объемом 1,5 литра. Такой силовой агрегат способен вырабатывать 72 лошадиных силы при скорости 5600 оборотов в минуту.

Пиковый крутящий момент 118 Нм доступен при 2800 об / мин. На каждые 100 километров расход топлива ВАЗ 2109 составляет 8.0 литров в черте города и 5,8 литров на трассе.

В версии с инжекторным двигателем инжекторы часто выходят из строя, но их можно отремонтировать самостоятельно или предоставить специалистам для ремонта. Это видео показывает, как самостоятельно чистить и промывать сопла.

Коробка передач

КП для хэтчбека изначально была на четырех скоростях, но с 1989 года инженеры решили внедрить пятиступенчатую коробку на «механике». Эта трансмиссия имеет однодисковое простое сцепление, цилиндрическую главную передачу, конический дифференциал и карданные валы со шрусами.

Также имеется встроенная центральная пружина и кабельный привод. Коробка ВАЗ 2109 не очень сложная, поэтому некоторые люди берут ее на ремонт даже сами.

Устройство советского переднеприводного хэтчбека имеет интересную особенность. Чтобы включить заднюю скорость, необходимо направить рычаг управления влево и вперед. Почти тот же принцип используется для включения первой скорости.

Ходовая часть

Мы решили установить полностью независимую систему подвески, такую ​​как McPherson, которая также называется «плавающая свеча».Сзади они установили полунезависимую подвеску с поперечной балкой, которая работает на кручение.

По своей конструкции такая балка похожа на многочисленные переднеприводные машины прошлых лет. Используются гидравлические амортизаторы, цилиндрические пружины, а также нижние поперечные рычаги с растяжками и стабилизатор поперечной устойчивости.

В качестве тормозного устройства машины с передним приводом используются дисковые тормоза с подвижными передними суппортами и барабанные механизмы сзади.Расстояние между диском и пэдом устанавливается автоматически. Тормозной привод машины имеет гидравлическое управление.

Безопасность

Приборная панель получает сильный удар. Органы управления вместе с подголовниками и другими элементами выполнены из мягкого пластика. На заводе установлены солнцезащитные козырьки, предотвращающие ослепление водителя оболочкой. Вспомогательная защита от солнца обеспечивается за счет простой регулировки положения внутреннего зеркала.

На заводе имеется система взаимоподвижных, проглатывающих элементов в сочетании с односторонней скользящей кареткой, которая уменьшает энергию столкновения с рулевым колесом с помощью регулируемой задержки.Асферическое вогнутое наружное зеркало увеличивает угол обзора.

Оценка расстояния до следующей задней части движущейся машины является только символической, поскольку имеется небольшое искажение. Дизайнеры ВАЗ 2109 предоставили ремни безопасности не только на передних сиденьях, но и для задних пассажиров. Такой элемент может спасти не одну жизнь!

Автомобиль получил трехточечные ремни безопасности, оснащенные автоматически крутящимся устройством и замком, который обеспечивает полную независимость работы в тихом скоростном режиме, одновременно плотно и с натяжением, обернутым вокруг торс.

При сильном ускорении или наклоне машины во всех направлениях ремень быстро блокируется. Этот вариант не тестируется с использованием специальных движений туловища.

Crash test

Цена и комплектация

Особый уровень комфорта «девятки» не отличался, поэтому описывать нечего в большей степени. Даже тогда он во многих отношениях превосходил иномарки. Но отечественный хэтчбек характеризовался ремонтопригодностью и наличием необходимых деталей.

Рулевое колесо было без гидроусилителя, поэтому физически нужно было хорошо работать. Там была стандартная печка, простой руль и стандартные сиденья с установленными ремнями безопасности.

Можно было регулировать наружные зеркала изнутри с помощью механического рычага. На сегодняшний день ВАЗ 2109 можно приобрести только на вторичном рынке. Обычно прайс-лист на этот автомобиль невысок, поэтому вы можете купить автомобиль на ходу от 939 долларов.

Отзывы владельцев

Несмотря на довольно устаревшую модель, внешний вид и небольшую динамику, а также низкий уровень комфорта, многие автолюбители довольно неплохо говорят о «зубиле».Простота и недорогой сервис радуют нас. Подробности можно приобрести за лучшее средство, помимо барахолки. Вы можете починить его самостоятельно. Автомобиль идеально подходит для тюнинга.

Неприхотливость машины известна многим. Положительные отзывы включают вполне приемлемый расход топлива, на уровне 8-10 литров в смешанном цикле. Особенно владельцы дач могут порадоваться хорошей высоте дорожного просвета, что позволяет уверенно проезжать по неровностям и не бояться неровной дороги.

Плохо, что нет гидравлического гидроусилителя руля, поэтому вам нужно приложить физические усилия, чтобы вести машину, особенно стоя на месте. Только передний ряд сидений может с комфортом разместить людей внутри. Для второго ряда осталось не так много места в ногах и над головой. Трое из нас не сидят удобно, и туннель передачи в центре автомобиля, очевидно, вызывает дискомфорт.

По отзывам владельцев ВАЗ 2109, печка у хэтчбека работает странно, сначала салон наполняется холодным воздухом, а только потом начинает нагреваться.Качество интерьера очень посредственное, пластик дешевый, сверчки можно услышать везде, между панелями большие зазоры. Силовой установке часто не хватает мощности, поэтому вам нужно вращать двигатель до 4000 оборотов в минуту.

При желании можно было бы установить кондиционер, но двигатель очень слабый, поэтому вопрос исчезает. Безопасность также далека от идеальной, поэтому, если есть серьезная авария, то в лучшем случае вы можете избавиться от травм. Лишь в последнее время отечественные автомобили стали оснащать многими системами, обеспечивающими безопасность, но ВАЗ 2109 это, конечно, никак не отразилось.

Плюсы и минусы

Плюсы авто

  • Недорогой автомобиль производства СССР;
  • Передний привод, безусловно, можно считать преимуществом;
  • Приемлемая высота дорожного просвета;
  • Неплохой динамизм, высокая скорость, приятная управляемость и достаточная устойчивость на разных поверхностях;
  • Отопление и вентиляция хорошо справляются со своими задачами и подают воздух в несколько точек одновременно, что улучшает равномерное распределение теплового воздуха в салоне;
  • Приемлемый расход топлива;
  • Идеально подходит для тюнинга;
  • Наличие запасных частей и хорошая ремонтопригодность.

Минусы авто

  • Коррозия металла;
  • Появления явно на любителя;
  • Небольшой ресурс с некоторыми подробностями;
  • Промежуточная шумоизоляция салона;
  • Низкое оборудование;
  • Очень мало свободного места, особенно для задних пассажиров;
  • Маленький багажный отсек;
  • Плохая проходимость;
  • Плохое качество салона;
  • Низкий уровень безопасности;
  • Источнику питания явно не хватает энергии.

Подводя итоги

После знакомства с советским хэтчбеком ВАЗ 2109 все еще возникают противоречивые чувства. С одной стороны, это автомобиль, который благополучно шагнул вперед в будущем, ведь раньше существовали только модели с задним приводом, но с другой стороны, качество советского автопрома хромает по многим параметрам и существенно уступает иномарки.

Однако, помимо прочего, автомобиль идеально подходит для начинающих, которые только учатся водить, так как автомобиль можно приобрести по «обоснованному» прайс-листу.Кроме того, запчасти для хэтчбека можно найти повсюду, и они не такие дорогие, что является очевидным плюсом. Вы можете сделать ремонт самостоятельно в своем гараже, что также значительно упрощает.

Автомобиль выглядит довольно спорным, поэтому она имеет как сторонников, так и противников внешности. Понятно, что внутри не так много свободного места, особенно для пассажиров на заднем сиденье, и объем багажного отделения явно желает лучшего.

Кроме того, качество материалов и пластика, используемых для отделки, очень хромает, везде можно услышать «сверчки» и видимые промежутки между панелями.Сами сиденья не самые удобные, поэтому при длительных поездках может появиться усталость. Судя по краш-тестам, хэтчбек является опасным автомобилем.

Мощности автомобиля явно не хватает, поэтому приходится почти всегда выкручивать двигатель ВАЗ 2109. Но не стоит забывать, что машине уже много лет и в свои годы она была очень популярна в советских странах. Союз, так как за ним стояли очереди.

Да, модель не получала кондиционер, гидроусилитель руля и так далее, но тюнинг-вентиляторы могут модернизировать и создавать автомобиль в соответствии со своими предпочтениями, делая из автомобиля уникальное транспортное средство.«Zubilo навсегда останется в памяти тех, кто им владел, несмотря на частые поломки и низкий уровень комфорта.

Рекомендуем прочитать статью: История АвтоВАЗа - автомобили LADA

ВАЗ-2109 фото

Тест-драйв

Видеообзор

.

Смотрите также