Космический аппарат буран


Буран: разбор полёта

«Мир» внутри

«Бу­ран» — мно­гора­зовый кос­ми­чес­кий ко­рабль, спо­соб­ный как дос­тавлять раз­личные гру­зы на ор­би­ту, так и воз­вра­щать их на Зем­лю. Специалисты считают, что ракетоплан гипотетически мог спас­ти «Мир»: в его грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль советской орбитальной станции, за­топ­ленной в 2001 го­ду. В том же отсеке конструкторы предлагали для пилотируемых испытательных полётов разместить спускаемый аппарат «Союза». В случае нештатной ситуации это позволило бы экипажу «эвакуироваться» с орбиты.

Максимальная стартовая масса:Масса полезного груза:Масса возвращаемого груза:Длина:Размах крыльев:Высота (на шасси):Экипаж:105 т30 т20 т36,4 м24 м16,5 м2–10 чел.

«Бу­ран» предполагалось использовать не только для пе­ревоз­ки эки­пажей кос­ми­чес­ких стан­ций или возвращения на Зем­лю от­ра­ботав­ших спут­ни­ков, но и для военных целей. Имен­но с боевым по­тен­циалом ра­кетоп­ла­нов связана спеш­ка, с ко­торой в СССР раз­ра­баты­вали ана­лог аме­рикан­ских Space Shuttle («Космический челнок»).

Сопоставление размеров некоторых пилотируемых космических объектовmks.tass.ru01020 мСправка

Прог­рамму «Энер­гия — Бу­ран» запустили в 1976 го­ду, че­рез пять лет пос­ле стар­та прог­раммы Space Shuttle. И несмотря на внешнее сходство, система, разработанная советскими инженерами, существенно отличалась от американской.

Путь наверх

«Энергия — Буран» и Space Shuttle были новаторскими космическими системами, значительно отличавшимися от своих предшественников с точки зрения конструкции. Но в основе каждой из них по-прежнему лежал прин­цип ра­боты мно­гос­ту­пен­ча­тых ра­кет, опи­сан­ный Кон­стан­ти­ном Циол­ков­ским ещё в на­чале XX ве­ка. Вывод челноков на орбиту обеспечивали двухступенчатые комплексы. И если Space Shuttle взлетали за счёт твердотопливных ускорителей и собственных маршевых двигателей, работавших на топливе из внешнего бака, то советские разработчики объединили функции этих блоков в «Энер­гии» — двухступенчатой ра­кете-но­сителе. Она позволила «Бурану» отказаться от громоздких маршевых двигателей в пользу бо­лее функциональной сис­те­мы ор­би­таль­но­го ма­нев­ри­рова­ния.

Мощность двигателей «Энергии — Бурана»Первая ступень(4 боковых блока):Вторая ступень(центральный блок):Довывод на орбиту(орбитальный корабль):Максимальнаястартовая масса:2960–3224 тонн-силы (тс)592–760 тс17,6 тс2400 тСправкаМощность двигателей Space ShuttleПервая ступень(2 твердотопливных боковых ускорителя):Вторая ступень(орбитальный корабльс внешним топливным баком):Довывод на орбиту(орбитальный корабль):Максимальнаястартовая масса:2660–3100 тонн-сил (тс)510–640 тс6,1 тс2040 тСправка

В обеих системах довывод на орбиту осуществлялся за счёт маневровых двигателей самого корабля. Это позволяло не засорять околоземное пространство отработавшими ступенями, делая взлёт относительно «экологичным». Отделившиеся блоки либо сгорали в атмосфере, либо возвращались на Землю для ремонта и повторного использования. У Space Shuttle было предусмотрено многоразовое использование первой ступени, похожую схему планировалось реализовать и в комплексе «Энергия — Буран».

При этом преимуществом советской системы было то, что «Энер­гия» не име­ла стро­гой при­вяз­ки к «Бу­ра­ну» и при необ­хо­димос­ти мог­ла вы­вес­ти на ор­би­ту лю­бой дру­гой гру­з мас­сой до 105 тонн.

Предел полезной нагрузки (тонн), выводимой на низкую околоземную орбиту

Суммарная мощность двигателей «Энер­гии» — 170 миллионов лошадиных сил. Этого хватило бы даже для запуска лунных и межпланетных миссий. Но ракета взле­тела лишь дваж­ды: во вре­мя пер­во­го ис­пы­тания 15 мая 1987 го­да и 15 ноября 1988-го — с «Бу­раном».

«Энергия — Буран» на космодроме «Байконур»Старт системы «Энергия — Буран»

Ис­то­ричес­кий по­лёт этого «дуэта» мог сос­тоять­ся на 17 дней раньше, 29 ок­тября. Но тогда ав­то­мати­ка от­ме­нила за­пуск «Энер­гии» за 51 се­кун­ду до стар­та, об­на­ружив не­полад­ку в од­ной из сис­тем. 15 нояб­ря старт ракеты и вы­вод ракетоплана на расчётную ор­би­ту прошли в штат­ном ре­жиме, нес­мотря на сложные погодные условия — сильный ветер и туман.

«Падение» с орбиты

Ор­би­таль­ная часть по­лёта была наибо­лее пред­ска­зуемой для конс­трук­то­ров. К 1988 го­ду бла­года­ря запускам «Союзов» в этой сфе­ре бы­ло накоплено дос­та­точ­но опы­та, и ма­ло кто сом­не­вал­ся, что «Бу­ран» справится с этой задачей. Поэто­му ко­рабль про­был на орбите всего 94 минуты, хо­тя был спо­собен на­ходить­ся в космосе до 30 су­ток.

2 оборота вокруг Земли совершил «Буран»

Всех вол­но­вала по­сад­ка, ко­торая дол­жна бы­ла впер­вые в истории прой­ти полностью в ав­то­мати­чес­ком ре­жиме: пилотов в кабине «Бурана» не было. Успех операции за­висел от дей­ствий бор­то­вого компь­юте­ра и ра­боты на­зем­ных сис­тем на­вига­ции. В этом, кстати, ещё одно принципиальное отличие «Бу­рана» от Space Shuttle: в последнем автоматическая посадка не предусмотрена.

Александр Лавейкин,
лётчик-космонавт, участник программы «Буран»

У американцев основной режим управления кораблём ручной. У нас основной режим — автоматический. По плану пилот просто сидит на подхвате, даже ручку не держит. Почему? Потому что как только он берётся за штурвал, автоматическая система «Бурана» отключается.

По сути, возвращение с орбиты любого космического корабля — это падение. «Буран» начинал снижаться на скорости, почти в 30 раз превышающей скорость звука. Сектором, в котором он сойдёт с орбиты, определялась и точка его приземления: основная — Байконур или одна из запасных — в Крыму или в Приморье. Изменить место посадки после входа в атмосферу было уже невозможно — у «Бурана» (как и у Space Shuttle) отсутствовали авиационные двигатели. После начала снижения ракетоплан взял курс на космодром Байконур.

Этапы приземления «Бурана»250 км200 км150 км100 км50 кмНизкая околоземная орбитаУсловная граница атмосферыЗемля12345Орбитальный полётТочка 1:Разворот корабля двигателями по курсу,тормозной импульс, начало сниженияТочка 2:Выключение двигателей, разворот корабляносом по курсу, подготовка к вхождениюв плотные слои атмосферыТочка 3:Вход в плотные слои атмосферы,интенсивное торможение, нагревобшивки корабляТочка 4:Полёт в режиме планирования,выход на посадочную траекториюТочка 5:Мягкая посадка на ВПП

Пережить воздействие раскалённой плазмы при прохождении плотных слоёв атмосферы кораблю помогала термозащитная плитка со специальным покрытием. Она препятствовала проникновению тепла внутрь корпуса ракетоплана, что поз­во­ляло ему вы­дер­жи­вать нагрев до 1260 °C. Для защиты «Бурана» было изготовлено 37 500 плиток. За время полёта корабля всего шесть из них было потеряно и ещё около ста — повреждено.

Тепловая защита (вид сверху)Белая плитка (крупная):Белая плитка (малая):Иллюминатор:до 370 °Cдо 700 °Cдо 750 °CТепловая защита (вид снизу)Чёрная плитка:Носовой обтекательи передняя кромка крыла:до 1260 °Cдо 1650 °C

Наиболее напряжённым для наблюдателей оказался момент, когда «Буран» при приближении к взлётно-посадочной полосе резко отклонился от заданного курса, повернув не в ту сторону. Действия бортового компьютера были настолько неожиданными, что сотрудники ЦУПа даже предлагали взорвать корабль, считая, что автоматика вышла из строя. По воспоминаниям ведущего разработчика «Бурана» Глеба Лозино-Лозинского, несколько человек уже начали готовить для ТАСС сообщение о том, что полёт закончился неудачей. Но чел­нок сделал плавную петлю и аккуратно приземлился на полосу, опередив расчётное время задания всего на 1 секунду.

205 минут длился полёт корабля

Позже выяснилось, что причиной неожиданной смены курса «Бурана» стала информация о сильном ветре, поступившая на бортовой компьютер с наземных станций. Автоматика корабля учла её и оперативно поменяла траекторию на более безопасную.

Направление ветраВзлётно-посадочнаяполосаПроекция расчётнойтраекторииНаправление ветраТочка расчётногокасания полосыВзлётно-посадочнаяполосаРеальная траектория«Бурана»Проекция реальнойтраекторииТочка остановки(Смещение от осина 5 м влево)Точка реальногокасания (Смещениеот оси на 9,4 м вправо)1620 м4500 м80 м20 км10 км4 км

На протяжении всего финального этапа полёта, в том числе во время незапланированного манёвра корабля, его сопровождал МиГ-25 под управлением лёт­чика-испытателя Ма­гомеда Тол­боева. Уни­каль­ные кад­ры, снятые из кабины этого истребителя, бы­ли пре­дос­тавле­ны нам Те­лес­ту­дией Рос­космо­са.

Съёмка «Бурана» с борта МиГ-25

Александр Лавейкин,
лётчик-космонавт, участник программы «Буран»

Полоса там идеальная. Когда она строилась, солдаты шлифовали её вручную, я своими глазами видел. Когда Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский проверял её качество, то он поставил на капот машины стакан с водой и проехал по полосе. Вода не пролилась. Такое было качество.

Посадка «Бурана»

Посадка прошла гораздо мягче, чем ожидалось, из-за этого тормозные парашюты, которые должны были раскрыться от продавливания стоек шасси при первом же касании полосы, сработали только спустя 9 секунд после приземления, когда челнок уже начал терять скорость. Так «Бу­ран» стал пер­вым в ис­то­рии орбитальным ко­раб­лём, ус­пешно вы­пол­нившим при­зем­ле­ние в ав­то­мати­чес­ком ре­жиме.

Один за всех

Предполагалось, что «Буран» станет альтернативой дорогостоящим одноразовым запускам: ресурс корабля был рассчитан на 100 полётов по маршруту «Земля — Космос — Земля». Столько же полётов могли совершить экземпляры «Буря» и «Байкал», но они так и не были запущены в космос. В 1992 году преимущественно из-за нехватки финансирования про программу орбитальных челноков забыли.

1% своего ресурса отработал «Буран»

«Бурана» больше нет: в 2002 году корабль был погребён под об­ломка­ми обрушившейся крыши мон­тажно-ис­пы­татель­но­го кор­пу­са на Бай­ко­нуре. Всё, что осталось от легендарной советской программы, — это «Буря» и «Байкал», простаивающие в ангарах, и серия габаритных макетов корабля, часть из которых стала музейными экспонатами.

Лётные экземплярыМакеты и тестовые экземплярыСправка

Стартовый комплекс «Энергия — Буран» на Байконуре также не используется. Хотя ещё 30 лет назад многие предполагали, что запуски орбитальных кораблей будут проводиться чуть ли не каждый месяц.

Сотни технологий, созданных специально для советского ракетоплана, продолжают использоваться в самых разных сферах: от авиации и машиностроения до сельского хозяйства. И несмотря на то, что программы орбитальных челноков ушли в прошлое, история многоразовых космических устройств продолжается. Разработчики по-прежнему активно тестируют возвращаемые блоки и создают новые модели кораблей, рассчитанные теперь уже не только на околоземные, но и на дальние космические полёты.

История успеха советского космического шаттла

Внутри Бурана

«Буран» был многоразовым орбитальным аппаратом, способным доставлять различные полезные грузы в космос и доставлять грузы обратно на Землю. Некоторые специалисты предполагают, что ракетный планер мог гипотетически восстанавливать космическую станцию ​​"Мир" по частям. В его грузовом отсеке можно было легко разместить любой модуль советской космической лаборатории, который должен был быть выведен из эксплуатации и сброшен в 2001 году. Разработчики предложили использовать этот же отсек для ракеты-носителя "Союз" во время пилотируемых космических полетов.В чрезвычайной ситуации экипаж попадал в капсулу для срочной эвакуации.

Полная масса взлета: Полезная нагрузка: Полезная нагрузка, возвращающаяся на Землю: Длина: Размах крыла: Высота (шасси опущено): Экипаж: 105 т30 т20 т36,4 м24 м16,5 м2–10

Были планы работ по использованию Бурана только для перевозки экипажей космических станций или восстановления несуществующих спутников, но и для военных целей. Именно боевой потенциал ракетных планеров объяснял, почему Советский Союз так спешил, чтобы создать конкурента мирового класса для космических кораблей Америки.

Сравнение размеров некоторых пилотируемых космических кораблейiss.tass.com01020 mDetails

Работы по программе "Энергия-Буран" начались в 1976 году, через пять лет после американского космического челнока. Внешне схожий дизайн, предложенный советскими инженерами, сильно отличался от их американского аналога.

«В космос»

«Энергия-Буран» и «Спейс Шаттл» были передовыми космическими системами, которые принципиально отличались от своих предшественников в конструктивном проектировании. Каждый из них основывался на концепции многоступенчатой ​​конструкции ракеты, которую Константин Циолковский предсказал еще в начале 20-го века.Обе многоразовые ракеты-носители имели двухступенчатые двигательные установки. В то время как американский космический челнок взлетел благодаря твердотопливным ракетным ускорителям и собственным двигателям, работающим на топливе из внешнего бака, советские конструкторы объединили функции этих двух блоков в одну ракету - "Энергию", которая была двухступенчатой. ракета-носитель. Это позволило Бурану оснащаться гораздо более функциональной системой орбитального маневрирования вместо собственного громоздкого движителя.

Тяга двигателей "Энергия-Буран" Первая ступень (4 боковых ускорителя): Вторая ступень (центральный сердечник): Двигатель с орбитальным вводом (орбитальный аппарат): Полная масса взлета: 2960–3,224 тонны (тс) 592–760 тс17.6 tf2 400 tDetailsThrust двигателей космического челнока. Первая ступень (2 боковых ускорителя с твердотопливным двигателем): Вторая ступень (орбитальный аппарат с внешним баком): Двигатель с орбитальным вводом (орбитальный аппарат): Полная масса взлета: сила 2660–3 100 тонн (тс) 510– 640 tf6.1 tf2 040 tDetails

Оба космических корабля имели свои собственные двигатели орбитальной установки и маневрирования. Это сделало запуск более экологически чистым, поскольку околоземное пространство не было завалено отработавшими ступенями ракеты. Отделенные блоки либо сгорели в атмосфере, либо вернулись на Землю для капитального ремонта, технического обслуживания и многократного использования.Первый этап космического челнока был многоразовым. Аналогичное решение собиралось использовать в проекте "Энергия-Буран".

Одним из преимуществ советской системы было то, что "Энергия" была разработана не только для Бурана. При необходимости он мог вращаться вокруг любой другой полезной нагрузки до 105 тонн.

Максимальная полезная нагрузка, доставляемая на низкую околоземную орбиту (в тоннах)

Общая тяга двигателей "Энергии" составляла 170 миллионов лошадиных сил.Этого было достаточно для полетов на Луну и за ее пределы. Однако ракете суждено было летать только дважды. Первый раз был во время первоначального испытания 15 мая 1987 года, а второй раз - 15 ноября 1988 года, когда к нему был прикреплен буран.

"Энергия-Буран" на космодроме Байконур. Взлет "Энергия-Буран"

Исторический полет этого дуэта мог состояться 17 днями раньше, 29 октября, если бы компьютер не остановил обратный отсчет на 51 секунду раньше из-за проблемы в одном из системы Энергии.15 ноября ракета взорвалась и облетела космический самолет, как и планировалось, несмотря на плохую погоду с сильным ветром и туманом.

Путешествие на Землю

Орбитальная часть полета была наиболее предсказуемой для конструкторов и инженеров. Опыт запуска ракет "Союз", накопленный к 1988 году, был вполне достаточен, поэтому очень немногие сомневались, что "Буран" справится с этой задачей. Космический корабль провел на орбите всего 94 минуты, хотя он мог оставаться в космосе до 30 дней.

2 орбиты вокруг Земли, выполненные Бураном

Все были обеспокоены посадкой, которая должна была впервые полностью управляться компьютером. Места в кабине Бурана были пусты. Его успех полностью зависел от производительности бортового компьютера и систем наземной навигации. Кстати, это была еще одна фундаментальная особенность, которая отличала «Буран» от американского шаттла. Автоматическая посадка отсутствовала в диапазоне возможностей американского космического корабля.

Александр Лавейкин, летчик-пилот и космонавт
, участник программы "Буран". Наш стандартный режим посадки был автоматический. Идея заключалась в том, что пилот просто сидит на своем месте, держа руки подальше от джойстика. Зачем? Как только он возлагает руки на рулевую тягу, автоматическая система Бурана отключается.

Фактически, возвращение любого космического корабля равносильно свободному падению. Буран начал спуск со скоростью, почти в 30 раз превышающей скорость звука.Район, где он должен был покинуть орбиту, был жизненно важен для того места, где он должен был приземлиться: либо в основном месте возле Байконура, либо в одном из двух его заповедников: один в Крыму или другой в Приморье вдоль Тихого океана. Смена места посадки после повторного въезда была бы невозможна, потому что на «Буране», как и на «Спейс шаттле», отсутствовали воздушно-реактивные двигатели. После начала спуска космический самолет направился в сторону Байконура.

Фазы приземления Бурана250 км200 км150 км100 км50 кмНизкая околоземная орбитаПриблизительная граница атмосферыЗемля 22345Орбитальный полет Точка 1: двигатели поворачивают хвост Бурана вперед, следует тормозной импульс, начинается спуск Точка 2: Двигатели выключены, нос космического корабля настроен на курс, бодрит для входа в атмосферу. Point 3: входит в атмосферу, затем подвергается интенсивному замедлению, так как трение при повторном входе нагревает внешние поверхности космического корабля. Point 4: скольжение по траектории посадки. Point 5: мягкая посадка на взлетно-посадочной полосе. защитил его от воздействия плазмы во время повторного входа.Плитки были способны выдерживать температуры до 1260 ° C. В общей сложности 37500 плиток было сделано для Buran. Пока космический самолет был в полете, всего шесть из них были потеряны и около ста получили повреждения.

Тепловая защита (вид сверху) Белая плитка (большая): Белая плитка (маленькая): Иллюминатор: до 370 ° CUp до 700 ° CUp до 750 ° CТепловая защита (вид снизу) Черная плитка: носовой конус и передний край крыла : До 1260 ° CUp до 1650 ° C

Самый драматичный момент для зрителей был, когда «Буран», направляясь к взлетно-посадочной полосе, внезапно резко повернул в сторону от ожидаемой траектории полета.Решение бортового компьютера выглядело настолько странным, что некоторые из тех, кто дежурил в Центре управления полетами, подозревая, что система управления вышла из строя, даже предложили взорвать космический корабль. Как позже вспоминал главный конструктор «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский, некоторые уже начали составлять пресс-релиз для ТАСС, в котором говорилось, что экспериментальный полет закончился неудачей. Тем временем «Буран» совершил аккуратную и плавную петлю, чтобы совершить совершенную посадку, коснувшись взлетно-посадочной полосы всего на одну секунду раньше расчетного времени.

205 минут - это продолжительность полета «Бурана».

Как выяснилось позже, компьютер «Буран» получил предупреждение о сильном боковом ветре от наземных станций. Электронный мозг космического корабля принял это во внимание и быстро выбрал более безопасный путь приближения.

Направление ветра НаправленияПроекция предполагаемой траектории полета к поверхности Земли. Направление ветра. Расчетная точка приземления. Беговая дорожка. Траектория полета Бурана.4 м справа) 1 620 м 4500 м80 м20 км10 км4 км

На последнем этапе полета, включая неожиданный маневр космического корабля, летчик-испытатель Магомед Толбоев сопровождал «Буран» на самолете МиГ-25. Телестудия Роскосмоса поделилась некоторыми уникальными кадрами, снятыми из кабины истребителя с ТАСС.

«Буран» снят с самолета МиГ-25

Александр Лавейкин, летчик-космонавт
и участник программы «Буран»

Взлетно-посадочная полоса там была идеальной. Когда оно еще строилось, солдаты буквально шлифовали его вручную.Я видел, как они делают это самостоятельно. Однажды Глеб Лозино-Лозинский прибыл на проверку для проверки качества. Он поставил стакан с водой на капот автомобиля и отправился на пробную поездку по взлетно-посадочной полосе. Ни одна капля не пролилась. Поверхность была идеальной.

Посадка в Буране

Приземление было намного мягче, чем ожидали инженеры. В результате парашюты-дроги, которые были спроектированы так, чтобы открываться при первом приземлении, воздействующем на стойки шасси, фактически активировались через девять секунд, когда космический корабль уже катился и терял скорость.В этот самый момент Буран вошел в историю как первый в мире орбитальный аппарат, совершивший посадку с компьютерным управлением.

Один на все

Предполагалось, что «Буран» станет альтернативой дорогостоящим одноразовым ракетам-носителям. Его заявленный жизненный цикл состоял из 100 путешествий Земля-Космос-Земля. Его потенциальные преемники, Буря и Байкал, имели бы такую ​​же выносливость. Увы, никто из них никогда не полетит. В 1992 году из-за финансовых ограничений была отменена программа орбитального космического челнока.

1% от запланированной продолжительности службы Буран был потрачен

Буран больше не существует. В 2002 году он погиб, когда крыша сборочного и испытательного ангара на Байконуре, где он хранился, прогибался. Буря и Байкал, законсервированные в других ангарах, и серия масштабных макетов, некоторые из которых выставлены в музее, все это осталось от легендарной советской космической программы.

Летные образцы Макеты и испытательные образцыДетали

Стартовые объекты "Энергия-Буран" на Байконуре по-прежнему простаивают, хотя 30 лет назад многие были уверены, что многоразовые орбитальные аппараты будут запускаться каждый месяц.

Богатый опыт, созданный специально для советских космических аппаратов, продолжает использоваться в самых разных областях. Он использовался от самолетов и машиностроения до сельского хозяйства. Хотя программа для орбитальных шаттлов затихала, сага о космических системах многоразового использования продолжается. Дизайнеры продолжают тестировать восстанавливаемые космические единицы, предназначенные не только для околоземных полетов, но и для дальних космических путешествий.

Буран многоразовый челнок

Буран многоразовый орбитальный аппарат

Во время В 1970-х и 1980-х годах в СССР был разработан крылатый космический корабль, известный как «Буран». (Метель), призванная служить «параллельным» ответом на воспринимается военная угроза от космического корабля США. Развитие Буран был проведен в рамках программы космической системы многоразового использования, или МКС, который в том числе сам крылатый орбитальный аппарат и тяжеловоз "Энергия".


Pre-Buran события

Идея использования крылатых транспортных средств для космического полета был в умах космоса энтузиастов с рассвета космической эры.В России Циолковский и Цандер считал самолеты другими средствами достижения космического пространства. Были предприняты практические попытки установить ракетный двигатель на крылатых транспортных средствах. в Германии и в СССР в 1930-х гг. Сергей Королев и его коллеги В Институте реактивных исследований РНИИ работал над ракетным планером РП-318 оснащен ракетным двигателем.

Во время Второй мировой войны, в Германии пионер ракетостроения Юджин Сангер и математик Ирен Бредт, предложил так называемый "бомбардировщик антипода", который был бы способен нападения на Нью-Йорк после запуска ракеты и скользящего возвращения в атмосферу над Атлантическим океаном.В конце войны оба США и СССР получили копии отчета Сангера-Бредта на «антиподе бомбардировщик», который стал основой для исследований в поле по обе стороны Атлантики.

В США, ВВС запустили проект Dyna Soar. Это предполагало пилотируемый планер выведен на орбиту на вершине ракеты Титан-3 и приземлился на взлетно-посадочной полосе как планер.

В СССР Владимир Челомей, руководитель конструкторского бюро ОКБ-52 Министерства Авиационная промышленность, МАП, специализирующаяся на разработке крылатого круиза ракеты.Он одним из первых в стране выдвинул идею пилотируемого крылатого орбитального аппарата.

Также из В середине 1960-х годов конструкторское бюро Микояна разрабатывало небольшую многоразовую Космический корабль под названием Спираль. Этот мини-шаттл будет запущен сзади гиперзвукового самолета, способного достичь Маха 6 (или шести раз скорости звука). После отделения от самолета-носителя Спираль будет приводиться в действие присоединенной ступенью ракеты.

Разработка Буранского орбитального аппарата

В начале 1970-х годов США сделали космический челнок основным проектом своего пилотируемого космическая программа. Согласно прогнозам НАСА, космический челнок заменить весь парк существующих ракет и снизить стоимость запуска спутники. Однако в СССР космический челнок рассматривался первым из все как носитель ядерного оружия.

В 1976 году несмотря на явный скептицизм в космической отрасли, советское правительство Решили ответить на «Шаттл-угрозу» аналогичным космическим кораблем.(108) Указ от 17 февраля предусматривал разработку космической системы многократного использования MKS, которая должна была включать ракету-носитель, космический самолет, орбитальный космический буксир, наземную инфраструктуру управления и технического обслуживания. Документ требовал, чтобы космический самолет мог доставлять до 30 тонн и возвращать до 20 тонн при достижении высоконаклонных орбит с высотой 200 километров.

НПО Энергия в Калининграде, Московская область, подчиняется Генеральному Министерству Машиностроение, МАМА, взяло на себя всю ответственность за развитие системы под названием Энергия-Буран.

В отличие от НАСА, Руководитель НПО "Энергия" Валентин Глушко предложил конфигурацию, в которой тяжелая пусковая установка может использоваться с крылатым орбитальным аппаратом или без него.

Также в 1976 году Министерство авиационной промышленности, МАП, передало группу ветеранов проекта Спираль от ОКБ Микояна и ОКБ Радуга в Вновь образованный НПО Молния. Новая организация также поглотила КБ Буревестник и КБ Молния, конструкторские бюро, а также Мясишевский экспериментальный Машиностроительный завод им.НПО «Молния» будет отвечать за разработку аэродинамического тела орбитального аппарата. (106)

от Вначале неопределенность окружала проблему возможных ролей для Буран орбитальный. Потенциальные задачи сосредоточены вокруг гипотетических военных роли и поддержка программы пилотируемой космической станции. Одна цель была поставка и монтаж космической станции "Мир-2".

Последствия

после одного Полет в 1988 году программа быстро исчерпала средства, как советское министерство обороны полностью осознал отсутствие цели для системы, по сравнению к его огромной стоимости.Стоимость запуска около 20 тонн полезного груза в системе «Энергия-Буран» оценивалась в 270 миллионов рублей по сравнению с 5,5 миллионами рублей для доставки аналогичной массы на ракете «Протон». (744) После распада Советского Союза программа был по существу закрыт и в 1993 году глава НПО "Энергия" Юрий Семенов публично признал, что проект мертв.

НПО Молния, разработчик тела Буран, пытался двигаться вперед с небольшим версия многоразового орбитального аппарата, запущенного транспортным самолетом «Антонов-225 Мрия» самолет.Однако компания так и не нашла инвесторов для проекта.

LII разработать гиперзвуковое транспортное средство

В 2001, на авиасалоне МАКС в Москве, в Летно-исследовательском институте, ЛИИ, базирующаяся в Жуковском, продемонстрировала натурный макет крылатого Экспериментальная машина HFL-VK, предназначенная для испытательных полетов на гиперзвуковых скоростях. Запущенный ракетным ускорителем, с реактивным двигателем беспилотный корабль достиг бы скорости 8-14 Маха (1 Маха равен скорость звука) и летать на высоте до 100 километров - быстрее и выше, чем большинство экспериментальных машин в разработке вокруг мир в то время.HFL-VK имеет длину 8 метров, размах крыльев 3,6 метра и весом 2200 килограммов.

после спуск с Плесецка на борт Рокота, Самолет HFL-VK должен приземлиться с парашютом на российском Дальнем Востоке.

Программа частично финансируется Российским авиационно-космическим агентством, Росавиакосмос, однако, по словам представителей ЛИИ, средства были недостаточно для активного развития.

LII разрабатывал автомобиль, основываясь на своем опыте с автомобилями типа BOR, которая провела испытания систем тепловой защиты для программы Buran в 1980-х годах.LII был активным разработчиком программы BOR вместе с НПО "Молния", прайм-разработчик тела Буран.


Официальные технические характеристики бурановского спутника: (107)

максимум вес

105 тонн

Полезная нагрузка вес 30 тонн
Посадка вес 82 - 87 тонн
возвратный полезная нагрузка 15 - 20 тонн
Экипаж 2 - 10 человек
Рейс продолжительность 7 - 30 дней
Орбита диапазон наклона 50.7 - 110 градусов
Орбита диапазон высот 250 - 1000 км
Орбитальная тяга системы маневрирования (в вакууме) 8,8 тонн
G-load 3 - 1,6
Посадка скорость (при посадочной массе 82 тонны) 312 - 360 км / час
Максимум боковой маневр при возвращении 1700 км
Длина 36.37 метров
Кузов длина 30,85 метров
Кузов ширина 5,5 метров
Высота 16,35 метров
Крыло пролет 23,92 метров

Хронология программы Буран:

1976 г. февраль17: Центральный Комитет Коммунистической партии и Совет Министры СССР издали совместный указ (№ 132-51), официально запускающий развитие системы Энергия-Буран. (52)

1976 май: Научно-технический совет Главного управления космических систем ГУКОС рассматривает и утверждает проект системы многоразового использования Буран.

1976 г. июнь 11: Совет главных конструкторов с участием учреждений от Министерства авиационной промышленности (МАП) и Министерства генерала Машиностроение (MOM) доработало конфигурацию бурановского орбитального аппарата как крылатое транспортное средство, в отличие от альтернативного «подъемного кузова» схема.(52)

1976 8 ноября: Дмитрий Устинов утверждает технические требования к многоразовой системе Buran.

1976 декабрь 12: Главный конструктор НПО «Энергия» утвердил предварительный проект Концепция многоразовой системы Буран.

1976 декабрь 18: Военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР доработал производственную команду, задействованную в "Энергии-Буране" развитие.

1977 июль: Совет главных конструкторов и Научно-технический совет Министерства общего машиностроения (НТС МОМ) утвердил Приложение к предварительному проекту Энергии-Буран система.

1977 окт. 27: Пилотируемый прототип космического самолета Спираль был сброшен с модифицированный стратегический бомбардировщик Typolev-95 для испытания в свободном полете.

1977 ноябрь21: Советское правительство издало указ с подробным описанием основных этапов и деятельность по освоению Энергии-Буран система.

1978 март: Советская ракетная промышленность выполнила техническое задание на Энергия-Буран развития.

1980 декабрь 5: Модель Спирального космического самолета, обозначенная Bor-4c, провела свой первый суборбитальный полет в направлении озера Балхаш, на вершине Ракета K65M-RB5 (Космос-3) для испытания корабля для будущих орбитальных полетов.

1982 янв. 6: Транспортный самолет 3М-Т Атлант выполняет первый испытательный полет с водородным баком ракеты "Энергия".

1982 январь: Министр общего машиностроения назначил Б. И. Губанова руководителем развития Энергия-Буран.

1982 июнь 4: Бор-4 № 404, модель спиральной космической плоскости, был выведен на орбиту и разбрызган вниз в Индийском океане.Было объявлено под названием Космос-1374.

1983 март 1: Самолет VM-T впервые доставил на орбиту Буран.

1983 март 16: Бор-4 № 403, модель Спиральной космической плоскости была запущена на орбиту и брызнула вниз в Индийском океане. Было объявлено под названием Космос-1445. восстановление корабля на корабле ВМФ было сфотографировано с австралийского военного самолета.Фотографии сверхсекретного восстановления Операции были опубликованы по всему миру.

1983 август: Тело орбитального спутника "Буран" доставлено в НПО "Энергия Контрол" и испытательная станция KIS, где она будет использоваться в качестве «сложного стенда» (KS-OK) для тестирования систем автомобиля.

1983 декабрь: Полномасштабный макет орбитального спутника "Буран", обозначенный OK-ML-1, прибыл на Байконур.(52)

1983 декабрь 13: Летающая лаборатория имени Типолева-154, предназначенная для тестирования программного обеспечения и Автоматизированные системы посадки на орбиту "Буран" провели первый полет.

1983 декабрь 27: Бор-4 № 405, модель Спиральной космической плоскости была запущена на орбиту и брызнула вниз в Черном море вместо Индийского океана, чтобы сохранить секретность вокруг проект. Было объявлено под названием Космос-1517.

1984 март: НПО "Энергия" приступило к электрическим испытаниям на борту испытательного орбитального аппарата КС-ОК. на организации испытательной станции КИС. (52)

1984 г. июнь 4: Полномасштабный испытательный стенд системы управления полетом "Буран", известный как PRSO, был включен впервые.

1984 июль 6: Первый запуск с Капустина Яра на суборбитальный полет в направлении озера Балхаш K65M-RB5 (Космос-3) пусковая установка с бор-5 №501, модель Буран в масштабе от 1 до 8 орбитальный аппарат. Из-за электрического сбоя модель не отделилась от ракета-носитель.

1984 август: Полномасштабный макет орбитального спутника "Буран", обозначенный ОК-МТ, прибыл в Байконуре. (52)

1984 дек. 19: Последний запуск орбитального корабля "Бор-4", завершающий серию из четырех испытательные полеты. Было объявлено как Космос-1614. Корабль плескался вниз в черном море.

1984 дек. 29: Прототип бурановского орбитального аппарата, обозначенный 002-GLI, провел первые испытания такси на взлетно-посадочной полосе. (106)

1985 апрель 17: Второй запуск с Капустинского Яра на суборбитальном полете в направлении озера Балхаш K65M-RB5 (Космос-3) пусковая установка "Бор-5" № 502, модель "Буран" от 1 до 8 орбитальный аппарат.

1985 Авг. 2: Советское правительство постановляет начать летные испытания орбитального комплекса "Буран" в четвертом квартале 1986 года.

1985 ноябрь 10: Прототип 002-GLI Бурана провел первый атмосферный полет с Игорем Волком и Римантасом Станкавичусом на борту. (106)

1985 декабрь: Корпус летного варианта орбитального корабля "Буран" прибыл на Байконур на задней части самолета-носителя.

1986 май: Обрабатывающий персонал на Байконуре приступил к электрическим испытаниям полета версия "Буран".

1986 дек. 27: Третий запуск с Капустина Яра на суборбитальный полет в направлении озера Балхаш K65M-RB5 (Космос-3) пусковая установка "Бор-5" № 503, модель "Буран" от 1 до 8 орбитальный аппарат.

1987 фев. 10: Прототип 002-GLI Бурана провел первый автоматизированный подход и посадка на взлетно-посадочной полосе.

1987 фев. 16: Прототип 002-GLI Бурана прошел через всю посадку обрабатывать автоматически во время 10-го полета.

1987 май 15, 21:30 по московскому времени: первый сверхтяжелый бустер "Энергия" 6SL) был запущен с сайта 250 на Байконуре с экспериментальным военным кораблем «Полюс». Ракета выполнена однако безупречно орбитальная система маневрирования «Полюса» противоположное направление из-за проблемы системы управления, вызывающей полезную нагрузку упасть в океан.

1987 г.г. 27: Четвертый пуск с Капустинского Яра на суборбитальном полете в направлении озера Балхаш K65M-RB5 (Космос-3) пусковая установка с бор-5 №504, модель Буран в масштабе от 1 до 8 орбитальный аппарат.

1987 окт. 15: Обрабатывающий персонал на Байконуре Закончена сборка летной версии орбитального корабля "Буран".

1988 фев. 15 - 25 апреля: Испытания унифицированной двигательной установки, ODU и вспомогательных Энергоблок ВСУ орбитального комплекса "Буран" проводился на огневом контроле Тестовый участок (OKI) на сайте 254 по адресу Байконуре.

1988 Апрель: Летные испытания прототипа 002-GLI завершаются после 24 полетов.

1988 май 9: Началась интеграция орбитального спутника "Буран" с ракетой-носителем "Энергия" в рамках подготовки к испытательному развертыванию до запуска колодки на Байконуре.

1988 май 19: Тестовый запуск системы "Энергия-Буран" на стартовой площадке в Участок 110 на Байконуре.

1988 июнь 19: "Энергия-Буран" вернулась со стартовой площадки.

1988 июнь 20 августа26: "Буран" снял с ракеты-носителя и вернулся в зону обработки для улучшений.

1988 июнь 22: Пятый пуск с Капустинского Яра на суборбитальный полет в направлении озера Балхаш K65M-RB5 (Космос-3) пусковая установка "Бор-5" № 505, модель "Буран" от 1 до 8 орбитальный аппарат, завершив серию из пяти испытательных полетов.

1988 авг. 29: Во время обработки орбита "Буран" была пристыкована к кораблю "Энергия" здание на площадке 112 на Байконуре.

1988 сентябрь 13: Система Энергия-Буран транспортируется на заправочную станцию, МЗК, для опасных операций.

1988 окт. 10: Система "Энергия-Буран" была подготовлена ​​к запуску на стартовую площадку для первого испытательного полета, назначенного на 29 октября 1988 года.

1988 окт. 26: Государственная комиссия дала зеленый свет на запуск, намеченный на 29 октября, 06:23 по московскому времени.

1988 окт. 29: В Т-51 секунд до запланированного старта автоматизированная обработка Система выдала аварийную команду после обнаружения проблемы в последовательность запуска. Государственная комиссия приняла решение отложить запуск до 15 ноября 1988 года.

1988 ноябрь 15: 06:00:02 по московскому времени: сверхтяжелый ускоритель "Энергия", несущий беспилотный Буран многоразового использования отходит от Байконура.Две орбиты или через 206 минут «Буран» автоматически приземлился на аэродроме Юбилейный в Зоне 251 на Байконуре.


1988 г. 21 декабря: Сверхтяжелый транспортный самолет "Антонов-225" Мрия ", предназначенный для перевозки на орбиту" Буран ", провел его первый испытательный полет.

1989 май 13: Сверхтяжелый транспортный самолет «Антонова-225 Мрия» его первый полет на орбите "Буран".

1989 г. 28 декабря: Последняя практическая работа с испытательной машиной БТС-002 завершена в Жуковском.

1992: Финансирование программы "Энергия-Буран" иссякает.

2002 май 12: Летная версия орбитального корабля "Буран" уничтожена в крыше обрушение на площадке 112 на Байконуре.

2012 окт. 15: Полномасштабный прототип орбитального космического аппарата "Буран" удален из контрольно-испытательного здания РКК "Энергия", КИС, для установки на внешней площадке.


.

Буран: советский космический челнок

Космический корабль "Буран" был космическим кораблем, разработанным Советским Союзом в ответ на программу космического корабля НАСА. Буран, что в переводе с русского означает «метель», летал один раз.

Космический челнок НАСА представлял собой новую форму разработки для космических аппаратов. Вплоть до 1982 года космические аппараты - даже те, которые перевозили людей - запускались только для одной миссии за раз, за ​​исключением определенных программ военных испытаний. Шаттл, с другой стороны, может использоваться многократно и снизить стоимость исследования космоса.

Хотя космический челнок был в основном гражданской программой, в 1980-х годах военные США использовали его время от времени для запуска спутников и выполнения других секретных действий. Космический челнок НАСА, на самом деле, был спроектирован с учетом потребностей военных; например, его отсек полезной нагрузки был создан, чтобы быть достаточно большим для спутников Министерства обороны. (Эта практика в основном прекратилась после взрыва челнока "Челленджер" в 1986 году, после которого военные перешли на расходуемые ракеты.)

НАСА сосредоточилось на сокращении космических расходов, в то время как Советский Союз рассматривал космический челнок как потенциальную военную угрозу, пишет Анатолий Зак на своем сайте RussianSpaceWeb.ком.

«В СССР космический челнок рассматривался прежде всего как носитель ядерного оружия», - писал Зак в статье о «Буране». «В 1976 году, несмотря на очевидный скептицизм в космической отрасли, советское правительство решило отреагировать на« шаттл-угрозу »аналогичным космическим кораблем».

Всего один рейс

Научно-производственная корпорация «Молния», которая разработала корпус «Буран», заявила, что целью было отправить 30 тонн в космос и вернуть 20 тонн на Землю.

"Буран" должен был вместить до шести пассажиров в кабине экипажа.Отдельное грузовое отделение позволит использовать спутники длиной до 17 метров (56 футов) и диаметром 4,5 метра (15 футов). Дополнительные члены экипажа могут ездить в грузовом отсеке.

Подобно космическому шаттлу НАСА, на поверхности Бурана были бы различные виды термопластов, чтобы оградить их от повторного попадания. "Буран" выполнил 24 испытательных полета на Земле (в том числе 15, которые были полностью автоматическими) в рамках подготовки к космическому испытательному полету, заявила Молния.

Буран запущен только один раз в космос, в ноябре.15, 1988, и снова вошел в атмосферу после двух орбит, согласно НАСА. Космический корабль стартовал на борту российской ракеты "Энергия" и успешно приземлился под автоматическим управлением, а космический челнок НАСА не был предназначен для этого.

Буран запущен в трудное для Советского Союза время. Всего несколько лет спустя, в 1991 году, коммунистическое правительство распалось, и нация распалась на несколько стран. Сама программа была заморожена, потому что «советское министерство обороны полностью осознало отсутствие цели для системы по сравнению с ее огромной стоимостью», - писал Зак.

К 1993 году глава НПО "Энергия" (Юрий Семенов) заявил, что проект был отменен. «Молния» рассматривала другую версию, которая была бы немного меньше, но идея никогда не осуществлялась из-за отсутствия интереса инвесторов, добавил Зак.

Всего девять лет спустя единственный «Буран», использованный в космосе, был разрушен после того, как крыша обрушилась на его хранилище на космодроме Байконур в Казахстане.

Дополнительные ресурсы

Узнайте о космических челноках США :

.

Смотрите также