Новый закон о дтп 2019


Новые правида ПДД с 1 июня 2019 года: характеристика основных изменений

Новое в ПДД с 1 июня 2019 года. Основные изменения: европротокол, знаки, разметка, штрафы, оставление места аварии. Что меняется и почему.

С 1 июня 2019 года в России вступают в силу очередные изменения Правил дорожного движения (ПДД). Они касаются таких реалий водителя, как оформление дорожно-транспортного происшествия (ДТП) по европротоколу, оставления места аварии, штрафов, разметки и дорожных знаков. Рассматриваем детально, что именно меняется и как эти коррективы отразятся на жизни водителей и безопасности движения.

Оформление по европротоколу

Новый порядок оформления аварии по европротоколу расширяет возможности для разрешения ситуации без привлечения сотрудников ГИБДД. Прежде закон разрешал составлять европротокол при таких условиях:

  1. В аварии участвовало не больше двух автомобилей.
  2. Сумма ущерба от ДТП — не больше 50 тысяч рублей.
  3. Нет жертв и пострадавших.
  4. Не нанесён ущерб третьим лицам, кроме непосредственных участников аварии.
  5. Между водителями нет разногласий в части причин и подробностей инцидента.

С 1 июня 2019 года сумма ущерба, при которой возможно составить европротокол, увеличится в большинстве регионов РФ до 100 тыс. рублей, а в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — до 400 тыс. рублей.

Станет возможным также ограничиться европротоколом в ситуациях, когда между участниками аварии есть разногласия. Для этого вводится новый бланк европротокола, где под разногласия введены специальные разделы. Для водителей, которые застрахуют обязательную автогражданскую ответственность после 1 июня, станет обязательна новая форма бланка. Остальные смогут воспользоваться и старой, но только если разногласий между участниками ДТП не будет.

В новой форме европротокола появился дополнительный пункт, где водители отмечают галочкой, есть или нет разногласия между ними по ДТП, и заверяют этот пункт подписями

Суть разногласий, если они есть, излагается в отдельном пункте.

Разногласия между водителями излагаются в отдельном пункте бланка европротокола нового образца

Для оформления европротокола минимум одна из участвовавших в ДТП машин должна быть оснащена системой ЭРА ГЛОНАСС или хотя бы у одного из водителей установлено специальное приложение на смартфоне, которое позволяет зафиксировать и передать в ГЛОНАСС или страховую компанию последствия аварии.

В каких случаях будет можно уезжать с места аварии, а когда нельзя

С 1 июня не будет считаться нарушением и наказываться изъятием водительского удостоверения отъезд водителя с места аварии в таких ситуациях:

  • После столкновения нет ни ущерба, ни пострадавших.
  • Ущерб минимален или настолько незначителен, что сторонам выгоднее договориться и возместить его самостоятельно, чем впоследствии покупать ОСАГО с повышающим коэффициентом.
  • Авария оформлена по европротоколу, сделана первичная фото- и видеофиксация.
  • Сотрудник ГИБДД по телефону разрешил участникам столкновения покинуть место инцидента и всё документально оформить на посту ГИБДД.

Одновременно ужесточается ответственность за самовольное оставление места аварии, где есть пострадавшие или погибшие. За это вводится уголовная ответственность. Как сообщила в апреле 2019 года «Российская газета», это нарушение законодатели приравняли к пьяной езде.

В новой редакции ст. 264 Уголовного кодекса (УК) РФ водителю, который сбежал с места аварии, грозит такое наказание:

  1. До 4 лет лишения свободы, если пострадавшим в аварии причинён тяжкий вред здоровью.
  2. 4–7 лет, если есть один погибший.
  3. До 9 лет, если погибших два и более.

Как поясняет издание, изменения устраняют лазейку в законодательстве, которая позволяла водителям, ставшим виновниками ДТП вследствие пьяной езды, отделаться более мягким наказанием. Такая возможность им открывалась, если они уезжали с места аварии, а через несколько дней, когда следов алкоголя в организме уже не оставалось, приходить в полицию с повинной. Теперь что попался на месте ДТП пьяным, что скрылся и пришёл с повинной, протрезвев, отвечать одинаково.

Кабмин учёл постановление Конституционного суда, признавшего норму статьи 264 УК РФ не соответствующей Конституции. В частности, КС посчитал, что наказание пьяным водителям, скрывшимся с места ДТП, а через несколько дней пришедшим в полицию с повинной, будет значительно мягче, чем тем автомобилистам, которые остались на месте аварии и медицинское освидетельствование выявило у них содержание алкоголя в крови.

Согласно старым нормам закона «беглецы» могли отделаться лишением прав на полтора года или административным арестом на срок до 15 суток. Теперь закон приравнивает ответственность за побег с места ДТП к совершению аварии в состоянии опьянения. В Госдуме считают, что ужесточение наказания будет дополнительной мерой обеспечения безопасности на дорогах. Сейчас, по статистике МВД, место происшествия ежегодно оставляют около 300 тысяч человек. Причём, как правило, с места аварии скрываются водители, которые хорошо «приняли на грудь» перед тем, как сесть за руль. Вместо попытки оказать помощь пострадавшим они трусливо убегают.

Александр Степанов, журналист

«Российская газета», https://rg.ru/2019/04/24/sbezhavshih-s-mesta-avarii-voditelej-priravniali-k-pianym.html

В стандарты нанесения дорожной разметки вносятся такие изменения:

  • Линии разметки, разделяющие полосы проезжей части, станут не белыми, а жёлтыми. Так их будет лучше видно зимой на фоне снега. До 1 июня 2019 года жёлтой разметкой обозначались только места, где запрещены остановка или стоянка.
  • Прерывистые линии на перекрёстке, которые определяют движение по полосам, станут синими. Так они будут меньше отвлекать водителей. Синей разметкой станут разделяться зоны платной и бесплатной парковки.Разметка, определяющая движение по полосам на перекрёстке, будет прерывистой и синей, чтобы меньше отвлекать водителей
  • На перекрёстках появится разметка «вафельница». Она будет обозначать особые зоны, в которые будет запрещено въезжать во время заторов. Нарушителей будут фиксировать видеокамеры, а ГИБДД — штрафовать. Так законодатели надеются уменьшить число пробок из-за неправильного проезда перекрёстков.Новая разметка «вафельница», которая запрещает въезд в обозначенную в ней зону на перекрёстке во время затора, выглядит так
  • Места для дозаправки автомобилей будут обозначать специальные линии.
  • Появятся стрелки, дублирующие дорожные знаки, которые разрешают разворот. Это позволит избежать путаницы, когда водители считают разворот разрешённым, в том время как позволен только поворот налево.

Нанесение новой разметки закон полностью относит к компетенции властей на местах. Так что как быстро она станет соответствовать новым стандартам, зависит от конкретного населённого пункта.

Новые штрафы

Штрафами с 1 июня 2019 года станут чреваты такие нарушения:

  • Создание пробки в ожидании сотрудников ГИБДД после аварии, когда правила позволяют произвести самостоятельную фиксацию или составить европротокол — 1 000 рублей. Впрочем, вряд ли от этого пробок после ДТП станет меньше: большинство водителей пасуют перед европротоколом, не зная, как его правильно заполнять, а сумма штрафа невелика.
  • Использование знака «Инвалид», дающего право на парковку в специально отведённых местах, без подтверждающих медицинских документов — 1–1,5 тыс. рублей в зависимости от обстоятельств и последствий нарушения.

Знак «Шипы» станет необязательным

С 1 июня 2019 года перестанет быть обязательным использование знака «Шипы» — буквы «Ш» на белом фоне в треугольнике с красной каймой, который обязаны ставить на заднее стекло автомобиля водители, «переобувшие» машину в шипованную резину.

Использование знака «Шипы», который информирует, что на автомобиле стоит шипованная резина, с лета 2019 года станет необязательным

Законодатели решили — от этого знака вреда больше, чем пользы. Считалось, что этот знак будет помогать водителям выбирать дистанцию и оценивать тормозной путь, тем самым снижая вероятность аварии. Но результата эта мера не дала. А вот сложности, вызванные тем, что водитель «переобул» машину с зимней резины на летнюю, а знак снять забыл и продолжает с ним ездить, вводя в заблуждение всех, кто едет сзади, появились.

Расширение парковочных льгот для инвалидов

Право использовать наклейку «Инвалид» на стекле автомобиля и бесплатно парковаться в предназначенных для этого местах с лета 2019 года получают инвалиды третьей группы и водители автомобилей, которые их перевозят. Раньше эта льгота распространялась только на инвалидов первой и второй групп и детей-инвалидов.

Новые ПДД с 1 июня 2019 года (видео)

Это основные изменения в Правилах дорожного движения, которые вступают в силу с 1 июля 2019 года. Есть надежда, что они действительно облегчат жизнь водителям и будут способствовать повышению безопасности на дорогах, сокращению количества пробок и аварий, особенно со смертельным исходом.

hiterbober.ru

Новый закон: за оставление места ДТП — до девяти лет

08.02.2019

Госдума России на пленарном заседании поддержала проект закона о введении уголовной ответственности за оставление водителями места ДТП с жертвами. Согласно законопроекту, наказание за указанное деяние составит до девяти лет лишения свободы.

Таким образом, парламентарии устранили пробел в законодательстве, когда пьяные водители намеренно покидали место серьезного ДТП, чтобы получить более мягкое наказание. Так, если бы их «взяли» прямо на месте, они попадают под статью Уголовного кодекса. Если виновник ДТП является с повинной в полицию через 2-3 дня после аварии (уже абсолютно трезвый), его действия попадают под норму КоАП РФ. В первом случае ему грозит тюрьма, во втором — штраф и 15 суток ареста.

Чтобы пьяные автомобилисты не уходили от справедливого наказания, новый законопроект фактически приравнял трезвых водителей, скрывшихся с места ДТП, к пьяным. То есть, ответственность они (что пьяный, что трезвый) будут нести одинаковую.

Законопроект, принятый в начале февраля в первом чтении, вносит поправки в статью 264 Уголовного кодекса РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») — в части вторую, четвертую и шестую статьи. Они, как вы уже поняли, ужесточают ответственность лица, управляющего транспортным средством и нарушившего ПДД или правила эксплуатации транспортных средств, при условии наступления тяжких последствий, если это лицо скрылось с места совершения противоправного деяния. Это ровным счетом те же уголовные нормы, которыми регулируется наказание за совершение автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения.

Если закон будет принят и вступит в силу, водитель, скрывшийся с места ДТП, в результате которого был причинен тяжкий вред здоровью потерпевших, получит наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет, в случае смерти человека — от двух до семи лет, а если погибли два человека и более — от четырех до девяти лет.

В настоящее время сбежавшим с места аварии грозит лишение права управления автомобилем на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток (часть 2 статьи 12.27 КоАП).

Одновременно был принят в первом чтении законопроект о внесении соответствующих изменений в статью 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

moymotor.ru

Возмещение ущерба при ДТП: изменения 2019 года 2019

Вы не поверите, но теперь со вступлением в силу новых поправок в Закон «Об ОСАГО» виновники ДТП также смогут рассчитывать на страховую выплату. Как такое возможно? Ведь выплату должна получать только пострадавшая сторона. Оказывается, возможно. Мы решили разобраться и узнать, действительно ли новый Закон «Об ОСАГО» таит в себе подводные камни, которые позволяют даже виновникам аварий получать страховое возмещение.

Напомним, 1 июня 2018 года вступили в силу очередные поправки в Закон «Об ОСАГО», расширив лимит ущерба, в рамках которого участники ДТП имеют право оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД (так называемый европротокол). 1gai.ru писал уже об этих новых поправках в статье «Как оформить ДТП с 1 июня 2018 года».

Так, с 1 июня 2018 года, если в аварии нет пострадавших, а также участниками ДТП стали два водителя (два автомобиля) и если сумма ущерба имуществу не превышает 100 тыс. рублей, разрешено оформлять аварию без сотрудников ДПС. Причем теперь участники ДТП имеют право оформить аварию по европротоколу без сотрудников Госавтоинспекции, даже если между ними есть какие-то разногласия по обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия. Например, теперь можно оформлять европротокол, даже если участники ДТП не пришли к единому согласию о виновнике аварии.

Плюсы и минусы поправок в Закон «Об ОСАГО»

Логично, что участники ДТП не ясновидящие и поэтому стали стараться чаще вызывать сотрудников ГИБДД даже на мелкие аварии.

Расширяя лимит ущерба до 100 тыс. рублей, власти рассчитывают, что участники ДТП будут чаще оформлять аварии без участия сотрудников ГИБДД.

Однако пока большинство автолюбителей не могут этого сделать в связи с нерабочим мобильным приложением, которое может передавать данные о ДТП в базу данных страховщиков. К сожалению, кнопка ГЛОНАСС сегодня есть далеко не у всех автомобилей.

Так что пока что, несмотря на вступление нового Закона «Об ОСАГО» в силу, ситуация по оформлению аварии по европротоколу будет плачевна.

Но когда заработает мобильное приложение, то, мы думаем, количество аварий, оформленных в рамках европротокола, будет увеличиваться в геометрической прогрессии.

Теперь давайте поговорим и о минусах нового Закона «Об ОСАГО». А они, к сожалению, есть. И в этом нет ничего удивительного. Мы же живем в России, где, когда кто-то что-то пытается сделать проще, как всегда, все выходит сложнее. Особенно когда речь идет о наших законодателях, которые часто не умеют просчитывать все последствия новых законодательных инициатив. Вспомните «Платон», поднятие акциза на топливо. Сами знаете, к чему привели радикальные меры Правительства РФ. Да, собираемость денег при этих законах увеличилась. Но выросла волна возмущения граждан. В итоге по акцизам Правительству РФ пришлось пересмотреть свои аппетиты и снизить уже с 1 июня акцизы на топливо, а также заморозить плановое повышение акцизов на топливо, которое планировалось с 1 июля 2018 года.

Интересно, когда Правительство РФ увидит в новом законе подводные камни и предложит поправки? Хотя что-то мы сомневаемся, что поправки будут, поскольку все минусы нового закона касаются только водителей. Для страховщиков новый закон несет в себе только одни плюсы.

Итак, согласно новому Закону «Об ОСАГО», вступившему в силу 1 июня 2018 года, участникам ДТП разрешили оформлять аварию по европротоколу, если сумма ущерба имуществу не превышает 100 тыс. рублей. В том числе аварию можно оформить теперь даже в том случае, если есть разногласия (и поверьте, они есть в 90% случаев всех ДТП).

Что это означает на деле? А это означает, что теперь участникам ДТП придется, как в 90-е годы, договариваться между собой об обстоятельствах ДТП и самостоятельно определять виновника аварии. Зачем? Сейчас объясним.

Как виновник ДТП может получить возмещение по полису ОСАГО?

Как мы сказали в начале статьи, теперь у любого виновника ДТП есть теоретическая возможность получить возмещение ущерба. Да-да, это не сказка. Это реальность. Дело в том, что так как законодатель разрешил с 1.06.2018 года оформлять аварии без участия сотрудников ДПС при разногласиях участников ДТП, то в этом случае виновника аварии будет устанавливать страховщик, у которого есть только одна задача: меньше выплат, больше прибыли.

Нет, конечно, не все страховые компании спят и видят, как не произвести выплаты пострадавшей стороне. Тем не менее чудес не бывает. Страховые компании работают на максимальную прибыль. Поэтому при разногласиях участников ДТП, которые оформили европротокол, чаще всего страховщики будут признавать обоюдную вину в авариях, что позволит не только немного сократить издержки при выплате, но и не заморачиваться в установлении реального виновника ДТП. Ведь чтобы установить виновника ДТП, нужно не только хорошо знать действующее ПДД и все нововведения, но и также обладать обширными знаниями в российском законодательстве. Сами понимаете, что для страховых компаний это лишние затраты на зарплату специалистов. Конечно, в этом случае страховым компаниям будет проще признавать виновными в ДТП обоих участников аварии и выплачивать каждой стороне по 50% от суммы ущерба каждого автомобиля.

Так что, перед тем как оформить европротокол, участникам ДТП лучше будет все-таки договориться друг с другом. Хотя виновной стороне договариваться в этом случае будет невыгодно, поскольку при наличии разногласий у виновника аварии остается хоть и небольшой, но шанс получить 50% процентов выплаты ущерба.

К сожалению, как видите, новый Закон «Об ОСАГО» не идеален и таит в себе серьезные подводные камни, которыми могут воспользоваться юридически грамотные виновники аварий.

Если же вы считаете себя невиновным в ДТП, но после оформления европротокола страховая компания признала вас также виновным в ДТП (виновным признаны оба участника аварии – обоюдная вина), то советуем вам оспорить решение страховой компании в суде.

В крайнем случае, не советуем вам оформлять аварию без сотрудников ГИБДД.

Условия оформления ДТП по европротоколу с 1 октября 2019 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о порядке самостоятельного оформления дорожно-транспортных происшествий, который начнет действовать с 1 октября 2019 года. Изменения вносятся в статью 11 1 федерального закона «Об ОСАГО».

Напомню, что в предшествующей статье рассматривались условия, при которых возможно оформление ДТП без ГИБДД с 1 июня 2018 года по 31 сентября 2019 года.

В 2019 году перечень условий, при которых не придется вызывать ГИБДД, станет короче, т.е. запомнить и выполнить их удастся в большем количестве случаев.

Самостоятельное оформление независимо от разногласий

1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1 1 . Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств должны быть зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполняется в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

В первую очередь напомню, что ранее в пункте 1 был дополнительный подпункт «в», в котором речь шла о наличии и отсутствии разногласий между водителями. Начиная с 1 октября 2019 года этот пункт исключается, т.е. разногласия водителей не будут иметь никакого значения.

Кроме того, добавляется новый пункт 1 1 , который говорит о том, что информация об обстоятельствах происшествия и повреждениях автомобилей должна быть внесена в европротокол.

Напомню, что начиная с 1 июня 2018 года в извещении также указывается и информация о наличии или отсутствии разногласий.

Таким образом, с 1 октября 2019 года самостоятельно можно будет оформить ДТП, в котором:

  • вред причинен только автомобилям.
  • участвуют только 2 автомобиля, имеющие ОСАГО.

На самом деле это далеко не все условия. Чуть ниже Вы узнаете о том, какие средства для фиксации доказательств должны быть у водителей.

Максимальные выплаты по европротоколу — 400 000 рублей

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

Фиксация доказательств о ДТП

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Начиная с 1 октября 2019 года при отсутствии сотрудников ГИБДД информация о ДТП должна быть зафиксирована одним из следующих способов:

  • С помощью специального приложения, позволяющего сделать фотографии транспортных средств. Обратите внимание, приложение должно соответствовать требования союза автостраховщиков.
  • С помощью устройства ГЛОНАСС, подтверждающего факт ДТП и его координаты.

Напомню, что до 1 октября 2019 года те же самые способы должны использоваться только при наличии разногласий водителей либо при оформлении ДТП в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области или Ленинградской области.

В каких случаях возможно оформление ДТП без ГИБДД?

Напомню, что в прошлой статье была опубликована довольно сложная таблица с условиями для оформления ДТП. С 1 октября 2019 года все станет гораздо проще:

Возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП с 2019 года

В последнее время среди автовладельцев становится все более актуальным прямое возмещение убытков, поскольку ОСАГО является обязательной страховкой. По закону, пострадавшая в ДТП сторона имеет право на получение выплаты через страховую компанию по своему полису (то есть по ОСАГО — страховому полису обязательного страхования гражданской ответственности).

Чтобы получить возмещение, нужно направить по адресу своей страховой компании оформленное заявление на выплату компенсации, но только при условии участия в автомобильной аварии двух транспортных средств, владельцы которых имеют страхование ОСАГО, и если не было зафиксировано причинение вреда жизни или здоровью участников дорожно-транспортного происшествия (то есть только их имуществу).

Лишь один водитель должен являться виновником ДТП, а лицензия у его страховой компании должна быть действующей.

Получение прямого возмещения убытков не представляется возможным, если в страховой компании виновного были зафиксированы обращения по этому же происшествию.

Если участники аварии приняли решение не обращаться в полицию и оформить ДТП самостоятельно либо если документы были заполнены неверно, выплата не будет произведена. Компенсация морального ущерба также не предусмотрена. Невозможно возмещение и при участии в происшествии учебного транспортного средства.

При нанесении в ДТП вреда ценным бумагам, предметам антиквариата или искусства, деньгам, выплата не производится.

Также возмещение не предусмотрено при судебном разбирательстве по данной аварии или в случаях, прописанных в договоре РСА.

↑ Выплата прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2018 году

При соблюдении всех условий договора, для получения компенсации нужно предоставить страховой компании все требуемые документы, которые направят на специальную экспертизу (с согласия страховой компании виновника аварии). Тогда деньги будут в скором времени выплачены пострадавшему.

Часто компании, осуществляющие страхование по ОСАГО, стараются по возможности уменьшить сумму компенсации. Страховой компанией потерпевшего будут приниматься меры для отправления его в страховую компанию виновника дорожно-транспортного происшествия.

Из-за недостаточного или неверного заполнения документов потерпевшим выплата не производится, потому что в таком случае страховая компания имеет право заявить о предоставлении ему данных о ДТП, не соответствующих действительности.

Сейчас можно обращаться за возмещением вне зависимости от внесения данного водителя в полис ОСАГО (ранее страховые компании могли отказать в выплате компенсации, если потерпевший являлся с владельцем транспортного средства разными лицами).

По правилам ОСАГО, есть единая форма справки, которая предоставляется ГИБДД. Данную справку выдают страховой компании для получения компенсации.

При соблюдении каждого из нижеперечисленных условий возможно оформление возмещения ущерба без участия полиции:

1. Водители имеют действующие справки ОСАГО;2. В аварии участвовало не более двух автомобилей;3. Не был нанесен вред здоровью или жизни участников аварии;

4. Ущерб ТС – не более 50 тысяч российских рублей.

Подводя итоги, следует сказать, что оформление ПВУ (прямого возмещения ущерба) по ОСАГО 2018 не является сложным процессом, так как главным условием является наличие полиса, который должен иметь каждый водитель (по закону РФ).

Европротокол при ДТП с 1 октября 2019: новые правила оформления

  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и стоит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи

2 клика и вы узнаете самый выгодный тариф!

Вторая часть статьи 11 закона об обязательном страховании транспортных средств вступит в силу 1 октября 2019 года. С этой даты самостоятельно оформлять аварии без вызова дорожной полиции станет возможным в большем числе дорожно-транспортных происшествий, поскольку перечень условий станет короче, а именно:

  1. в ДТП участвуют не более двух автомобилей;
  2. ущерб нанесен только транспортным средствам;
  3. у обоих участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО.

Так, согласно новым правилам, наличие разногласий у участников дорожно-транспортного происшествия перестанет являться препятствием для самостоятельного составления документа, но все повреждения и обстоятельства аварии должны будут вноситься в протокол.

Объемы выплат по новым правилам

На сегодняшний день объемы возмещений по ДТП от страховых компаний по Европротоколу составляют не более 100 тысяч рублей. Исключением являются Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Здесь автомобилисты могут претендовать на суммы до 400 тысяч рублей. С октября 2019 года максимальные выплаты будут выровнены по всем регионам Российской Федерации.

Главное условие для Европротокола

Обязательным условием составления Европротокола является наличие у участников системы Эра-ГЛОНАСС или мобильных приложений. Так информация с места происшествия должна быть зафиксирована следующими способами:

  • ГЛОНАСС подтверждает сам факт совершения ДТП и устанавливает координаты места происшествия;
  • приложение собирает фотографическую информацию с места аварии

Это интересно:  После развода вернется ли муж

Сейчас Центробанк одобрил предложенные Российским Союзом автостраховщиков параметры. Приложение дорабатывается, и будет готово к началу будущего года. Далее начнется этап тестирования. Кстати, страховые компании и сам РСА смогут вносить в него изменения, с тем, чтобы сделать процесс проще и комфортней для пользователей. Но при любых коррективах приложения, должны выполняться требования регулятора и РСА:

Преимущества нововведений 2019 года

В сравнении с действующим сейчас приложением, нововведения дают такие дополнительные возможности:

  • регистрировать и авторизовать пользователя через портал Госуслуги;
  • максимальная защищенность персональных данных автомобилистов;
  • возможность сканировать QR-коды, например страхового полиса;
  • фиксировать треки с высокой точностью;
  • хранить информацию по нескольким полисам в одном кабинете;
  • проверять данные по ОСАГО второго участника ДТП.

Требования к гаджету

По имеющейся на сегодняшний день информации требования к смартфонам останутся теми же:

  • камера на — не менее 3 мегапикселей;
  • доступ в Интернет;
  • подключение к системе ГЛОНАСС.

Скорее всего, новое приложение можно будет скачать так же, как и действующее сегодня – на App Store и Google Play. А затем пройти регистрацию, только уже через портал Госуслуги.

Результаты пилотного проекта

Согласно статистическим данным на сегодняшний день на территории, где реализован пилотный проект — в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, системой ГЛОНАСС обустроены сотни тысяч транспортных средств. Согласно комментариям руководителя одного из подразделений РСА Андрея Маклецова, такой объем не дает возможность составить реальную картину эффективности оформления протоколов без дорожной полиции, поскольку на сентябрь 2018 года приложением воспользовались всего несколько сотен автомобилистов. Но вступление в силу новых правил неизбежно, водители все равно будут устанавливать оборудование, и со временем происходящее станет более очевидным. При необходимости, в приложение будут вноситься коррективы.

Дополнительные услуги

Человеку свойственно надеяться на хорошее, поэтому мало кто из водителей заранее старается обезопасить себя. Если после 1 октября 2019 года произойдет авария, а у участников аварии не будет подключения к ГЛОНАС, при условии соответствия требованиям, дорожная полиция не будет выезжать на происшествие. Например, в ситуации столкновения двух автомобилей, отсутствии разногласий у водителей, и сумме ущерба в 10 тысяч рублей. На место аварии приедут аварийные комиссары со смартфонами с приложением и подключением к ГЛОНАС.

Полный текст статьи 11.1 № 40-ФЗ

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 448-ФЗ)

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 448-ФЗ)

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 29.12.2017 N 448-ФЗ)

5. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, в случае отсутствия таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 448-ФЗ)

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

Это интересно:  Компенсация морального вреда в гражданском праве

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 448-ФЗ)

7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 448-ФЗ)

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховом возмещении и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

В Суде.ИНФО — Консультации юристов

Бесплатная юридическая консультация. Советы юристов.

ОСАГО в 2019 году: изменения и инициативы

  • Home
  • Юридический блог
  • ОСАГО
  • ОСАГО в 2019 году: изменения и инициативы

ОСАГО в 2019 году: изменения и инициативы

Практически еженедельно в прессе появляются различные новшества и инициативы со стороны законодательных и иных органов. Что ждет автовладельцев в будущем и какие изменения в ОСАГО в 2019 году будут рассматриваться в обозримом будущем.

Основные понятия ОСАГО

ОСАГО представляет собой систему обязательного страхования возмещения вреда в рамках автогражданской ответственности.

Основное, что следует иметь в виду касательно документа страхования гражданской ответственности автолюбителя – это то, что полис дает право на компенсацию денежных расходов и вреда, которые его владелец нанес посторонним людям или вещам – автомобилю, жизни и здоровью граждан, которые были в автомобиле в момент автокатастрофы. При оформлении обязательной страховки имущественной ответственности, если будет доказана вина владельца полиса, он не станет испытывать затруднений касательно компенсации причиненного вреда. Расходы, которые по вине застрахованного лица, понес пострадавший, обязана возместить страховая организация.

Сроки ОСАГО 2018-2019 год

Контракт на оформление обязательной страховки материально-имущественной ответственности хозяев автомобилей, как правило, заключается на 12 месяцев, причем самый маленький период составления контракта, в соответствии с положениями нормативно правовых актов способен достигать лишь 3-х месяцев. Если человек является хозяином транспортного средства, которое прошло регистрацию за границей, но задумывает использовать его в России, то документ ОСАГО есть возможность получить на период временной эксплуатации автомобиля, но не меньше пятнадцати суток.

В настоящее время Минфин предлагает разрешить продажу ОСАГО на более длительный срок, а не только на 1 год. Многие автовладельцы достаточно положительно воспринимают эту инициативу.

Какие еще изменения в ОСАГО в 2019 году ждут водителей?

В настоящее время и Министерством финансов, и Центральным банком и Российским союзом автостраховщиков готовится множество самых разных инициатив в сфере ОСАГО.

Отменят ли печатные документы обязательного страхования имущественной ответственности автолюбителей?

Обязанность предоставлять по требованию сотрудникам дорожной полиции печатный вариант страхового документа могут упразднить в следующем году. Таких изменений в ОСАГО в 2019 году ждут многие автомобилисты.

Такие корректировки в проект нормативного акта об увеличении лимита по европейскому протоколу предложено внести в отечественном Министерстве финансов. Второе лицо ведомства А.Моисеев объявил, что в структуре предложено сформировать целиком электронный документ страхования гражданской ответственности автолюбителей, который станут требовать для проверки сотрудники правоохранительных органов.

Сама процедура контроля за наличием полиса станет осуществляться посредством особого оборудования. Заместитель главы Минфина рассчитывает, что новый нормативный акт о страховании имущественной ответственности автовладельцев сможет вступить в законную силу до конца текущего года.

Электронный полис ОСАГО и сейчас очень удобен, поэтому мы приглашаем вас оформить его у наших партнеров. Заполните поисковую форму и узнайте обо всех предложениях в вашем регионе. С помощью этого сервиса удается сэкономить до нескольких тысяч рублей по сравнению с визитом в офис страховой компании!

Какова сущность повышения свободы в сфере страхования гражданской ответственности автолюбителей?

Еще одно возможное изменение ОСАГО в 2019 году — Хозяевам транспортных средств будет предложено самим определить величину страховой компенсации из 3-х альтернатив:

  • возмещение в два миллиона рублей по имущественному вреду и вреду, причиненному самочувствию и жизни;
  • возмещение в один миллион рублей по имущественному вреду и по вреду, причиненному самочувствию и жизни;
  • возмещение в четыреста тысяч рублей по имущественному вреду и пятьсот тысяч рублей по вреду, причиненному самочувствию и жизни.

Вместе с предпочтением одного из перечисленных вариантов станет, возможно, предоставлена функция определения периода оформления контракта с конторой, осуществляющей страхование. Если в настоящее время соглашение составляется лишь на 12 месяцев, то в последующем можно будет оформить документ о страховании на 36 месяцев. Это пока под вопросом, поскольку страховые компании отнюдь не в восторге от таких предложений по реформированию страховой системы.

Когда будут работать штрафы по камерам за отсутствие ОСАГО?

С сентября этого года в Москве начинает работу пилотный проект по выявлению нарушителей без ОСАГО в рамках видеофиксации. Ожидается, что уже в первых числах сентября 2018 нарушители получат первые штрафы с камер за отсутствие ОСАГО.

Изменения в стоимости ОСАГО в 2019 году

Поменяться значительно может и стоимость страховки для водителей. Минфин прорабатывает систему, исключающую зависимость стоимости страховки от мощности автомобиля.

По предложениям ведомства, предлагается устанавливать взаимосвязь со стилем вождения конкретного водителя. Чем больше у него нарушений ПДД и чем больше ранее совершенных ДТП – тем дороже для него будет стоить ОСАГО.

Страховые компании нейтрально отозвались на такую инициативу, а вот водители крайне недовольны – жители крупных городов, где нарушения ПДД не редкость даже при очень аккуратном вождении, возмущены.

Когда следует ожидать перемен?

Любой вариант возможных корректировок в настоящее время находится исключительно на этапе скрупулезного продумывания или законопроекта. Их претворение в жизнь возможно в период ближайших нескольких лет. Однако конкретных сроков не способны сообщить даже чиновники. Помимо прочего, можно предположить, что реформы станут проводить постепенно, разбив весь процесс изменений на несколько стадий.

В число трудностей входит и то, что инициаторы не способны предсказать то, какова будет реакция на изменения в страховой системе гражданской ответственности самих автолюбителей. Причем для страховщиков выгодным является отнюдь не каждое нововведение. В результате получается, что в текущий период времени представители государства не спешат с проведением реформ в системе страхования материально-имущественной ответственности автовладельцев.

Если у вас остались вопросы по изменениям ОСАГО в 2019 году – задайте их нашим юристам совершенно бесплатно, направив запрос в чат или форму обратной связи.

Статья написана по материалам сайтов: www.1gai.ru, pddmaster.ru, sibso.ru, howcarworks.ru, vsude.info.

»

pravovojrezultat.ru

Новый закон о пьяных водителях 2019 года – лишение прав за алкогольное опьянение в первый раз и повторно, уголовная ответственность

Российский законодатель идет по пути постепенного увеличения ответственности за вождение транспортного средства (потенциального источника повышенной опасности в соответствии с ГК РФ) в нетрезвом виде. Для части нарушений, совершаемых пьяными водителями, предусмотрена уголовная ответственность.

Наказание становится все жестче, и новый закон о пьянстве за рулем 2019 года в этом отношении не исключение. В статье рассмотрим, какие санкции предусмотрены сейчас, что меняется в законодательстве с внесением актуальных поправок в Уголовный кодекс, вступивших в силу 28 июня 2019 года.

Действующие санкции

Езду в нетрезвом виде в 2019 году первый раз наказывают уже достаточно строго, в соответствии со ст. 12.8. КоАП РФ к виновнику одновременно применяются следующие санкции:

  • штраф в размере 30 000 рублей;
  • лишение специального права на управление транспортным средством на срок от 1, до 2 лет (конкретный срок выбирается судьей, рассматривающим дело).

Кроме того, в целях пресечения правонарушения может быть предпринята эвакуация автомобиля на штрафстоянку (задержание в соответствии с формулировкой закона) по ст. 27.13 КоАП РФ. Это не конфискация, но также достаточно строгая мера, ведь за содержание машины на штрафстоянке приходится платить.

Повторная езда в нетрезвом виде также не осталась без внимания законодателя. Это еще более серьезное нарушение действующих норм. Повторное нарушение законодательного требования об абсолютной трезвости водителя, управляющего ТС, в течение срока, когда действует административное взыскание, наказывается гораздо строже. И санкция предусмотрена уже УК РФ:

  • штраф 200 000 – 300 000 рублей;
  • также штраф, но его размер устанавливается в виде суммарного дохода за один или два года;
  • лишение свободы до двух лет.

Наказание назначается судом с учетом имеющих значения для рассмотрения дела конкретных обстоятельств.

Госпошлина за замену водительского удостоверения в 2019 году – как сэкономить?

Изменение законодательства – последние новости

Новый закон о пьяных водителях 2019 года предусматривает внесение изменений в УК РФ. Законодатель ужесточил наказание пьяному водителю, если по его вине в ДТП погибли люди. Если суд установит вину гражданина, управляющего автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, в ДТП со смертельным исходом, ему будет грозить до 15 лет лишения свобод. Соответствующий закон принят Госдумой и уже вступил в силу, это ФЗ-146 от 17.06.2019г.

Изменения внесены в ст. 264 УК РФ, согласно которой предусмотрено наказание водителю, нарушившему ПДД или правила управления ТС в ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Если при этом гражданин находился в состоянии опьянения, ему теперь может грозить:

  • при причинении тяжкого вреда здоровью – от 3 до 7 лет лишения свободы, ранее было – до 4 лет;
  • при смертельном исходе для одного человека – от 5 до 12 лет (ранее ему грозило от 2 до 7 лет);
  • в случае гибели двух и более лиц – от 8 до 15 лет (ранее было установлено наказание от 4 до 9 лет лишения свободы).

Закон вступил в силу 28 июня 2019 года. Также законодателями рассматривается возможность конфискации автомобилей у лиц, в отношении которых установлена вина в управлении ТС в пьяном виде. Такое предложение внесено, но пока не принято.

Отмена штрафа за тонировку – законопроект внесен в Госдуму

В формате вопрос-ответ?

Если водитель пьяный за рулём, какое наказание в 2019 году предусмотрено для него по действующему законодательству?

Если поймали пьяным за рулем первый раз, либо если с момента исполнения предыдущего наказания за подобное правонарушение прошло более года (это срок в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию по ст. 4.6. КоАП РФ) грозит санкция по ст. 12.8. этого же кодекса: штраф 30 000 рублей и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Сроком исполнения в соответствии со ст. 4.6. КоАП РФ в этом случае будет считаться момент окончания срока лишения прав и/или момент выплаты штрафа (дата последнего из этих событий, если они произошли не одновременно).

Какое наказание за езду в нетрезвом виде в 2019 году, если попал в ДТП?

Если водитель сел за руль пьяным, он уже создал аварийную ситуацию, по крайней мере, так считает законодатель. И это мнение подтверждается статистикой и мнением экспертов: в состоянии опьянения граждане не могут справиться с управлением автомобилем, и количество пострадавших по статистике, если это пьяное ДТП, возрастает.

Наказание именно за совершение ДТП в нетрезвом виде законодательством не предусмотрено, санкции следуют за само управление ТС в состоянии алкогольного опьянения. Если водитель является виновником ДТП, страховая компания выплатит ущерб по ОСАГО, но имеет прав обратиться к нему за возмещение своих затрат в порядке регресса (ст. 14 ФЗ-40).

Кроме того, существует ст. 264 УК РФ, согласно которой, если вследствие нарушения правил дорожного движения водителем пострадал человек, его здоровью причинен тяжкий вред или последовала смерть, следует привлечение виновника к уголовной ответственности. Нахождение в этот момент в состоянии алкогольного опьянения является отягчающим обстоятельством, влияющем на суровость наказания.

Если пьяный за рулем и без прав наказание будет больше?

Нахождение за рулем без прав означает, что гражданин не имеет водительского удостоверения или лишен его за иную провинность.

Согласно п. 3 ст. 12.8. КоАП РФ за управление ТС в пьяном виде без водительского удостоверения судья назначает следующее наказание:

  • административный арест на срок от 10 до 15 суток (конкретный срок устанавливает судья);
  • если арест не может быть применен в данном случае – штраф в размере 30 000 рублей.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

takovzakon.ru


Смотрите также