Основания для остановки транспортного средства


Причины и основания остановки транспортного средства полицией по новому приказу МВД N 664 - ПИЛОТОВ.НЕТ

Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований. В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года — все эти документы утратили силу.

Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД

И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства:

  • 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
  • 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
  • 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Основания остановки ТС для проверки документов

Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:

  • выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила. Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки. Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

(5 votes, average: 4,80 out of 5) Загрузка...

www.pilotov.net

Остановка транспортного средства: основания, права и обязанности сотрудника ДПС

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

84.6. Необходимость использования транспортного средства .

_______________

Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».

84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства .

_______________

Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711. Далее — «мероприятия по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий».

84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.

88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации .

_______________

Статьи 25.6, 25.7 КоАП РФ (далее — Кодекс).

90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации. (в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)

Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством .

_______________

Пункт 223 Административного регламента.

Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС) .

_______________

Абзац 4 пункта 2.3.3 Правил дорожного движения.

91. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом .

_______________

Статья 24.5 Кодекса.

Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.

92. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , и обнаружении данных, указывающих на наличие в действиях юридического или (и) должностного лица (индивидуального предпринимателя) события административного правонарушения сотрудник составляет рапорт о необходимости проверки обнаруженных данных, за исключением случаев одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического или должностного лица (индивидуального предпринимателя).

_______________

Далее — «индивидуальный предприниматель».

В рапорте отражаются сведения, которые могут иметь значение доказательств по делу об административном правонарушении: номера и даты оформления путевого листа, специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов , маршрута перевозки опасного груза, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, товарно-транспортных накладных, свидетельства о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы (свидетельство ДОПОГ) , страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, сведения об отсутствии необходимых документов или каких-либо обязательных отметок в них. Изготавливаются копии (ксерокопии, фотокопии) указанных документов.

_______________

Приложение N 1 к приказу Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25656), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 года, регистрационный N 32585), от 16 июня 2016 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2016 года, регистрационный N 43062), от 21 сентября 2016 г. N 272 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2017 года, регистрационный N 46064).

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ). Российская Федерация присоединилась к данному соглашению постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).

Водитель опрашивается по вопросам, имеющим отношение к делу об административном правонарушении .

_______________

Пункты 131 — 141 Административного регламента.

Рапорт сотрудника и приложенные к нему материалы докладываются руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне), который передает (направляет) их для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 28.1 Кодекса.

Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является законным представителем этого юридического лица, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) юридическое лицо, в отношении водителя и (или) в отношении юридического лица.

Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является должностным лицом данного юридического лица, ответственным за эксплуатацию или техническое состояние этого транспортного средства, либо за перевозку, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо, в отношении водителя и (или) в отношении должностного лица .

_______________

Статья 2.4 и часть 1 статьи 4.4 Кодекса.

Если водитель является индивидуальным предпринимателем, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо (индивидуальный предприниматель), в отношении водителя и в отношении индивидуального предпринимателя.

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:

наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;

_______________

Подпункт 227.1 пункта 227 Административного регламента.

для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

93.2. Переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:

нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;

нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника.

93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

94. При установлении в ходе осуществления действий, связанных с остановкой транспортного средства, признаков состава или события преступного деяния, принимаются меры к задержанию лиц, причастных к его совершению, соответствующая информация докладывается дежурному для принятия решения о вызове следственно-оперативной группы, либо доставления задержанных в орган внутренних дел.

95. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по:

передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников;

преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства.

96. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:

с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации , в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях ;

_______________

Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».

Часть 2 статьи 22 Федерального закона «О полиции».

посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения ;

_______________

Часть 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».

с применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации ;

_______________

Статьи 18, 19, 23 Федерального закона «О полиции».

посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами;

посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.

Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.

98. Не допускается принудительная остановка с использованием и в отношении:

транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров);

автомобилей скорой медицинской помощи;

транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;

автобусов;

мотоциклов и мопедов.

99. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:

наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях;

нарушения его водителем разделов 2, 3, 7, 19 — 23 Правил дорожного движения, а также раздела 6 Правил дорожного движения в части, касающейся сигналов регулировщика;

проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

100. По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.

Остановка пешехода

_______________

Требования подраздела относятся также к водителям транспортных средств, за исключением водителей механических транспортных средств.

101. Основаниями для предъявления сотрудником пешеходу требования об остановке являются:

обнаруженное сотрудником визуально или зафиксированное с использованием технических средств нарушение пешеходом правил дорожного движения;

необходимость привлечения его в качестве свидетеля или понятого;

необходимость временного ограничения или запрещения дорожного движения;

необходимость регулирования дорожного движения .

_______________

Пункты 79 — 83 Административного регламента.

102. Для предъявления пешеходу требования об остановке используются:

сигналы регулировщика, подаваемые с использованием жезла (диска с красным сигналом или световозвращателем) либо рукой, при необходимости в сочетании со свистком;

громкоговорящее устройство.

103. Остановив пешехода, сотрудник должен представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче документов, удостоверяющих его личность, а при привлечении пешехода в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации .

_______________

Статьи 25.6, 25.7 Кодекса.

104. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом .

_______________

Статья 24.5 Кодекса.

Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с положениями Административного регламента в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.

105. По окончании действий, связанных с целью остановки пешехода и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение пешехода.

Проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства , государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства

_______________

Далее — «маркировочные обозначения».

106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении , являются:

_______________

Пункты 2.1.1 и 2.2 Правил дорожного движения.

выявление признаков нарушения правил дорожного движения;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;

остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.

107. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, являются:

выявление признаков нарушения ими правил дорожного движения;

наличие повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;

выявление признаков подделки документов;

наличие ориентировок либо иных данных, дающих основания подозревать этих граждан в совершении преступления, а также полагать, что они находятся в розыске;

необходимость привлечения граждан в качестве свидетелей, понятых.

(п. 107 в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)

108. Основаниями для проверки у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иных документов на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности являются:

выявление признаков нарушения требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;

проведение осмотра транспортного средства и груза ;

_______________

Пункт 197 Административного регламента.

проведение досмотра транспортного средства ;

_______________

Пункт 202 Административного регламента.

арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения ;

_______________

Пункт 260 Административного регламента.

иные случаи, когда это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

109. Основаниями для проверки маркировочных обозначений транспортного средства являются:

необходимость сверки маркировочных обозначений с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;

выявление признаков подделки (подложности) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

110. Основаниями для проверки государственных регистрационных знаков являются:

необходимость сверки государственных регистрационных знаков с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;

выявление внешних признаков их подделки (подложности), подделки (подложности) регистрационных документов на транспортное средство, подделки (уничтожения) маркировочных обозначений транспортного средства;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

111. Основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются:

обнаруженные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса;

участие транспортного средства в ДТП;

наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

112. При проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется визуальное исследование документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков.

В случае необходимости при проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков могут применяться технические средства выявления признаков подделки, осуществляться обращение к разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам органов внутренних дел.

113. При проверке документов на перевозимый груз осуществляются действия, предусмотренные пунктом 112 Административного регламента, а также устанавливается соответствие транспортной накладной и прилагаемых к ней документов путевому листу, лицензионной карточке, фактически перевозимому грузу .

_______________

В сочетании с проведением осмотра транспортного средства и груза, досмотра транспортного средства.

114. При визуальном исследовании документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется сверка записей в документах, фотографий с фактическими данными, сопоставление записей, выявление исправлений, потертостей, повреждений, изменений маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, других признаков подделки.

115. В случае возбуждения дела об административном правонарушении либо отказа в его возбуждении обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел является обязательным.

В случае отсутствия технической возможности осуществить проверку по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел (сбой в работе автоматизированных информационных систем или интегрированных банков данных, отсутствие радио- и телефонной связи или иные технические причины) данная проверка осуществляется незамедлительно при наступлении такой возможности.

116. Обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел осуществляется сотрудником непосредственно в банки данных (при наличии технической возможности) либо путем запроса в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) по имеющимся каналам связи.

(в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)

117. Технические средства выявления признаков подделки маркировочных обозначений применяются в случаях, когда визуально определены следы внешнего воздействия на маркировку, имеются признаки подделки регистрационных и иных документов, расхождения записей в них с фактическими данными, данными централизованных оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел.

118. Технические средства выявления признаков подделки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, проверки технического состояния транспортных средств применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения таких технических средств.

119. При установлении личности участника дорожного движения выясняются данные, необходимые для возбуждения дела об административном правонарушении, проверки по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел.

120. Об обнаружении в ходе проверки документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, осуществлении досмотра транспортного средства , личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице , доставлении лиц , перемещении транспортного средства в расположение органа внутренних дел.

_______________

Пункты 202 — 212 Административного регламента.

Пункты 189 — 196 Административного регламента.

Пункты 175 — 178 Административного регламента.

121. По факту обнаружения признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник составляет рапорт, который вручается старшему следственно-оперативной группы или дежурному, а его копия с отметкой о получении передается руководителю подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне).

122. В случае обнаружения в ходе проверки документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.

123. При проверке документов иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудник должен учитывать, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации требуются специальные разрешения .

_______________

Статья 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

124. При управлении транспортными средствами на территории Российской Федерации у иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудником осуществляется проверка следующих документов:

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации ; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации , — виза, миграционная карта;

_______________

Статья 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

российское национальное водительское удостоверение, а при его отсутствии — иностранное национальное водительское удостоверение или международное водительское удостоверение при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением ;

_______________

Пункты 12 — 17 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации — документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства ;

_______________

Пункт 2.2 Правил дорожного движения.

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа) либо документ, подтверждающий заключение договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования ;

_______________

Часть 1 статьи 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Статья 31 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты);

российское разрешение на проезд по территории Российской Федерации при выполнении международной автомобильной перевозки и другие документы, которые в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок.

_______________

Приложения N 4 — N 7 к приказу Минтранса России от 14 октября 2015 г. N 302 «О реализации положений пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 89» (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2015 года, регистрационный N 40013), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 1 сентября 2016 г. N 261 (зарегистрирован в Минюсте России 28 сентября 2016 года, регистрационный N 43845).

125. У иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и участвующих в дорожном движении в качестве пассажира транспортного средства либо пешехода, сотрудником осуществляется проверка следующих документов:

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность данных лиц; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — виза, миграционная карта;

документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты).

126. Проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства производится в соответствии с пунктами 96 — 99 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов .

_______________

Приказ МВД России от 14 ноября 2016 г. N 727 (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2017 года, регистрационный N 45484).

127. По результатам проверки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства при необходимости и наличии оснований осуществляются действия в соответствии с Административным регламентом либо иными нормативными правовыми актами МВД России, при их отсутствии участнику дорожного движения возвращаются полученные от него документы и дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства (пешехода).

www.zr.ru

Основания для остановки транспортных средств сотрудниками ДПС: полицейским опять разрешили делать это

- Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов, - заявил замглавы МВД России Александр Горовой в ходе совещания российского президента Владимира Путина с членами правительства.

Мы решили ответить на пять наивных вопросов про возврат к практике останавливать машины, если их водители ничего не нарушали.

1. Опять правила изменились?

В течение последних лет останавливать водителей просто для проверки документов разрешалось только на постах ГИБДД. Но это было прописано не в Правилах дорожного движения, а в полицейском приказе № 185 - их административном регламенте в главе «Остановка транспортного средства», одна из причин остановки машины была сформулирована в нем так: «Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС)».

2. Почему тогда гаишники все равно останавливали машины на трассах?

Далеко не все водители знают свои права, и уж точно мало кто знает, о чем написано в полицейских регламентах. А инспектору сделать важный и вид и объяснить причину остановки проведением «специального мероприятия» - как раз плюнуть. Кроме того, в том же приказе МВД указываются и другие причины для остановки вне постов: можно тормозить нарушителей, подозреваемых в совершении аварии, для привлечения водителей и пассажиров в качестве понятых, опроса очевидцев и т. д. Словом, главное - палкой махнуть, а там можно придумать, что сказать.

- Надо понимать, что инспектор ДПС является сотрудником полиции, он и до этого был обязан остановить машину, если проходит рейд, есть ориентировка, идет поиск похищенного автомобиля или есть еще какие-то подозрения в причастности водителя или пассажиров к совершению правонарушений или преступлений. Так что и до этого момента полицейские могли останавливать машины вне стационарных постов. Теперь смогут останавливать чаще, - комментирует Сергей Смирнов, юрист журнала «За рулем».

3. Как узнать, что у них действительно рейд или операция?

«Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу», это тоже прописано в их административном регламенте. На борту патрульной машины написан номер телефона дежурной части его подразделения, даже если нет, то «по требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица». Чтобы узнать основания для остановки транспортных средств сотрудниками ДПС вы всегда можете позвонить дежурному и уточнить, находится ли такой сотрудник на смене, где место его дислокации, проходит ли сейчас названное им специальное мероприятие. Только и вам придется представляться, быть корректным и вежливым, телефонные разговоры в полиции часто автоматически записываются.

4. При чем тут автобусы?

Полицейские объясняют новшество необходимостью останавливать для отдыха водителей грузовиков и автобусов в случае, если нарушается установленный для них Минтрансом режим труда. Уставших гаишники вычисляют не на глазок, а с помощью показаний тахографов. Эти приборы должны быть во всех грузовиках и автобусах вместительностью больше 8 мест. Инспектор определяет по тахографу, может сейчас водитель ехать или должен отдыхать. Но останавливать можно и легковые автомобили - под другими предлогами (см. выше).

5. На дороги вернутся поборы за отсутствие аптечки и прочие провинности?

Водители опасаются, что инспекторы будут останавливать на междугородних трассах не только автобусы и на дороги вернутся засады, просьбы «дыхнуть», попытки придраться к любой мелочи с целью сбора мзды.

- Остановки водителей вне стационарных постов в реальности и не прекращались, я уже устал с полицейскими из-за этого спорить. Поэтому мало что изменится, - считает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. - Вряд ли в результате этих изменений станет больше коррупции, но она и не уменьшится. Не так важно, за что останавливает инспектор, главное, как он общается с водителем и что от него хочет получить. Полицейский не будет проверять аптечку, за ее отсутствие санкций нет. Но при выявлении нарушения, за которое предусмотрено серьезное наказание, исход общения может быть разным.

ВАЖНО!

Засады никто не отменял

Гаишникам нельзя патрулировать на неприметных машинах. «При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается» - это цитата из того же административного регламента ГИБДД. Но даже «раскрашенную» по всем правилам патрульную машину можно спрятать за резким поворотом, пригорком или остановочным павильоном, например «в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». Но ночью инспектор может стоять только на освещенном участке дороги, в светоотражающем жилете и со светящимся жезлом.

www.kp.ru

Основания для остановки транспортного средства

Это моя первая статья на сайте, и сегодня я расскажу про основания для остановки транспортного средства.

Понимаю, что многие из вас уже знают содержание пункта 63 Административного Регламента, утвержденного Приказом МВД от 2 марта 2009 г. N 185. (о его содержании — чуть позже).

Думаете, я не скажу ничего нового? Ошибаетесь.

Я подготовил для вас полный расклад по затронутому в этой статье вопросу, с учетом своей собственной практики, наблюдений и опыта взаимоотношений с сотрудниками ГИБДД.

В этой статье:

Данную статью я хотел бы адресовать, прежде всего, всем тем, кто любит перед инспектором ДПС растопырить пальцы, «покачать права» и блеснуть знаниями ведомственной нормативной документации.

Между тем, для обычных уравновешенных водителей, понимающих, что понты перед ИДПС, — это детский сад ясельной группы, информация также будет весьма полезна, так сказать, для развития собственного кругозора.

Первое, в чем считаю необходимым разобраться, упоминая про основания для остановки транспортного средства — это

Нормативное регулирование вопроса

На многих сайтах авто-правовой тематики, где есть информация об основаниях остановки транспортного средства, кроме как цитирования вышеупомянутого мною пункта Административного регламента, больше ничего и не найти.

Это ж как надо относится к своим читателям, чтобы не разобравшись в вопросе, давать какие-то советы водителям — где прав инспектор, а где не прав, что он должен, сделать, а что не должен и т.п.

А потом вот такие люди, поначитавшись этой весьма скудной и однобокой информации, частенько начинают думать, что сотрудники ДПС их могут остановить не иначе как на стационарном посту, представиться и четко, внятно назвать основания для остановки транспортного средства.

Причем, некоторые вообще полагают, что останавливать транспортное средство сотрудники ДПС могут только полосатым жезлом.

Итак, запоминайте: на сегодняшний день нормативное регулирование вопроса про основания для остановки транспортного средства составляют:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»; 2. Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090;

3. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Ошибки рядовых водителей, особенно любящих покачать права, начинаются именно отсюда — с неправильного понимания, что обязан делать водитель, а что обязан или не обязан делать инспектор ДПС, чем должен руководствоваться водитель, а чем должен руководствоваться инспектор. Отсюда, возможная нервотрепка для водителя с привкусом последующей экзекуции.

Понятно, что если ты юрист и в своё время изучал основу основ юриспруденции, а именно, теорию государства и права, то ошибок ты допустить тут не должен, однако несмотря на то, что ВУЗы до сих пор продолжают штамповать молодых юристов пачками, количество водителей, понимающих, что кроме пресловутого Административного регламента, есть еще и ФЗ «О полиции» и Правила дорожного движения, больше не становится.

Напротив, большинство водителей, прочитав однажды на каком-нибудь автомобильном сайте статью какого-нибудь новоиспеченного водителя-правозащитника про то, что, например, останавливать водителя для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством инспектор ДПС может только на стационарном посту (об этом ведь четко написано в п.63 Административного регламента, не так ли?) будут потом страдать за своё невежество, пытаясь указать инспектору ДПС на то, что тот нарушает требования Административного регламента.

Скорее всего, до того как вам попалась на глаза моя статья, вы тоже так считали? Если так, то значит это статья на многое откроет вам глаза. По крайней мере, после прочтения моей статьи вы обретёте мудрость.

Мудрость — это состояние, когда ваша задница успокоилась и уже ничего не ищет.

Что ж, обретение мудрости не возможно, до тех пор пока не разберёмся в иерархии указанных трех нормативных документов. Если по бытовому, то вопрос нужно поставить так — какой документ из трех вышеперечисленных «главнее» и каким документом должен руководствоваться водитель, решая для себя вопрос были ли у инспектора ДПС основания для остановки транспортного средства?

Итак, во-первых, мы имеем ФЗ «О полиции». Что такое закон вообще? Из теории права вытекает следующее определение закона

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий выс­шей юридической силой нормативный правовой акт, выражаю­щий государственную волю по ключевым вопросам регулирова­ния общественной и государственной жизни.

Поясняю, законы являются актами высшей юридической силы по отношению к любым другим правовым актам, при этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы.

Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1. Конституция; 2. Федеральные конституционные законы; 3. Федеральные законы;

4. Законы субъектов федерации;

Во-вторых, мы имеем, два подзаконных нормативных акта — Приказ МВД и Постановление Правительства, которым утверждены Правила дорожного движения.

Опять таки, исходя из определения, данного в теории права,

Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний.

Специально для вашего понимания я укажу виды общефедеральных подзаконных нормативных правовых актов и расположу их в порядке убывания юридической силы:

Общефедеральные акты:

1. Указы Президента; 2. Распоряжения Президента; 3. Общефедеральные акты Правительства РФ, принимаемые во исполнение законов РФ, указов Президента РФ и собственной исполнительно–распорядительной компетенции: 3.1. Постановления, принимаемые для обеспечения управления в различных отраслях общественной и государственной жизни; 3.2. Распоряжения, принимаемые Председателем Правительства РФ для оперативного управления узкого круга исполнителей;

3.3. Приказы и инструкции министерств и подведомственных им государственных органов, которые имеют отраслевую направленность;

Таким образом, наши с вами три нормативных акта, согласно иерархии, указанной в теории права в порядке убывания юридической силы должны расположиться следующим образом:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» 2. Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090.

3. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента …».

Теперь давайте посмотрим, какие пункты, статьи в каждом из указанных нормативных актов относятся к рассмотрению вопроса про основания для остановки транспортного средства.

Статья 13. ФЗ «О полиции»

 1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: … 20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения

Постановление Правительства РФ О правилах дорожного движения

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины: «Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

И наконец, Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012)

2. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах:

2.1. Организовать изучение и выполнение требований Административного регламента с принятием до 1 сентября 2009 года сотрудниками, исполняющими данную государственную функцию,

Административный регламент (Приложение к Приказу МВД России от 02.03.2009 N 185

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения; — наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения; — наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске; — необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются; — необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого; — выполнение распорядительно-регулировочных действий; — необходимость использования транспортного средства; — необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов; — проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Если бы я писал эту статью для юристов, то на этом можно было бы поставить точку. Так как юристу (именно настоящему юристу, а не челу, кое-как отсидевшему на лекциях в институте и получившему диплом о юридическом образовании, но при этом не знающему основы основ юриспруденции) становится всё понятным.

Однако, поскольку основная аудитория моего блога не только юристы, то продолжим поиски истины.

Вас можно поздравить — во-первых, вы теперь разбираетесь в юридической силе конкретных документов. Во-вторых, автор статьи — практикующий юрист Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru. И, в-третьих, наконец-то у вас перед глазами вся существующая на данный момент нормативная база, регулирующая вопрос про основания для остановки транспортного средства.

До обретения мудрости осталось сделать всего лишь шаг, а именно, смазать шестерёнки своего мозга, чтобы он начал мыслить в правильном направлении.

Ну а масло для смазки вашего мозга я предоставляю вам ниже в этой статье. Итак, из изложенного выше вытекают следующие

Важные выводы

Вывод №1.

1.1. действие федерального закона «О полиции» распространяется на всех граждан-водителей, и на сотрудников ГИБДД. Указанный закон регулирует:

а) права и обязанности сотрудников полиции, в том числе права и обязанности инспекторов ДПС, так как они тоже являются сотрудниками полиции. Права полиции — см. статью 13 ФЗ «О полиции». Обязанности сотрудников полиции перечислены в статье 12 ФЗ «О полиции». б) права и обязанности водителей. Например, право обжаловать незаконные действия сотрудника полиции закреплено в ст. 53 ФЗ «О полиции», обязанность водителя остановить транспортное средство вытекает из ст.13 ФЗ «О полиции», которую я уже цитировал в настоящей статье чуть выше.

Требования указанного федерального закона обязательны для исполнения всеми водителями и сотрудниками ГИБДД.

1.2 Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090 распространяет своё действие, как на водителей, так и на сотрудников ГИБДД, и при этом устанавливает:

а) обязанности водителей (см. напр. Главу 2 ПДД), но не регламентирует их права по отношению к сотрудникам ГИБДД. б) права сотрудников ГИБДД по отношению к водителям (см. напр. Пункт 2.4 ПДД, который уже был процитирован мною ранее), но не регламентирует обязанности сотрудников ГИБДД по отношению к водителям.

Требования Правил дорожного движения обязательны для исполнения всеми водителями и сотрудниками ГИБДД.

1.3. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента распространяет своё действие исключительно на сотрудников полиции (включая ГИБДД), регламентируя:

а) права сотрудников ГИБДД по отношению к водителям (см. напр. пункт 70 Административного регламента) б) обязанности сотрудников ГИБДД по отношению к водителям (см. напр. Пункт 67 Административного регламента).

в) ни права, ни обязанности водителей указанный документ не регламентирует.

Требования Приказа МВД обязательны для исполнения всеми сотрудниками полиции (включая сотрудников ГИБДД).

Вывод №2.

Учитывая, что документом, имеющим высшую юридическую силу в данной ситуации является ФЗ «О полиции», и он распространяет свое действие на водителей, то водители должны руководствоваться именно им при разрешении всех возникающих вопросов про основания для остановки транспортного средства. А там написано дословно:

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: … 20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения

Многие водители, поначитавшись умных статей в интернете, и даже выучивших чуть ли не наизусть некоторые пункты Административного регламента (а зачем спрашивается?), понасмотревшись тупых роликов из youtube, где такие же водители пытаются учить жизни инспекторов ДПС, начинают крайне болезненно реагировать на остановку автомобиля инспектором ДПС в том случае, если причина остановки транспортного средства, сообщённая инспектором ДПС не совпадет с той, что указана в пункте 63 Административного регламента.

В чём ошибка такого среднестатистического водителя?

В том, что он:

а) изначально идет на конфликт с инспектором ДПС, пытаясь доказать свое превосходство в этой ситуации. Это уже неправильно, хотя бы потому, что Инспектор ДПС находится на службе и никуда не торопится, по крайней мере до конца смены. Трепля ему нервов водителями — составная часть его работы, за которую он получает бабосики.

А вот водитель может конкретно задержаться на разговоре с инспектором ДПС (в зависимости от последующего поведения инспектора ДПС) или найти приключений на свою задницу.

б) бравируя знаниями, как он считает, нормативного документа, регулирующего отношения между водителем и инспектором ДПС в данной ситуации, водитель сам элементарно не выполняет требований вышестоящих нормативных документов (если смотреть по той иерархии, которую я вам привел в этой статье), и которые применяются в данном случае к водителю, а именно, ФЗ «О полиции» и Правила дорожного движения.

Другими словами, водитель при возникновении вопроса о законности основания для остановки транспортного средства опирается не на существующий закон (ФЗ «О полиции») и подзаконный акт (Правила дорожного движения), а на бумагу (Приказ МВД), к которой водитель не имеет никакого отношения, которая не принимается в суде в качестве обоснования правоты водителя, которая не предоставляет водителю никаких прав, равно как и не освобождает от обязанностей.

Апеллирование водителя к приказу МВД при общении с инспектором ДПС — это «в огороде бузина, в Киеве дядька».

Хочется задать водителю вопрос: ну и где же в ФЗ «О полиции» и Правилах дорожного движения ты, дорогой, увидел словосочетание «только на стационарных постах»? По большому счету, инспектор ДПС на ваш вопрос о том, каковы основания для остановки транспортного средства, может просто ответить цитатой из ФЗ «о полиции» (инспекторы ДПС — специально для Вас палю тему🙂 )

«я вас остановил для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения» — и далее просто изложить в свободной форме причину остановки транспортного средства.

Вот вам и законное основание для остановки вашего транспортного средства, прописанное в ФЗ «О полиции».

Запомнить водителю надо именно это, а не то о чем пишут на всех сайтах авто-правовой тематики (а пишут о пункте 63 Административного регламента МВД).

И если вы в дальнейшем попытаетесь обжаловать действия ИДПС в связи с тем, что у него якобы не было законных оснований для остановки транспортного средства, то мои вам соболезнования!

Важно усвоить следующее: водитель не царь, Бог или судья, чтобы учить жизни инспектора ДПС. Требовать от инспектора ДПС исполнения отдельных пунктов каких-либо ведомственных приказов, инструкций и т.п. водитель не может.

На это у инспектора ДПС есть свои начальники и надзирающие органы. Вот скажите мне, вы все приказы и инструкции знаете, которые получил тот ИДПС при заступлении на службу и во время службы (в частности, по рации?). А?

Господа, автовладельцы, уважайте себя. Считаете, что инспектор не прав, обжалуйте его действия, но это потом, а пока — в момент общения с ИДПС — просто постарайтесь быть мудрыми.

Совет мудрым водителям: при обжаловании каких-либо действий инспекторов гибдд забудьте про такой документ как Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента.

Ссылки на этот документ в жалобах не действуют, судья их учитывать не должен и не будет, так как, повторюсь, указанный документ ни права, ни обязанности водителей не регламентирует.

9 случаев, когда вас охотно остановит инспектор ДПС

Я думаю, не открою секрета, если скажу, что любой инспектор ДПС, поработавший какое-то время на дороге, без особого напряга вычисляет на дороге автомобили, водителей которых необходимо проверить в первую очередь.

Определяет он это по определенным характерным признакам, о которых большинство водителей даже и не подозревают.

Хотите узнать, что это за признаки? Тогда читаем дальше.

1. ИДПС обязательно остановит автомобиль, который виляет из стороны в сторону, резко тормозит или резко ускоряется, без видимых причин, совершает непонятные манёвры и т.п.

Почему в таком случае автомобиль 100% будет остановлен инспектором ДПС?

Дело в том, что инспектору в голову сразу же придет мысль о том, что водила пьяный или в состоянии наркотического или токсического опьянения, поэтому такого водилу нужно направить на прохождение медицинского освидетельствования.

Иногда подобным образом ведет себя автомобиль, водителю которого стало плохо.

Не будете делать резких движений на дороге, — вероятность быть остановленным инспектором ДПС резко снизится.

2. Инспектор ДПС обязательно остановит автомобиль, водитель которого на глазах ИДПС совершил то или иное административное правонарушение.

Не нарушайте ПДД, и вероятность быть остановленным инспектором ДПС резко снизится.

3. Если вы, увидев инспектора ДПС, сразу решили перестроиться в левую полосу, то не сомневайтесь — вас могут тормознуть, ибо такой маневр на глазах у ИДПС наводит на мысль, что у водилы либо проблемы с законом либо он по иным причинам пытается избежать встречи с ИДПС.

4. Большая вероятность быть остановленным будет у вас, если вы ведете себя на дороге крайне осторожно. Например, если в городе при разрешенной скорости 60 км/час вы двигаетесь со скоростью 40 км/час, при этом, всех пропускаете, излишне предупредительны на дороге.

Вроде бы и придираться тут не к чему. Едете, не нарушаете ПДД, никому не мешаете.

Но весь прикол в том, что именно так стараются вести себя многие нарушители Правил дорожного движения.

Кто-то забыл дома документы, кто-то вообще водит машину, не имея водительского удостоверения, у кого-то опохмел после вчерашнего.

Поэтому, если вы ведете себя крайне осторожно на дороге, ваши шансы быть остановленным увеличиваются. Двигайтесь в потоке, не выделяйтесь, и всё будет тип-топ.

5. Охотно останавливают инспекторы ДПС грязные машины, если у них не читаются государственные регистрационные знаки, а также, если инспектор заметит, что вы передвигаетесь на автомобиле, не будучи пристегнутыми ремнем безопасности. Тут, я думаю, комментарии излишне.

6. Готовьтесь к возможной остановке инспектором ДПС, если ваш автомобиль имеет видимые повреждения: помятое крыло, треснутое лобовое стекло и т.п.

Логика ИДПС проста — не исключено, что водитель такого автомобиля скрылся с места ДТП, чтобы избежать ответственности.

7. Железно будете остановлены инспектором ДПС в случае, если ваш автомобиль по внешним параметрам (марка, модель, цвет, форма кузова и т.п.) похож на автомобиль, числящийся в розыске.

8. Если вы любитель поморгать фарами, чтобы предупредить других водителей о скорой встрече с ИДПС.

Расскажу вам об одном нехитром приеме по ловле водил, любящих поморгать фарами.

Один наряд ДПС располагается на одной стороне дороги, а другой — на противоположной стороне, метров через 200 (расстояние может зависеть от видимости на конкретном участке дороге).

Далее, водитель проехав расположенный на противоположной стороне наряд ГИБДД, начинает моргать фарами водителям встречных транспортных средств — и тут же попадается на этом нарушении наряду, стоящему через какое-то расстояние на его стороне.

Таким образом, два наряда ГИБДД ловят любителей поморгать фарами сразу с обоих направлений (ведь «предупреждают» и те, и другие).

9. Если вы находитесь в буксируемом автомобиле. Не секрет, что таким вот нехитрым способом иногда совершается угон автомобиля, поэтому будьте готовы к возможной остановке и проверке документов.

В заключении отмечу, что на дороге, каждый для себя решает, идти на конфликт с инспектором ДПС(по сути, страдать хернёй) или нет — в ситуациях, когда по мнению водителя, у инспектора ДПС якобы не было законных оснований для остановки транспортного средства.

Надеюсь, моя статья поможет вам сделать правильный выбор. Удачи в общении с ИДПС.

Внимание: я не даю консультаций по телефону по вопросам, изложенным в статье. В статье изложено  моё видение ситуации. Если у вас остались вопросы по теме статьи, то прошу задавать их в комментариях ниже. Спасибо!

evgeniyvolkov.ru


Смотрите также