От чего зависит транспортный налог на машину


От чего зависит транспортный налог на машину?

Размер транспортного налога на машину в 2019 году зависит от критериев, указанных в НК РФ – мощности двигателя ТС, выраженного в лошадиных силах, года выпуска автомашины, экологического класса и т.д. При этом отдельные показатели, влияющие на сумму налоговых платежей  , могут устанавливаться на региональном уровне.

В этой статье разберем, как устанавливаются базовые и конкретные ставки по транспортному налогу, и какими полномочиями обладают органы власти по их изменению.

Общие правила налогообложения

Транспортный налог отнесен к компетенции региональных властей. Это означает, что субъекты РФ не только могут изменять отдельные показатели для расчета платежей, но и вовсе отменять налог на своей территории. Выделим общие правила, которые нужно учитывать автовладельцам при оплате налога на автотранспорт:

  1. налоговые обязательства возникают только для собственников автомашин и иных транспортных средств, поименованных в законе – владение машиной по доверенности или по договору аренды не порождает таких обязательств;
  2. на федеральном уровне определены объекты налогообложения, основные параметры для расчета платежей, отдельные категории льгот, базовые ставки;
  3. регионы вправе устанавливать правила предоставления льгот по налогу, а также конкретные ставки платежей, однако с отклонением от федеральных стандартов не более чем в 10 раз.

Таким образом, собственникам автомашин придется учитывать базовые нормы НК РФ, а также специальные правила региональных актов.

В Налоговом кодексе РФ определены следующие базовые критерии, влияющие на размер платежей:

  • транспортный налог зависит от лошадиных сил, т.е. от мощности двигателя – этот показатель определяется по технической и регистрационной документации на автомашину;
  • размер платежей зависит от года выпуска, если такое положение будет указано в региональных нормативных актах – год выпуска также определяется по технической документации производителя и свидетельству о регистрации ТС;
  • регионам предоставлено право вводить понижающие и повышающие коэффициенты, в зависимости от экологического класса автомашины – этот критерий носит стимулирующий характер, а его применение пока не получило широкого распространения в субъектах РФ.

На размер платежа, либо на полное освобождение от налога, будет влиять и статус собственника, а также категория ТС. Например, регионы могут снижать размер транспортного налога для отдельных категорий граждан, либо предусматривать частичное освобождение от платежей. Кроме того, в НК РФ предусмотрена льгота по налогу на автомашины, предназначенные для эксплуатации инвалидами, либо выделенные по линии соцзащиты. Если такой статус транспорта будет подтвержден собственником, ему не придется оплачивать налог.

Расчет транспортного налога и направление собственникам квитанций входит в компетенцию налоговой службы. Поэтому гражданам не придется ежегодно представлять техническую и регистрационную документацию в ИФНС. Это потребуется только в случае, если в базы данных ГИБДД и ИФНС были внесены неверные показатели мощности и года выпуска автотранспорта.

Рассмотрим особенности применения отдельных показателей при расчете транспортного налога в 2019 году.

Как происходит начисление налога

Большинство показателей, влияющих на размер платежей, собственник может узнать самостоятельно, путем изучения технической и регистрационной документации на свой автомобиль. Прежде всего, при постановке автомашины на учет в базе данных ГИБДД фиксирует год выпуска и показатель мощности двигателя. Эти сведения производитель обязан указать в паспорте технического средства, либо в ином документе. Однако для некоторых моделей такой показатель может отсутствовать, особенно если срок изготовления и производитель транспорта неизвестен.

Налоговый орган самостоятельно использует сведения о критериях автомобиля для начисления ежегодных платежей. Происходит это следующим образом:

  1. при постановке машины на учет, и регистрации каждой последующей сделки, актуализируется база данных ГИБДД;
  2. аналогичным образом обновляются данные, если собственник вносит изменения в технические характеристики машины (например, если устанавливается более мощный двигатель, новый показатель лошадиных сил будет внесен в свидетельство о регистрации и ПТС после представления технического заключения эксперта);
  3. информация из базы данных ГИБДД доступна налоговым службам для начисления ежегодных платежей – если сведения о машине будут не соответствовать действительности, собственник должен обратиться не только в ИФНС, но и в территориальный отдел ГИБДД.

Показатели лошадиных сил (мощности) и года выпуска автомашины будут иметь значение не только для определения суммы налога. Региональные власти имеют право вводить льготы, которые могут быть привязаны к характеристикам автомашины.

Как правило, льготное налогообложение связано со следующими факторами:

  • полное или частичное освобождение от транспортного налога будет распространяться только на одну единицу транспорта – если у льготника в собственности есть две и более машины, он вправе выбрать оптимальный вариант для расчета налога;
  • льгота может быть ограничена предельной мощностью автомашины – например, ветеран боевых действий может претендовать на освобождение от транспортного налога, если мощность его машины не превысит 150 л.с.;
  • аналогичным образом, льгота может быть предоставлена только автомобилям, чей срок эксплуатации превысил определенный предел – например, для пенсионеров Санкт-Петербурга предусмотрено полное освобождение от налога на машину отечественного производства, выпущенную до 1991 года.

Присвоение автомашине определенного экологического класса также происходит при выпуске с производства. Однако даже указание такого класса производителей машины не гарантирует применение этого фактора при начислении транспортного налога. Пока региональные власти не введут этот критерий в формулу для расчета, налоговые службы не будут применять его при выставлении квитанции. На 2019 год, применение критерия экологических классов оправданно только в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, другие областные и краевые центры), для которых борьба за снижение вредных выбросов выходит на первый план по мере увеличения количества транспорта.

Состав критериев, влияющих на расчет налоговых обязательств по транспорту, может меняться практически ежегодно. Например, общепринятым и базовым показателем является только мощность автомашины, выраженная в лошадиных силах. Этот критерий легко устанавливается из технической и регистрационной документации, и подлежит изменению в редких случаях. Фактор года выпуска не столь важен для расчета налога, особенно для автомашин иностранного производства. Поэтому региональные власти могут гибко варьировать налоговую нагрузку на граждан, увеличивая или уменьшая налогооблагаемые показатели мощности и года выпуска транспорта.

Таким образом, при расчете налоговых обязательств основными критериями признаются мощность автомашины, исчисленная в лошадиных силах, год выпуска (по данным производителя и ПТС), а в ряде случае и критерий экологического класса. Все указанные показатели будут получены в автоматическом режиме из базы данных ГИБДД, поэтому представлять техническую документацию в налоговый орган не требуется.

Нюансы расчета транспортного налога

При обработке данных о технических характеристиках автомашины могут возникать ошибки, которые приведут к возникновению обязанности уплачивать налог, либо к завышению суммы ежегодного платежа. Например, если порог освобождения от уплаты налога определен в 120 л.с., превышение технической мощности в базе данных даже на 1 л.с. приведет к возникновению обязанности перечислять средства в бюджет.

Выявить ошибку можно заблаговременно, обратившись в ИФНС, либо при получении квитанции из налоговой службы. Определить правильность начисления, в том числе по законодательным критериям мощности и года выпуска, можно следующими способами:

  1. из содержания квитанции, которую налоговый орган обязан ежегодно рассылать собственникам;
  2. из информации в Личном кабинете налогоплательщика, если собственник машины зарегистрировался в этом сервисе;
  3. путем запроса в ИФНС или ГИБДД – по каждому письменному обращению граждан налоговая служба обязана представить подробное обоснование начислений.

При выявлении ошибок необходимо незамедлительно обратиться в территориальный отдел ГИБДД, а также в налоговый орган. Нужно учитывать, что оплатив транспортный налог, рассчитанный по неверным техническим критериям, вернуть переплату крайне сложно. Для этого предстоит внести изменения в базу данных ГИБДД, после чего подать заявление в налоговый орган по месту жительства. Даже в этом случае можно получить отказ, который придется обжаловать через суд.

Если в региональное законодательство внесены изменения, уточняющие порядок применения отдельных критериев, они вступят в силу только со следующего календарного года. Каждый нормативный акт, меняющий правила налогообложения, должен быть обнародован в СМИ или на официальном портале субъекта РФ. Если изменения направлены на снижение налоговых обязательств, в том числе снижение порога мощности для применения льгот, они могут вступать в силу в течение текущего года.

mirmotor.ru

Налог на авто: 5 основных показателей для его расчёта

Расчёт транспортного налога выполняется на основании налогового законодательства страны. Для этого нужно подать соответствующий пакет документов в государственные органы страны (НК РФ ст. 362). В Налоговом Кодексе в статье 361 прописаны особые ставки на автомобиль. По закону размер ставки не может превышать десятикратный размер.

На сумму обязательного взноса влияют следующие моменты:

  • возраст машины;
  • мощность двигателя;
  • регион, в котором выполнялась процедура регистрации;
  • категория машины.

Рассмотрим каждый аспект более детально.

Возраст автомобиля

Согласно постановлениям Министерства Финансов РФ № 03-05-05-04/01 от 18.01.2012 возраст машины влияет на размер транспортного налога. Возраст определяется на основании даты создания авто на 1 января, которое наступает следом за годом выпуска автомобиля.

В зависимости от возраста определяется коэффициент для расчёта:

  • больше 15 лет – коэффициент будет равняться 3;
  • от 10 до 15 лет – 2;
  • от 5 до 10 лет – 1,75;
  • меньше 5 лет – 1.

Мощность двигателя

Ещё один критерий, который обязательно учитывается при расчёте суммы взноса за автомобиль – мощность транспортного средства. Каждая область самостоятельно определяет зависимости налоговой ставки от этого показателя. Чем меньше показатель мощности, тем ниже будет ставка. Сто лошадиных сил – минимальный уровень мощности, облагаемый налогом. В этом случае платить за 1 лошадиную силу необходимо 2,5 рубля. Если мощность составляет 250 лошадиных сил, тогда придётся заплатить 15 рублей.

Место регистрации авто

Налоговая ставка на личный транспорт зависит от места его регистрации. Каждый регион определяет самостоятельно коэффициент. Причём региональные ставки могут значительно отличаться от тех, которые прописаны в налоговом законодательстве.

Некоторые региональные власти, например, города Новосибирска, при расчёте ставки на машину учитывают ещё и продолжительность использования владельцем его транспортного средства.

Категория машины

Ещё одним критерием, влияющим на ставку, является категория автомобиля. По категории машины делятся на следующие группы:

  • легковые;
  • грузовые;
  • самоходный транспорт.

В каждой своей категории имеются свои коэффициенты для расчёта суммы, которую необходимо заплатить.

Период нахождения автомобиля во владении

При определении суммы обязательного взноса также учитывается период владения машины. Под этим периодом стоит понимать количество месяцев, в течение которых человек владел своей машиной.

Началом владения считается дата регистрации. Причём месяцы, в которых авто было поставлено на учёт или снято с него, считаются полноценными. Если постановка на учёт и снятие с него прошла в течение одного месяца, то в расчётах используется один месяц.

Период владения учитывается, если собственник приобрёл машину меньше 1 года назад.

Перед расчётом налога необходимо выполнить следующие действия:

  • вначале следует отыскать ставку на транспорт в регионе проживания и регистрации;
  • узнать по документам мощность и год выпуска автомобиля.

Существуют специальные таблицы, в которых приведены ставки по регионам, а также в зависимости от мощности авто и его возраста.

Рассчитать самостоятельно размер транспортного налога можно по следующей формуле: размер налога = число лошадиных сил × ставку в конкретном регионе × t / Y. В этой формуле t означает срок эксплуатации транспортного средства, а Y – общее число месяцев в году.

Рассмотрим расчёт на конкретном примере. Человек владеет ВАЗ-2103, который был приобретён в феврале 2013 года и снят с регистрации в этом же году, но в августе. Машина имеет мощность 89 лошадиных сил. Владелец транспортного средства должен уплатить налог на авто до 01.10.2015. В этом случае сумма, которую следует уплатить, составит 623 рубля: 89 лошадиных сил × 12 рублей × 7/12 месяцев владения.

В приведённой формуле сложнее всего выяснить региональную ставку. Для этого придется воспользоваться специальной таблицей или посетить официальный портал налоговой службы.

Если нет желания самостоятельно рассчитывать, тогда можно использовать специальные онлайн-калькуляторы. Но здесь тоже необходимо правильно ввести нужные данные.

Кому доступны льготные условия

Законом определяются граждане, которые могут воспользоваться льготными условиями или же полностью освобождаются от уплаты. На послабления имеют право рассчитывать такие категории налогоплательщиков:

  • ветераны боевых действий и участники ВОВ;
  • семьи, состоящие из трёх и более людей;
  • родители, которые имеют на своём попечении ребёнка с инвалидностью;
  • люди, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
  • граждане-инвалиды I или II группы с приобретёнными нарушениями здоровья, а также инвалиды детства.

Перечень льготников устанавливается нормативными региональными актами для определённого субъекта РФ. Если транспортное средство оформляет на себя льготник, следует вписать нужную информацию в полис ОСАГО. Это позволит получить компенсацию при наступлении риска.

Если вы не подходите ни под одну льготную категорию, можно своими силами уменьшить размер полагающегося налога. К примеру, следует покупать автомобиль эконом-класса. Помните, чем дороже стоит транспортное средство, тем больше за него придётся заплатить. Если машина уже куплена, тогда можно зарегистрировать автомобиль на человека, проживающего в регионе с более выгодными тарифами или же имеющего льготы. Также сам владелец авто способен сменить место регистрации. Но такой вариант не самый удобный.

Вывод

Расчёт налога на купленную машину – несложный процесс. Главное, правильно определить все составляющие формулы, приведённой выше.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(7 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

motorsguide.ru

Транспортный налог | ФНС России | 77 город Москва

www.nalog.ru

Транспортный налог в 2019 году: новости, перспективы

В средствах массовой информации с начала 2019 года появляется информация о возможной отмене транспортного налога. В сообщениях указывается, что властям Российской Федерации взамен налога на транспорт предлагается ввести другой сбор в зависимости от региона проживания и мощности двигателя автомобиля (скорее всего в дополнение к имеющимся страховым полисам ОСАГО и КАСКО). В некоторых источниках со ссылками на федеральные органы управления пишут, что налог могут отменить уже осенью 2018 года. Однако, официальных подтверждений этого нет, но мы собрали официальную информацию на нашем сайте, и попробуем докопаться до истины — отменили налог или нет.

Актуально о транспортном налоге в РФ для физлиц

В 2019 году платить налог необходимо за такие транспортные средства как мотоциклы, мотороллеры, автобусы, автомобили, машины на гусеничном ходу.

В тоже время не облагаются налогом:

  • легковые автомобили, предназначенные для использования инвалидами;
  • транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с., которые выдали органы социальной защиты в любом регионе страны;
  • моторные лодки с мощностью до 5 л.с.;
  • машины, использующиеся спецслужбами РФ;
  • применяемые в аграрной работы и зарегистрированные на производителей сельскохозяйственной продукции комбайны, тракторы и иные транспортные средства;
  • автомобили, которые находятся на данный момент в розыске.

Размер налога определяется рядом показателем, в частности, мощностью двигателя, годом выпуска, категорией и вместимостью.

Это интересно! Следовательно, рассчитать единую ставку транспортного налога не представляется возможным. В каждом случае размер оплаты будет индивидуальный.

Уплата для физических лиц происходит в этом году до 1 декабря включительно.

Должен ли транспортный налог зависеть от лошадиных сил?

Возможная отмена налога для легковых авто

В начале весны этого года в СМИ распространялась информация об отмене транспортного налога. Базировалось это утверждение на том, что якобы президент Владимир Путин подписал соответствующий документ, по которому платить налог лица, имеющие в собственности несколько транспортных средств, будет только на одно авто. Но, как оказалось, этот документ был подписан еще 28 декабря 2017 года (федеральный закон №436-Ф3). СМИ интерпретировали смысл документа неправильно, что привело к дискуссиям насчет отмены транспортного налога. Согласно федеральному закону, а точнее поправкам к нему, долги по транспортному средству на состояние до 1 января 2015 года признаются «безнадежными».

Если говорить более понятным языком, то объявлена «амнистия» догам за 2013 и более ранние годы. Следовательно, в 2018 году транспортный налог отменен не будет, но сделать это без уплаты пеней возможно до 1 декабря.

Примерно в этот же временной период появилась еще одна необоснованная информация касаемо ужесточения мер по оплате транспортного налога. Некоторые российские источники сообщили, что якобы определенная пеня будет включаться в стоимость каждого проданного литра топлива, следовательно, акцизный сбор должен повыситься. Связано это с внесением на рассмотрение законопроекта №480908-7, в котором предложили отменить действие главы 28 НК РФ. Но проект так и не был рассмотрен, его отклонили.

В налоговой инспекции информацию о том, что возможно налог включат в цену бензина, никак не подтвердили.

В первую очередь «за» отмену сборов выступают автовладельцы, в чьей собственности несколько машин. Одной они пользуются регулярно, другой же иногда, летом, но платить необходимо за обе сразу. Отмена транспортного налога позволила бы сэкономить. В результате недовольства налогоплательщиков начались разговору по поводу транспортного налога.

Также за отмену пошлины вступают некоторые чиновники России. Они считают, что факт наличия автомобиля не говорит о том, что человек им пользуется (это как покупать страховые полисы КАСКО и ОСАГО, но постоянно держать авто к гараже без пробега). В результате этого автовладельцы из той категории, которая нечасто пользуется своими машинами, должна платить такую же сумму, что и те, кто регулярно ездят на автомобиле. Стоит отметить, что их тревожит и факт того, что налог одинаков как на новые автомобили, так и на поддержанные. Отклоненный законопроект №480908-7 о том, что учитывать нужно километраж, следовательно, вписывать пошлины в цену литра бензина, теперь кажется уместным. Дело в том, что дороги портятся от интенсивности движения по ним, а не от их новизны, мощности двигателя машин и тому подобного. Модель оплаты за объем бензина успешно действует в некоторых зарубежных странах.

Но кроме платы транспортного налога, и не важно, как именно он рассчитывается, автовладельцы оплачивают и акциз на бензин (по сути, если ввести систему «плати столько сколько ездишь», они будут идентичными. Физические лица, владельцы транспортных средств оплачивают двойной налог — транспортный и акциз. Дальнобойщики также выделяют некоторую сумму на ремонт федеральный трасс.

Понятно, что выгодна отмена будет автовладельцам, так как они будут платить меньше. Но в тоже время правительство не стремится убирать его из обязательного списка, даже не приняло к рассмотрению соответствующий законопроект. Невыгодно это по ряду причин.

Следует отметить, что налог является основным источником формирования дорожного фонда.

ВАЖНО! Денежные средства не зачисляются в федеральный бюджет, они сразу идут в местные и региональные бюджеты. Следовательно, отмена транспортного налога — это значительные потери местной казны.

Второй аспект — существенная задолженность регионом перед федеральным бюджетом. Правительство ранее субсидировало ремонт трасс различного назначения, в целом сейчас долг оцениваться в порядка двух триллионов рублей. Транспортный налог является основным источником его погашения. Если лишиться этой составляющей, то в нынешних экономических условиях в регионах, выплатить эту сумму будет невозможно. Как результат — автомобильные трассы регионального назначения ремонтироваться не будут, что приведет к усугублению ситуации.

От чего сейчас зависит налог, как рассчитывается

Основным актом, регулирующим оплату транспортного налога в РФ, является статья 28 Налогового Кодекса РФ. Нюансы уплаты есть и в других нормативных региональных актах. Гражданин страны может самостоятельно составить акт, регулирующий транспортный налог. Учитываются сроки, порядок оплаты, льготы, при этом региональные власти могут изменить налог в не более чем 10-кратном размере. Если в определенном регионе нет установленной ставки, то уплачивается по нормам статьи 361 НК РФ Налогового Кодекса.

Это интересно! Так как сумма налога зависит от региона, то она может изменяться в зависимости от места регистрации транспортного средства.

Найти нормативные акты, касаемо уплаты налога в определенном регионе, можно так:

  • зайти на сайт ФНС;
  • выбрать категорию «Электронные сервисы»;
  • нажать пункт «Справочная информация о ставках и льготах»;
  • выбрать пункт «Имущественные налоги»;
  • определить вид налога и нажать на категорию;
  • прописать налоговый период;
  • выбрать субъект страны;
  • нажать клавишу «Найти».

Отобразится нормативно-правовой акт, регулирующий взимание транспортного налога в определенном регионе. Чтоб узнать конкретную сумму необходимо найти «Налоговый калькулятор». Сразу указать регион регистрации машины. Далее прописываются паспортные данные транспорта.

В частности:

  • год;
  • вид;
  • мощность;
  • наличие или отсутствие права на льготу;
  • марка и модель ТС (если машина дороже 3 миллионов рублей).

После нажатия кнопки «Рассчитать» появится информация о ставке, сумме налога. Россиянам не нужно самостоятельно высчитывать коэффициенты. Сделать этом можно онлайн за несколько минут.

Варианты оплаты налога

Оплата транспортного налога доступна через интернет. Гражданам страны не нужно обращаться в инстанцию самостоятельно. Платеж можно произвести из дома. Из информации потребуется номер квитанции или ИНН, если речь идет о налоговой задолженности.

Налог оплачивается через:

  • сайт ФНС;
  • портал Госуслуги;
  • интернет-банкинг Сбербанк;
  • электронные кошельки (Вебмани, Киви, Яндекс.Деньги и другие).
ВАЖНО! В 2018 году автомобильный налог оплачивается за прошлый год, то есть 2017. Возможно вносить деньги частями, но главное сделать последний платеж не позднее 1 декабря и сохранить квитанции.

За и против отмены налога

Основными приверженцами отмены транспортного налога выступают сами автомобилисты. Конечно, они смогут сэкономить существенную сумму, особенно, если не пользуются машиной постоянно. Положительное мнение экспертов об отмене базируется на том, что вместо налога на транспорт нужно ввести экологический сбор. Это позволило бы в тех регионах, где наблюдается плохая экологическая обстановка, сократить число транспорта и нормализовать ситуации.

Подавляющее большинство чиновников выступают против отмены. В Комитете Государственной Думы по налогам и бюджетам отмечают, что отмена транспортного сбора приведет к резкому снижению источников компенсации региональных бюджетов. Замглавы Министерства финансов И. Трутин отмечал, что сумма получаемых доходов от россиян свыше 100 миллиардов рублей. И если убрать этот налог, то сумма ляжет на федеральный бюджет.

ВАЖНО! В случае, если налог впишется в стоимость бензина, произойдет колоссальный рост цент на топливо, а это в свою очередь приведет к общему подорожанию стоимости продуктов, техники.

Чего ждать в 2019-2020 гг

В 2019-2020 годах отмены не произойдет. Но в «Транспортной стратегии до 2030 года» от 22 ноября 2008 указано несколько путей развития ситуации:

  • изменение расчета в зависимости не от мощности, а от экологичности;
  • привязать процент к объему двигателя машины;
  • незначительное увеличение акцизов на бензин.

Пока что эти стратегии не реализовываются, а лишь рассматриваются. Достойной альтернативы транспортному налогу нет, поэтому в ближайшей перспективе транспортный налог скорее всего будет существовать в привычной нам форме.

transportnyj-nalog.ru


Смотрите также