Применение сотрудниками полиции физической силы


Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

21.xn--b1aew.xn--p1ai

Порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», гласит, что «сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В продолжение названной нормы в Федеральном законе имеется отдельная статья 19 «Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия».

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия включает в себя предусмотренный законом перечень действий сотрудника полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к ним.

Если основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указывают на то, когда, в каких случаях можно к ним прибегнуть, то порядок применения указывает на то, в какой последовательности это должно делаться. Порядок состоит из трех основных этапов, а именно: действий сотрудника полиции непосредственно перед применением, в сам момент и после применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Необходимость и последовательность совершения отдельных действий на каждом из перечисленных этапов зависит от особенностей складывающейся ситуации на месте происшествия во время пресечения общественно опасного деяния и наступивших после применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия последствий.

Среди действий сотрудника органов внутренних дел перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, необходимо выделить следующие:

1. Информирование сотрудником полиции лица, против которого возможно применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о своей принадлежности к органам внутренних дел;

2. Извлечение специального средства, обнажение огнестрельного оружия и приведение его в готовность для производства выстрела;

3. Предупреждение сотрудником органов внутренних дел лица, против которого возможно применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о своем намерении применить их.

Рассмотрим подробнее эти действия.

Согласно Федерального закона Российской Федерации «О полиции» «сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции…»[143].

С учетом быстроразвивающихся событий, связанных с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, выполнение данной нормы обязывает сотрудника полиции принять, меры к тому, чтобы нападающему или задерживаемому лицу стало известно о его принадлежности к полиции.

В большинстве подобных ситуаций, представляется излишним делать специальные заявления на этот счет, поскольку сотрудник полиции действует в форменной одежде в условиях достаточной видимости, и ситуация в достаточной степени прозрачна. Аналогичным образом следует рассматривать ситуации, когда посягающее или задерживаемое лицо лично знает данного сотрудника полиции.

Вместе с тем, если сотрудник полиции находится без форменной одежды или в ситуации, когда посягающее или задерживаемое лицо имеет основания усомниться в его должностном статусе, перед требованием прекратить посягательство или остановиться он, если позволяет обстановка, должен громко объявить о том, что является сотрудником полиции. В условиях плохой слышимости, сотрудник полиции может использовать в этих целях средства усиления речи. При достаточной видимости, информирование, по возможности должно сопровождаться демонстрацией служебного удостоверения.

Далее, по порядку, сотрудник полиции, в зависимости от своих намерений о применении специальных методов административного пресечения, должен извлечь специальное средство, либо обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность для производства выстрела. Применение физической силы, в данном случае не требует каких-либо дополнительных приготовлений.

Как правило, сотрудники органов внутренних дел прибегают к обнажению огнестрельного оружия и приведению его в готовность тогда, когда ситуация свидетельствует о возможной угрозе их жизни и здоровью. Такими ситуациями могут быть осмотры сотрудниками полиции, особенно в ночное время, подвалов, чердаков, нежилых строений, строящихся зданий, неосвещенных гаражных кооперативов и иных мест возможного нахождения лиц, причастных к преступлениям; осмотры объекта, на которых сработала охранная сигнализация; доставление в полицию задержанного на месте преступления лица, физически явно превосходящего сотрудника полиции, или группы лиц одним сотрудником полиции; преследование транспортного средства, не остановившегося по требованию сотрудника полиции, и т.п. В этих ситуациях, сотрудник осуществляет снятие с предохранителя оружия, досылание патрона в патронник или взведение курка, таким образом приготовляясь к применению оружия.

В значительной части подобных ситуаций основания для применения огнестрельного оружия так и не возникают. В этой связи, решение об извлечении оружия должно быть обоснованным и взвешенным, соответствовать конкретной обстановке. Извлечение оружия, когда законные основания для его применения еще отсутствуют, может повлечь в ряде случаев нежелательные последствия.

Так, например, если сотрудник полиции, подготовивший оружие к применению, произведет в результате собственных неумелых или неосторожных действий выстрел, причинивший кому-либо вред, при отсутствии для этого законных оснований, то он будет нести уголовную ответственность за неосторожное преступление.

После приготовления необходимых для использования специальных средств или огнестрельного оружия, сотрудник полиции должен предупредить лицо, против которого возможно применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о своем намерении применить их. Эту обязанность сотрудника полиции прямо закрепляет ч. 1. ст. 19 Федерального закона «О полиции». Одновременно, закон требует, что бы гражданину было предоставлено достаточно времени для выполнения требований сотрудника полиции, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия.

Подобные условия правомерности применения специальных мер административного пресечения содержатся и в Основных принципах применения силы и оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, в соответствии с которыми «должностные лица по поддержанию правопорядка представляются в качестве таковых и дают четкое предупреждение о намерении применить огнестрельное оружие, предоставляя достаточное время для ответной реакции на это предупреждение за исключением тех случаев, когда эти действия создают для должностных лиц по поддержанию правопорядка ненужную опасность или создают опасность смерти или нанесения серьезного ущерба другим лицам, или же были бы явно неуместными или ненужными в создавшихся обстоятельствах инцидента».

Действующий Федеральный закон «О полиции» предоставил право сотрудникам органов внутренних дел применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие первыми. Такой вывод напрашивается исходя из содержания ч.2 ст. 19 названного закона, в которой прямо указано, что использовать предоставленные средства можно не только тогда, когда гражданину или сотруднику полиции уже угрожает непосредственная опасность, но и когда промедление в их применении создает такую опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции.

Случаями, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, что позволяет последним применять оружие без предупреждения, следует признавать, в частности, внезапное нападение, вооруженное нападение, нападение с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов и т.п.

В соответствии с законом предупреждение не делается также и тогда, когда промедление в применении физической силы, специального средства или огнестрельного оружия может повлечь иные тяжкие последствия, например, взрыв, возгорание какого-либо объекта, железнодорожную катастрофу, утечку отравляющих веществ и т. п.

Обстановкой, в которой, предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельного оружия также считается неуместным или невозможным, следует считать случаи установления специальных окрашивающих средств для выявления лиц, совершивших преступление; применения светозвуковых средств отвлекающего воздействия; задержания преступников при нахождении сотрудников полиции в засаде; освобождения заложников; явного численного превосходства преступников или наличия у них значительно более эффективного оружия; дефицита боеприпасов; побега из-под стражи лица, имеющего оружие или использующего транспортное средство; при побеге содержащегося под стражей лица из транспортного средства во время его движения либо в ночное время, в условиях пониженной видимости, лесистой местности и т.п. случаях[144].

Предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие подается голосом, понятными жестами, письменно или устно, лично или через посредника. На значительном расстоянии намерения о применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия выражаются через посредство средств усиления речи. При этом надо иметь ввиду национальный состав лиц, против которых предстоит применение данных мер принуждения. Предупреждение должно делаться на родном или другом понятном им языке.

Предупреждение о применении оружия может быть также сделано посредством производства выстрелов вверх либо в ином направлении, исключающем поражение посторонних лиц или повреждение их имущества прямым попаданием или рикошетом пуль. Вместе с тем при пресечении тяжких (тем боле особо тяжких) преступлений против жизни, здоровья, общественной безопасности и других важнейших объектов, охраняемых законом, более эффективно производить предупредительные выстрелы в сторону посягающего, что, как правило, скорее убеждает его в твердом намерении сотрудника полиции применить оружие на поражение, а не просто «попугать» правонарушителя[145].

Предупреждая о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, сотрудник полиции должен также, если это возможно в создавшейся обстановке, дать время посягающему или задерживаемому лицу выполнить его требования, например, остановить транспортное средство, сложить оружие, выйти из укрытия, не приближаться ближе указанного расстояния и т.д.

Если предпринятыми действиями сотруднику полиции не удалось повлиять на решение правонарушителя, то он оказывается в ситуации, когда необходимо применять физическую силу, специальные средства, либо огнестрельное оружие. На данном этапе, законодатель также ограничил возможные действия сотрудника по применению специальных мер административного пресечения рядом условий.

Так, во время применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник органов внутренних дел должен руководствоваться тремя основными положениями:

1. сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления;

2. сотрудник полиции обязан принять меры к недопущению причинения ущерба посторонним лицам;

3. сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Принятие сотрудником, применяющим физическую силу или специальные средства, мер к недопущению ущерба посторонним лицам в Федеральном законе «О полиции» не закреплено. Одновременно ч. 6 ст. 23 вышеназванного закона, прямо запрещает применять сотруднику полиции огнестрельное оружие, при значительном скоплении граждан, когда от этого могут пострадать случайные лица.

Очевидно, данную обязанность сотрудника полиции следует рассматривать через положения уголовного закона. В соответствии со ст. 37 УК РФ защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства допустима только путем причинения вреда самому посягающему.

Сотрудник полиции, применивший физическую силу, специальные средства, либо огнестрельное оружие, исходя из смысла ст. 26 УК РФ, отвечает за ущерб, причиненный посторонним, окружающим лицам, если он предвидел возможность наступления таких последствий их применения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности наступления этих последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

Следовательно, порядок применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия будет соблюден только в том случае, если сотрудник полиции принял зависящие от него в создавшейся обстановке меры к тому, чтобы не пострадали посторонние лица.

Другая обязанность сотрудника полиции во время применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия прямо закреплена в ч.3 ст.19 Федерального закона «О полиции». Так, при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан «стремиться к минимизации любого ущерба». При этом в названной части указано, что сотрудник при этом должен руководствоваться «создавшейся обстановкой, характером и степенью опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характером и силой оказываемого ими сопротивления».

Отсюда следует, что физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие применяется в качестве крайней меры, когда сотрудник полиции не располагает временем или другими необходимыми условиями для ненасильственного пресечения преступлений, а также задержания совершающих их лиц. При применении специальных мер административного пресечения сотрудник органов внутренних дел должен последовательно, если для этого существуют условия, испробовать все возможные средства, начиная с тех, которые наносят наименьший вред.

Причинение вреда жизни и здоровью человека не является самоцелью применения физической силы, специальных средств огнестрельного оружия. Такими целями являются пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи в руки правосудия. Но если сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).

В то же время следует подчеркнуть, что при наличии оснований применения огнестрельного оружия, предусмотренных ч.ч.1, 3 ст.23 Федерального закона «О полиции», допускается причинение посягающему или задерживаемому любого вреда, вплоть до лишения жизни. Т.е. сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех требований закона, не несет за это никакой юридической ответственности.

Таким образом, уголовно-наказуемым превышением пределов необходимой обороны и мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, считается только умышленный выход за рамки допустимого в этих ситуациях вреда.

Следует также подчеркнуть, что сотрудник полиции, посчитавший невозможным сохранять нападающему или задерживаемому лицу жизнь в силу реальной угрозы наступления тяжких последствий несмертельного ранения (например, поразивший оружием насмерть лицо, угрожавшее окружающим взрывом находившейся в его руке гранаты), признается действовавшим законно[146].

Наибольшее количество обязанностей сотрудников органов внутренних дел приходится на завершающий этап применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Это те действия, которые сотрудник полиции производит после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, среди них:

1. Осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора несработавших изделий, выявления возможных очагов загораний и повреждений объектов жизнеобеспечения (после применения специальных средств);

2. Обеспечение лицам, получившим в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия телесные повреждения, первой помощи;

3. Принятие мер к предоставлению пострадавшему медицинской помощи;

4. Обеспечение охраны места применения физической силы, специальных средств и оружия, повлекших смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб;

5. Уведомление прокурора о случаях смерти или ранения граждан, наступивших в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия;

6. Уведомление родственников или близких лиц гражданина, пострадавшего в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия;

7. Уведомление руководителя органа внутренних дел и представление сотрудником рапорта о применении специальных средств и огнестрельного оружия, а также физической силы, повлекшем смерть или ранение лиц.

Первое, что надлежит сделать после применения специальных средств – это произвести осмотр местности и помещений, в которых они применялись. В процессе осмотра выявляются лица, пострадавшие от применения специальных средств, несработавшие специальные изделия. Такие изделия подлежат обезвреживанию. Так, как применение отдельных видов специальных средств может повлечь за собой возникновение очагов возгораний, то сотруднику надлежит внимательно обследовать место их применения и, по возможности локализовать эти очаги. Производится также устранение иных негативных последствий применения специальных средств, в случае необходимости – дегазация помещения.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О полиции», сотрудник органов внутренних дел, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, обязан оказать лицам, получившим в результате их применения телесные повреждения первую помощь, а также обеспечить предоставление медицинской помощи.

Первая помощь состоит прежде всего в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения. Обеспечение предоставления медицинской помощи состоит в самостоятельном или через дежурного ОВД вызове скорой медицинской помощи либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение.

Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия - посягавшим, задерживаемым, пассажирам останавливаемого транспортного средства и случайным лицам (например, прохожим), причем независимо от того, правомерно или неправомерно они применялись.

Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Необходимо вначале произвести наружный осмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, с тем чтобы изъять оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия для оказания сопротивления или нападения.

В некоторых случаях сложившаяся ситуация может воспрепятствовать выполнению сотрудниками полиции рассматриваемой обязанности (получивший ранение преступник не бросил оружия, продолжает угрожать сотруднику полиции и т.д.). Поэтому следует принимать во внимание возможность возобновления посягательства или прибытия на место происшествия соучастников раненного (последний может вызвать их, скажем, по радиотелефону).

Далее, сотрудник полиции должен обеспечить охрану места применения специальных средств и оружия, повлекшего смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб (место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия).

Если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия повлекло смерть, ранение граждан или значительный имущественный вред (например, взрыв автомобиля) и необходимость в дальнейшем применении оружия отпала, сотрудник полиции, как и в любом другом случае, когда он сталкивается с событием, угрожающим личной или общественной безопасности, обязан в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» принять возможные меры к охране места происшествия и сообщить в ближайшее подразделение полиции.

Посторонние к телу убитого не подпускаются, израсходованные специальные средства, стреляные гильзы и пули не подбираются, оружие не чистится, не разряжается, а лишь ставится на предохранитель. Сотрудником принимаются меры по сохранению места происшествия в неприкосновенном виде.

Оперативный дежурный органа внутренних дел, получив сообщение о применении сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, немедленно докладывает об этом начальнику органа и в большинстве случае направляет на место происшествия наряд полиции, вооруженный табельным оружием и специальными средствами.

По прибытии работников прокуратуры и (или) органа внутренних дел для производства следственных или служебно-проверочных действий сотрудник полиции, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, информирует их о случившемся и действует в соответствии с их указаниями. Специальные средства, оружие, вместе с оставшимися боеприпасами сотрудник полиции передает прокурору (следователю, оперативному дежурному или начальнику органа внутренних дел). Далее сотрудник действует в порядке, определяемом начальником органа внутренних дел.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О полиции»: «о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов».

Уведомление прокурора осуществляется, как правило, дежурным либо руководителем органа внутренних дел по месту применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия (обычно по телефону) сразу же после получения информации с места происшествия. Это необходимо для того, чтобы представитель прокуратуры, которой, как известно, подследственны уголовные дела о преступлениях, совершенных сотрудниками полиции, имел возможность своевременно выехать на место происшествия для его осмотра.

Необходимо, также уведомить в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов, близких родственников или близких лиц граждан, получивших телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудником органов внутренних дел.

Чтобы исключить возможные негативные последствия для самого сотрудника и излишнее психологическое травмирование родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, их уведомление осуществляется, как правило, не самим сотрудником полиции, применившим силу или оружие, а руководителем или дежурным ОВД. О происшедшем и точном местонахождении пострадавших уведомляется супруг, кто-либо из родственников или близких людей.

Обязанность сотрудника полиции, применившего физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, состоит в том, чтобы в кратчайший срок выяснить, по возможности, сведения о лице, получившем ранение, о его близких родственниках или друзьях и сообщить их в дежурную часть.

Уведомление родственников, как уже было отмечено ранее, осуществляется в кратчайшие сроки, но не позднее 24 часов и не ранее чем будет достоверно установлена личность пострадавшего и его родственников.

После этого, сотрудник обязан подготовить и представить начальнику рапорт о применении специальных средств и огнестрельного оружия. Ч. 8 ст. 19 Федерального закона обязывает сотрудника полиции в течение 24 часов представить рапорт «о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия» своему непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции.

В рапорте указываются: обстоятельства, которые привели к применению специального средства или огнестрельного оружия; вид специального средства или огнестрельного оружия, время и место его применения; условия, цели и результаты применения специального средства или огнестрельного оружия; вид предупреждения о применении специального средства или огнестрельного оружия (количество предупредительных выстрелов и израсходованных патронов); сведения о лицах, против которых оно применялось и возможных свидетелях (очевидцах) происшедшего; меры по оказанию помощи пострадавшим; время информирования о случившемся дежурного по органу внутренних дел.

Своим рапортом сотрудник органа внутренних дел должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, доказывает, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к физической силе, специальному средству или огнестрельному оружию.

6. Ответственность сотрудников полиции за неправомерное применение физической силы, специальных средств

и огнестрельного оружия.

Ответственность за последствия своих действий, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудник полиции несет в силу того, что решение об этом он принимает, как правило, самостоятельно.

В Федеральном законе «О полиции» не существует особой нормы, регламентирующей правила применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, когда он действует в составе отдельной группы или подразделения. К таким ситуация следует отнести проведения специальных операций в условиях чрезвычайных происшествий криминального характера. Специальные средства и оружие в таких случаях применяется, как правило, по команде руководителя операции. Вместе с тем, непосредственный исполнитель, в соответствии с нормами уголовного законодательства, также будет нести ответственность за правомерность соответствующих действий[147]. Одновременно, в вводных фразах к статьям раздела 5 Федерального закона «О полиции» специально сделана оговорка, что указанные основания применения специальных мер пресечения одинаково распространяются как на индивидуальные действия сотрудника полиции, так и в составе подразделений. Как представляется, данная норма предусматривает своеобразное ограничение на применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия предложенными основаниями, в обоих оговоренных законом случаях.

Применяя физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, следует помнить, также, что «при получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом». Из данной нормы следует, что сотрудник полиции, выполнивший явно, очевидно для него незаконный приказ о применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, привлекается к ответственности наряду с должностным лицом, отдавшим подобный приказ[148]. В качестве примера, можно отметить, что сотрудник полиции должен отказаться от исполнения приказа о применении специальных средств против участников несанкционированных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, если они носят ненасильственный характер (т.е. не сопровождаются нападением на людей и сотрудников полиции), и не нарушают работу транспорта, связи и организаций. Более того, незаконное применение специальных средств в отношении участников подобной акции порождает у них и других лиц право на необходимую оборону.

Ст. 18 федерального закона «О полиции», прямо указывает на то, что «применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом». Норма права не закрепляет вид ответственности, подразумевая, что он зависит, от характера действий сотрудника полиции и тяжести наступивших последствий.

Сотрудник полиции незаконно или в нарушение установленных правил, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

Наиболее серьезным видом ответственности, к которому привлекаются сотрудники в связи с неправомерным применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия является уголовная ответственность.

При этом, следует упомянуть, что специальной статьи об ответственности сотрудников полиции за незаконное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Уголовном кодексе Российской Федерации нет. С учетом обстоятельств происшедшего им вменяется в вину, как правило, совершение умышленного либо неосторожного преступления против личности и (или) должностного преступления либо превышение пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст.ст. 108, ч.114 УК РФ).

Следует также отметить, что нарушение сотрудниками полиции правил хранения и ношения табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств влечет, в зависимости от наступивших последствий, дисциплинарною или уголовную ответственность[149].

В случае утраты, хищения, порчи или выхода из строя табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудник обязан незамедлительно доложить об этом в дежурную часть органа (подразделения) внутренних дел и непосредственному начальнику, который организует служебную проверку по факту утраты табельного оружия, боеприпасов и специальных средств, в ходе которой устанавливается степень виновности сотрудника и в предусмотренном законом порядке принимается решение о привлечении его к дисциплинарной, уголовной или материальной ответственности, и принимает меры по розыску похищенного или утраченного табельного оружия, боеприпасов и специальных средств.

megaobuchalka.ru

Условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств. Порядок их применения

 Закон РФ «О полиции» содержит специальный раздел, посвященный вопросу применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (Раздел 4 статьи 12-16). Российские законодатели поступили в точном соответствии с Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые требуют от государств – членов ООН законодательного регулирования применения полицейскими силы и огнестрельного оружия и доведения соответствующих норм до сведения населения . Статья 12 Закона РФ «О полиции» раскрывает условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию . Полиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел – Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. При применении физической силы, специальных средств или oгнестрельного оружия сотрудник полиции обязан: – предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместньм или невозможньм; – стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным; – обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников; – уведомить прокурора о случаях смерти или ранения. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом. Применение полицией физической силы. Физической силой в соответствии с законодательством о полиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудников полиции, направленные против воли людей, животных либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности людей, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими–либо предметами, а также в причинении боли или телесных повреждений, в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому–либо имущества в целях пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников полиции . Применение полицией физической силы может причинить серьезные телесные повреждения правонарушителю и привести его к смерти. Поэтому законодатель регламентирует ограничение личной безопасности граждан указанным способом. Основным нормативным актом, закрепляющим основания применения физической силы сотрудниками полиции, является закон РФ «О полиции». Эффективность использования физической силы при пресечении противоправного поведения зависит от двух условий: – четкого правового регулирования ее применения; – уровня специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленной на выработку у них стойких физических и тактико-психологических навыков владения приемами рукопашного боя. Статья 13 Закона «О полиции» гласит: «Сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей». Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты. Например, применением физической силы является принудительное помещение (или перенос) пьяного в специальный автомобиль, извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, и извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором он пытается скрыться; доставление в дежурную часть органов внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники полиции держат его «под руки» и т. д. Боевые приемы борьбы как разновидности физической силы, применяемой сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя – боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т. п. либо не входить не в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов была соразмерной характеру и степени общественной опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, то есть не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник полиции, как это установлено ч. 3 ст. 23 Закона РФ «О полиции», не будет нести за это никакой ответственности. Исходя из содержания статьи 13 Закона РФ «О полиции» физическая сила используется: Во-первых, при пресечении преступлений и административных правонарушений. Необходимо отметить, что правомерным применением физической силы следует считать пресечение правонарушений и преступлений, которые совершаются путем действия; Во-вторых, для задержания лиц, совершивших преступление или административное правонарушение. В отношении некоторых категорий задерживаемых лиц, например, разыскиваемых, когда имеется информация о том, что они вооружены, в целях предотвращения попытки эффективного сопротивления с их стороны, задержание, а значит и физическая сила, может применяться неожиданно для задерживаемых, то есть без предупреждения. По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудника полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней проявляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудника полиции. В таком случае появляется еще и третье основание применения сотрудниками полиции физической силы – преодоление противодействия законным требованиям. Для того, чтобы применение физической силы сотрудниками полиции соответствовало закону, необходимо, чтобы каждое из перечисленных оснований, было дополнено второй частью – если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей. Тем самым в законе еще раз подчеркивается, что сила может быть использована лишь в случае, когда ей предшествовало употребление мер убеждения, не приведшее к должному результату. Специальные средства – это технические устройства (предметы), животные, которые предназначены для оказания непосредственного воздействия на человека или объект. Согласно Перечню специальных средств сотрудниками органов внутренних дел применяются следующие специальные средства: резиновые палки и резиновые пули, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки, электрошоковые устройства и спирали.

Специальные средства применяются в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей. В статье 14 Закона РФ «О полиции» перечислены случаи применения специальных средств и какие средства и в каком случае применяются.

№ п/п Случаи применения специальных средств

Виды специальных средств

1 отражение нападения на граждан и сотрудников полиции резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, служебные собаки, электрошоковые устройства

2 пресечение оказываемого сотруднику полиции сопротивления резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, служебные собаки, электрошоковые устройства

3 задержание лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться наручники, служебные собаки, электрошоковые устройства

4 задержание лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства Продолжение таблици

5 доставление задерживаемых лиц в полицию, конвоирование и охрана задержанных или осужденных, а также лиц подвергнутых административному аресту или заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику полиции наручники, служебные собаки

6 освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки

7 пресечение массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, водометы и бронемашины

8 остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться средства принудительной остановки транспорта

9 выявление лиц, совершающих или совершивших преступление специальные окрашивающие средства, служебные собаки

10 проведение операций по задержанию преступников, блокированию путей движения групп правонарушителей и усиление защиты охраняемых объектов спирали

Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться сотрудниками полиции лично или в составе подразделения для: 1) защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; 2) отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергается опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; 3) освобождения заложников; 4) задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающего скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление; 5) отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений; 6) пресечения побега из-под стражи: – лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; – лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; – лиц, осужденных к лишению свободы; – для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности  и  малолетних,  кроме  случаев  оказания  ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Право на применение специальных средств имеют сотрудники ОВД, прошедшие соответствующую специальную подготовку и выдержавшие ежегодную проверку на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением. Сотрудники, не сдавшие зачет по правилам использования специальных средств, аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности. Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законом ответственность. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, сотрудники ОВД обязаны проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений. При применении спецсредств должно быть обеспечено предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление в возможно короткий срок их родственников. О фактах ранения или смерти, связанных с использованием спецсредств, немедленно уведомляется прокурор. В случаях использования специальных средств для обеспечения крупномасштабных операций задействуются работники медицинской службы системы органов внутренних дел. Разрешение на вооружение личного состава ОВД спецсредствами дают: а) средствами индивидуальной защиты (защитными касками, шлемами, жилетами, бронещитами, противоударными щитами, пулезащитными куртками), палками резиновыми специальными (ПР-73 и ПР-89), наручниками (БР и БР-С), аэрозольной упаковкой «Черемухой-10» – дежурный ОВД; б) спец. карабином «КС-23», насадкой к карабину, патронами с резиновой пулей «Волна-Р», патронами с газовыми гранатами «Черемуха-7» и «Сирена-7», пистолетом газовым с боеприпасами, ручными  гранатами:  «Черемуха-6»,  «Черемуха-12»,  «Сирень-6», «Сирень-12», светошумовой гранатой «Заря» и светошумовым устройством «Пламя», малогабаритными   взрывными устройствами «Ключ» и «Импульс», устройствами остановки автотранспорта «Еж-Диана» – начальник органа внутренних дел или его заместитель; в) бронемашинами (БМД-1, БТР-60 ПБ, БРНД-2), водометом (автоцистерной пожарной АЦ-40), ранцевым аппаратом «Облако» жидкостным – министр внутренних дел республик в составе РФ, начальник управления (главного управления) и ОВД края, области, автономной области и автономного округа, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, начальник управления (отдела) внутренних дел на транспорте. Министр внутренних дел РФ и его заместители вправе давать разрешение на вооружение личного состава любыми видами перечисленных специальных средств. Решение о непосредственном применении спецсредств принимает руководитель конкретной операции. Сотрудники ОВД, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последующим рапортом непосредственному начальнику. Рассмотрим особенности применения отдельных видов специальных средств: – резиновые палки. Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам. – наручники. Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков; – слезоточивые вещества. Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения, в период действия этих веществ. Специальные средства «Черемуха-12», «Сирень-12» и «Облако» применяются только на открытой местности; «Чсремуха-6, 7, 10», «Сирень -6, 7» и пистолеты газовые с боеприпасами – на открытой местности и в помещениях. Запрещается забрасывать гранату «Черемуха-6» и «Сирень-6» в двойном исполнении в помещение, объем которого менее 60 куб. метров; – патроны с резиновой пулей «Волна-Р». Отстреливаются на расстоянии не ближе 40 метров от человека и только по нижней части его ног; – светозвуковые средства отвлекающего воздействия «Заря» и «Пламя» применяются на расстоянии не ближе 2 метров от людей; – средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»). Запрещается применение в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе 2 метров от человека; – устройства остановки автотранспорта. Запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей,  предназначенных  для  перевозки  людей  (при  наличии пассажиров),  автотранспорта,  принадлежащего  дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий ; – водометы. Используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации очагов пожара с помощью струи воды под давлением. Запрещается их применение при температуре ниже ОС; – бронемашины. Применяются для проведения операции по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы;

– специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминисцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т. п.). Применяются для выявления лиц, совершивших преступления. На объектах собственности специальные окрашивающие средства устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.

magref.ru

В каких случаях сотрудники полиции имеют право применять физическую силу в отношении гражданина?

Применение физической силы сотрудниками полиции в отношении граждан регламентирует глава 5 Закона «О полиции».

Согласно ст. 20 Закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

При этом сотрудник полиции обязан предупредить о намерении использовать физическую силу, предоставив при этом достаточное время для выполнения требований (ч. 1 ст. 19 Закона «О полиции»). Без предупреждения сотрудник полиции имеет право действовать, когда промедление в применении силы создает опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным (ч. 2 ст. 19 Закона «О полиции») (например, если нарушителем совершаются насильственные действия в отношении граждан, и даже тогда, когда вред еще не причинен, но есть реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан и сотрудника полиции).

Таким образом, применение физической силы сотрудником полиции является правомерным, если является реакцией на противоправное поведение (сопротивление), отсутствует реальная возможность несилового воздействия, после предупреждения сотрудника лицо не выполнило его законных требований.

Кроме того, важным условием правомерности применения силы является ее соразмерность конкретному противоправному поведению. При этом правила действий в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, при задержании лица, совершившего преступление, распространяются и на сотрудников полиции. Так, при превышении пределов необходимой обороны сотрудник, применивший силу, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

76.xn--b1aew.xn--p1ai


Смотрите также