Ремонт двигателя змз 409


Ремонт ЗМЗ 409 Вскрытие. День первый. ч1 — УАЗ Patriot, 2.7 л., 2005 года на DRIVE2

Не так давно прикупил я БУ-шный движок для своего патра. Мой пробежал более 180 ткм, пережил две замены ГРМ и четыре замены прокладки ГБЦ. Помимо этого много чего было по мелочам. Уже более 100 ткм я его не разбирал и он начал подавать признаки клинической смерти — отсутствие тяги, масло в впускном ресивере и синий дым после стоянки с заведенным двигателем. Плюсом расход масла более литра на тысячу пробега.

Почему купил другой двигатель а не стал делать свой? Потому что имеется застарелая трещина в ГБЦ, задраны распредвалы и их постели, погнут один-два поршня и разбиты их направляющие. Это было ещё 100ткм назад, значит ситуация ещё плачевнее, а значит я попадаю на головку в сборе, что выходит в бюджет покупки мотора БУ целиком. Плюсом я имею возможность спокойно ковырять движку передвигаясь на автомобиле.

Итак подопытный агрегат:

ЗМЗ-409 Евро-2 с хантера со всем навесным кроме стартера.

Снимаю впускной ресивер, шкивы, насос ГУР, крышку клапанов

В качестве справочной информации решил проверить фазы распредвалов.Ставлю ВМТ по риске на шкиве

при этом двадцатый зуб встает напротив ДПКВ

Валы стоят практически идеально:

Пора разбирать дальше. Внутри довольно чисто, без шлама, но все в темно лаке

Снял верхний и ослабил средний успокоители цепи, раскрутил и сбил звездочки:

Видимй износ на звездах отсутствует:

Скидываю бугеля распредвалов:

И бугели и шейки распредвалов в практически идеальном состоянии

Убираю оба распреда

Откручиваю и скидываю головку

Внутри довольно много нагара.

А ещё мотор однозначно вскрывали и меняли прокладку ГБЦ! Хотя продаван бил себя пяткой в грудь что на движке муха не сидела! Мудло.

Автогерметик

Герметик даже на прокладку зачем-то намазали:

Продолжение: Ремонт ЗМЗ 409 Вскрытие. День первый. ч2

www.drive2.ru

Кап.ремонт двигателя змз 409 (часть 2) сборка — УАЗ 31514, 2.8 л., 1995 года на DRIVE2

для затравки

для сборки двигателя было куплено:

-комплект ГРМ Идеальная фаза на башмаках-поршни змз 409 96,0 евро-3-кольца поршневые Бузулук-глухая передняя крышка ГБЦ-шкив коленвала под один ремень (без кондея)-прокладка ГБЦ евро-3-мешочек метизов-герметик REINZOSIL Victor Reinz-паста для сборки коленвала Liqui Moly LM48-смазка медная для метизов Liqui Moly Kupfer-Paste

-фиксатор резьбы (красный)

собирали долго, особо не напрягаясь. Обязательно нужно запастись инструментом:-ключ динамометрический большой и малый-приспособления для запрессовки шкива-оправка для поршневых колец

-микрометр (по желанию)

Полный размер

вот такой наборчик Идеальная фаза + заказал комплект крепежа ГРМ

Комплект ГРМ (разрезные звезды) пришел довольно быстро, там было все необходимое, прокладки, крепеж (заказывал отдельно), транспортир для регулировки фаз. Но есть один момент, после затяжки разрезных звезд, они садятся настолько плотно, что их потом хрен вытащишь, поэтому хз в чем прикол этих звезд)))

Полный размер

инструмент для запрессовки звезды, втулки и шкива коленвала.

Вот такую приспособу запили самостоятельно сварив два болта, один закручивается в коленвал, а по второму (более длинному) ходит гайка двигая оправку. Кстати, инструмент этот очень помог, т.к. забивать все механизмы на коленвал молотком — это адский грех и косяк)

Полный размер

Смазка LM48 для коленвала, мазать коренные и шатунные вкладыши.

Смазка очень эффективная, все вкладыши очень хорошо притираются к плоскостям коленвала. Но есть нюанс, после сборки нужно через 2 тысячи поменять масло, чтобы вымыть эту пасту, т.к. свои функции на тот момент она должна выполнить. в Ульяновске хрен найдешь, заказывали аж и Белоруссии.

Полный размер

герметик REINZOSIL Victor Reinz (артикул на exist — 70-31414-10)

Почти не использовали прокладок, а посадили все на этот герметик. Сальники коленвала оба Rubena.

Полный размер

новый подшипник маховика

Полный размер

оправка для поршневых колец

Очень аккуратно прессуйте поршень в блок, чтобы не заломило поршневые кольца, потом в цилиндре они должны ходить без напряга.

Полный размер

ВМТ выставляли микрометром, метка на шкиве и крышке совпали, но по нижнему краю.

немного о сборке цепей и звезд от Прогресса, но там все по инструкции и без проблем)

Единственное, установите верхний башмак перед тем как накинуть крышку ГРМ, а то потом не подлезть)

прессуем шкив без молотков! чтобы не сместить коленвал в постелях.

Полный размер

сопоставили метки шкива и крышки

Прокладка евро-3

Под прокладку евро-3 нужно шлифануть и ГБЦ и блок, т.к. она намного тоньше родной прокладки евро-2, установили поршня евро-3, на них более глубокая лужа.

двигатель в сборе (почти)

Немного покрасил, а то шибко уныл был)

=)

Page 2

для затравки

для сборки двигателя было куплено:

-комплект ГРМ Идеальная фаза на башмаках-поршни змз 409 96,0 евро-3-кольца поршневые Бузулук-глухая передняя крышка ГБЦ-шкив коленвала под один ремень (без кондея)-прокладка ГБЦ евро-3-мешочек метизов-герметик REINZOSIL Victor Reinz-паста для сборки коленвала Liqui Moly LM48-смазка медная для метизов Liqui Moly Kupfer-Paste

-фиксатор резьбы (красный)

собирали долго, особо не напрягаясь. Обязательно нужно запастись инструментом:-ключ динамометрический большой и малый-приспособления для запрессовки шкива-оправка для поршневых колец

-микрометр (по желанию)

Полный размер

вот такой наборчик Идеальная фаза + заказал комплект крепежа ГРМ

Комплект ГРМ (разрезные звезды) пришел довольно быстро, там было все необходимое, прокладки, крепеж (заказывал отдельно), транспортир для регулировки фаз. Но есть один момент, после затяжки разрезных звезд, они садятся настолько плотно, что их потом хрен вытащишь, поэтому хз в чем прикол этих звезд)))

Полный размер

инструмент для запрессовки звезды, втулки и шкива коленвала.

Вот такую приспособу запили самостоятельно сварив два болта, один закручивается в коленвал, а по второму (более длинному) ходит гайка двигая оправку. Кстати, инструмент этот очень помог, т.к. забивать все механизмы на коленвал молотком — это адский грех и косяк)

Полный размер

Смазка LM48 для коленвала, мазать коренные и шатунные вкладыши.

Смазка очень эффективная, все вкладыши очень хорошо притираются к плоскостям коленвала. Но есть нюанс, после сборки нужно через 2 тысячи поменять масло, чтобы вымыть эту пасту, т.к. свои функции на тот момент она должна выполнить. в Ульяновске хрен найдешь, заказывали аж и Белоруссии.

Полный размер

герметик REINZOSIL Victor Reinz (артикул на exist — 70-31414-10)

Почти не использовали прокладок, а посадили все на этот герметик. Сальники коленвала оба Rubena.

Полный размер

новый подшипник маховика

Полный размер

оправка для поршневых колец

Очень аккуратно прессуйте поршень в блок, чтобы не заломило поршневые кольца, потом в цилиндре они должны ходить без напряга.

Полный размер

ВМТ выставляли микрометром, метка на шкиве и крышке совпали, но по нижнему краю.

немного о сборке цепей и звезд от Прогресса, но там все по инструкции и без проблем)

Единственное, установите верхний башмак перед тем как накинуть крышку ГРМ, а то потом не подлезть)

прессуем шкив без молотков! чтобы не сместить коленвал в постелях.

Полный размер

сопоставили метки шкива и крышки

Прокладка евро-3

Под прокладку евро-3 нужно шлифануть и ГБЦ и блок, т.к. она намного тоньше родной прокладки евро-2, установили поршня евро-3, на них более глубокая лужа.

двигатель в сборе (почти)

Немного покрасил, а то шибко уныл был)

=)

www.drive2.ru

Кап. ремонт двигателя змз 409 (часть 1) — УАЗ 31514, 2.8 л., 1995 года на DRIVE2

Вернулся двигатель с расточки. Что сделано:-фрезировка блока + шлифовка-цилиндры расточены (96,0А — первый ремонт)-хон цилиндров-вклыдыши промвала (новые)-шлифовка ГБЦ

-ремонт коленвала (к/ш 0,25 — первый ремонт)

Поехали дальше, пока блок на руках, решил промыть внутрянку. Выбил заглушки

Судя по количеству говна внутри, лили в охлаждение всякую дрянь.

Полный размер

помывка в домашних условиях

все что смог вытащил изнутри керхером, обезжирил блок и покрасил термостойкой краской CERTA.

Полный размер

ну и новые заглушки)

Дальше у нас поршневая, купил поршня без колец ЗМЗ евро-3 (размер 96,0А), наборные кольца Бузулук и собрал по инструкции от Александа как правильно собрать поршневые кольца, спасибо ему за интересный материал, очень полезно.

Полный размер

готовим поршни и шатуны, втулки в морозильнике)

Полный размер

поршневая в сборе

ждем монтажную пасту для коленвала LM48 и приступаем к сборке на неделе!

www.drive2.ru

Двигатель ГАЗ ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с.

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected]

Двигатель 409 производителя ЗМЗ рекомендовано использовать для силового приводя тяжелых внедорожников и грузовиков, автобусов и автомобилей с не отключаемым полным приводом. В семействе 409 разработано 5 серийных движков 409.10, 40904, 40905, 4091 и 40911, один внесерийный вариант 4092.

Технические характеристики ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с.

Из предыдущих поколений производителя ЗМЗ в двигателе семейства 409 остался исключительно блок цилиндров в качестве заготовки. Кроме того, не изменилась схема двигателя – рядная четверка с ГРМ по схеме DOCH. Перед разработчиками стояла задача добавить крутящий момент и увеличить мощность, с чем они, безусловно, справились еще в базовой версии 409.10.

В таблице приведены технические характеристики ЗМЗ 409:

ИзготовительЗМЗ
Марка ДВС409
Годы производства2001 – …
Объем2693 см3 (2,7 л)
Мощность82,4 – 105,1 кВт (112 – 143 л. с.)
Момент крутящий210 – 230 Нм (на 4000 об/мин)
Вес190 кг
Степень сжатия9
Питаниеинжектор
Тип моторарядный бензиновый
Зажиганиеэлектронное
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндраТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре4
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Впускной коллекторс изменяемой геометрией
Выпускной коллекторлитой чугунный
Распредвалот 4062.10 с подъемом 9 мм
Материал блока цилиндровчугун
Диаметр цилиндра95,5 мм
Поршниоригинальные, палец смещен вверх на 4 мм
Коленвалвысокопрочный чугун, 5 опор, 8 противовесов
Ход поршня94 мм
ГорючееАИ-92
Нормативы экологииЕвро-3/4
Расход топливатрасса – 11,5 л/100 км

смешанный цикл 11 л/100 км

город – 13,5 л/100 км

Расход масламаксимум 0,3 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости5W30, 5W40, 0W30, 0W40
Какое масло лучше для двигателя по производителюLiqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для ЗМЗ 409 по составузимой синтетика, летом полусинтетика
Объем масла моторного6 л
Температура рабочая90°
Ресурс ДВСзаявленный 150000 км

реальный 250000 км

Регулировка клапановгидрокомпенсаторы
Система охлажденияпринудительная, антифриз
Объем ОЖ10,7 л
Помпас пластиковой крыльчаткой
Свечи на ЗМЗ 409BCPR6ES от NGK или АУ14ДВРМ, LR17YC от Brisk, WR8DC от Bosch
Зазор свечи0,8 мм
Цепь ГРМ84/108 зубчатая или 72/92 втулочная, взаимозаменяемость только комплектом со звездами, башмаками и натяжителями
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрNitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтрс обратным клапаном
Маховик от 406, внутренний диаметр 40 мм, 7 отверстий для крепления со смещением
Болты крепления маховикаМ12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачкипроизводитель Goetze
Компрессияот 11 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 31 – 38 Нм

маховик – 72 – 82 Нм

болт сцепления – 22 – 38 Нм

крышка подшипника – 100 Нм (коренной) и 70 Нм (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 40 Нм, 135 Нм + 90°

Затем были добавлены модификации с незначительными изменениями конструкции и характеристик для обеспечения разных нормативов Евро и адаптации под конкретные автомобиль ГАЗ и УАЗ. Для каждой из них имеется собственный мануал, содержащий, помимо регламента ТО, описание конструкции и параметров ДВС.

Особенности конструкции

Кроме микропроцессорного управления КМПСУД, двигатель ЗМЗ 409 имеет следующие нюансы:

  • цилиндры изготовлены в чугунном блоке ;
  • крышки подшипников не обладают взаимозаменяемостью, так как подогнаны по месту;
  • масляный картер сделан из отдельной детали, что облегчает промывку системы смазки и замену масла;
  • ГБЦ имеет оригинальные размеры, от предыдущих серий не подходит;
  • распредвалы, не только обеспечивают вертикальное перемещение гидротолкателей, но и вращают их для равномерного износа;
  • благодаря гидрокомпенсаторам отпадает необходимость периодической регулировки зазоров клапанов.
Конструкция двигателя ЗМЗ 409

Производитель рекомендует тюнинг турбированием, так как прочие варианты слишком дорогие и неэффективные. Производить капитальный ремонт можно собственными силами, поскольку в конструкции нет сложных технических решений.

Перечень модификаций ДВС

С семейство движков 409 изготовителем включено шесть версий.

Базовый мотор 409.10 под стандарт Евро-2 с характеристиками 143 л. с., степень сжатия 9, крутящий момент 230 Нм. Зажигание модульное с пучком высоковольтных проводов, имеется датчик дроссельной заслонки.

Улучшенная модификация 40904.10 отличается от предыдущего варианта системой зажигания – индивидуальная катушка для каждой свечи, ДПДЗ здесь отсутствует, вместо него использован дроссельный узел для обеспечения Евро-3. Имеется автоматический натяжитель ремня генератора, который в 409.10 не предусмотрен.

Модификация 40905.10 имеет стандартные характеристики, предназначена для внедорожников Хантер, Патриот и грузовиков Карго, Пикап производителя УАЗ.

Двигатель 4091.10 считается дефорсированным с нормами безопасности Евро-3. Имеет мощность 112 л. с., устанавливается на Таблетки и Буханки УАЗ 462.

Силовой привод маркировки 40911.10 обладает моментом 219,5 Нм и мощностью 125 л. с. Соответствует регламенту Евро-4, предназначен для полноприводных грузовиков УАЗ с формулой 4х4 (не отключаемая).

Мотор 4092.10 не вошел в серию, создан специально для автомобилей ГАЗ Волга и УАЗ 3160 (вседорожник полноприводный).  Крутящий момент в районе 225 – 235 Нм, мощность около 135 – 138 л. с.

С завода моторы имели лишь самое необходимое навесное, без ГУРа и прочего. Этим оборудованием их комплектовал уже автопроизводитель на конвейере. В механизме ГРМ используются не одинаковые распредвалы:

  • 40904 и 4905 профиль кулачков впускного и выпускного вала одинаковый, приподнимает клапаны на 9 мм;
  • 40911 профиль кулачков разный, подъем 8 мм на впуске и 9 мм на выпуске.

Клапанные пружины можно использовать от ВАЗ-2108, так как они взаимозаменяемые на всех моделях ЗМЗ 409.

Плюсы и минусы

Практически все конструктивные решения, использованные в моторах серии ЗМЗ 409, обладают и плюсами, и минусами. Например, головка блока цилиндров разработана индивидуально:

  •  обеспечивается высокий ресурс, использована удобная схема с двумя распредвалами для управления 16 клапанами;

Плюсами конструкции 409 являются:

  • модернизация впускного тракта и системы газораспределения;
  • автоматический натяжитель, который получило навесное оборудование для увеличения ресурса ремня;
  • доработанная система охлаждения и смазки;
  • наличие вариантов моторов в линейке под Евро-2 – Евро-4.

При необходимости возможна форсировка своими силами и капремонт в гараже, даже без тельфера. Новая металлизированная прокладка с подпружиненными элементами служит дольше асбеста. При необходимости ее можно установить своими руками, соблюдая рекомендованные моменты затяжки.

Список моделей авто, в которых устанавливался

До 2005 года мотор ЗМЗ 409 устанавливался на ГАЗ Газель следующих модификаций:

  • бортовой 5 т грузовик 3302;
  • Фермер 33023 грузопассажирский;
  • фургон с рамным шасси и цельнометаллическим кузовом 2705;
  • микроавтобус 13 местный 3221;
  • микроавтобус повышенной комфортности 32213;
  • такси маршрутное 322132;
  • «Скорая помощь» 32214;
  • Соболь 221717, 22171, 22177 (Баргузин) и 2217.

Затем договор с автозаводом ГАЗ закончился и не был заключен вновь. Зато ЗМЗ вошел в один холдинг Соллерс вместе с другим автопроизводителем УАЗ. Изначально характеристики двигателя серии 409 полностью удовлетворяли требованиям отечественных внедорожников, ими стали комплектовать автомобили УАЗ:

  • до 2005 года вездеходы 31512, 31514, 31519;
  • 3159 Барс (удлиненная версия);
  • 3162 Симбир (удлиненная модификация);
  • с 2005 года внедорожник Патриот;
  • с 2008 года грузопассажирская версия Pickup;
  • 452 фургон «Буханка», скорая помощь «Таблетка», 10 местный автобус, двухместный грузовик, трехосный автобус и седельный тягач;
  • 3741 фургон цельнометаллический;
  • 2206 микроавтобус полноприводный;
  • 3909 Фермер.

Сразу после вхождения ЗМЗ в холдинг руководство стало наращивать объемы производства.

Регламент обслуживания ЗМЗ 409 2,7 л/112 – 143 л. с.

В связи с особенностью конструкции двигатель ЗМЗ 409 необходимо обслуживать в следующие временные интервалы или после пробега:

  • 6 месяцев/10000 км – замена моторного масла и масляного фильтра;
  • 1 год/20000 пробега – ревизия вентиляции картера, аккумулятора и свечей, ремней навесного оборудования и цепей ГРМ;
  • 1,5 года/30000 км – осмотр выпускного коллектора на прогар, замена топливного и воздушного фильтра;
  • 2 года/40000 пробега – замена антифриза и осмотр шлангов, приборов системы охлаждения.
Вентиляция картера в режиме ХХ

Конструкторами разработано устройство ДВС для обеспечения ресурса цепного ГРМ привода 100000 км пробега. Однако рекомендуется менять цепи в комплекте с роликами и натяжителями раньше – на рубеже 90 тысяч км.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

За счет выемки в верхней плоскости поршня мотор ЗМЗ 409 не гнет клапана, даже при перескоке и порыве цепи ГРМ. Кроме присущих всем рядным двигателям с верхним расположением распредвалов поломок, имеет несколько незначительных «болезней»:

Стук в подшипниках коленвалазаменить вкладыши невозможно, необходима капиталказамена всего комплекта ШПГ
Снижение мощностинагар в каналах, седлах и на клапанахпрочистка либо замена клапанов, шлифовка каналов
Перегрев моторанизкое качество помпы и термостатазамена расходников

Все остальные неисправности описаны в руководстве вместе с пошаговыми фото для самостоятельного ремонта. Двигатель имеет оценку пользователей +3, то есть не доставляет особых проблем между капремонтами.

Варианты тюнинга мотора

Создан двигатель ЗМЗ 409 преимущественно для внедорожников с характерными эксплуатационными режимами – тяговитость необходима на малых оборотах для повышения проходимости транспортного средства, поэтому тюнинг путем установки широкофазных распредвалов здесь абсолютно бесполезен.

Следует использовать следующую схему:

  • доработка ГБЦ – шлифовка каналов, форсунки 440СС;
  • улучшение впускного тракта – турбина Garret 17, соответствующий ей впускной коллектор и охладитель воздуха – интеркуллер;
  • модернизация выпускного тракта – прямоточный 63 мм выхлоп с обязательной настройкой.

Подобный тюнинг способен повысить крутящий момент в нижнем диапазоне оборотов и мощность силового привода.

Таким образом, в 2001 году производитель ЗМЗ выпустил очередное семейство моторов 409 для грузовиков и внедорожников. В него вошли модификации 409.10, 40904.10, 40905.10, 4091.10 и 40911.10. Исключительно для ГАЗ Волга вне серии разработан ДВС 4092.10 мощностью 160 л. с.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Не забудьте поделиться этой страницей с друзьямиИ подписаться на нашу группу

swapmotor.ru


Смотрите также