Ремонт рульових рейок


Рулевые рейки: неисправности и восстановление

22 марта 2016 года

Еще не так давно автопроизводители допускали ремонт механизмов, продавали оригинальные запчасти и разрабатывали технологии восстановления. Однако позже лавочку прикрыли, мотивируя это угрозой безопасности. Хотя в конструкцию и технологии изготовления рулевых реек никаких принципиальных изменений не внесли. Благо, альтернатива дорогостоящей замене узла из-за его течи или стуков всё еще есть. При квалифицированном подходе рейки успешно ремонтируют без какой-либо угрозы безопасности.

ПАЛКИ В КОЛЕСА

Сальники в рулевом механизме бывают двух типов. Силовые манжеты уплотняют рейку — они рассчитаны на работу под высоким давлением: до 150–200 бар. Уплотнитель рулевого вала — обычный сальник, выдерживающий давление раз в десять меньше.Сальники в рулевом механизме бывают двух типов. Силовые манжеты уплотняют рейку — они рассчитаны на работу под высоким давлением: до 150–200 бар. Уплотнитель рулевого вала — обычный сальник, выдерживающий давление раз в десять меньше. Примерно в 2005 году почти все автопроизводители резко изменили свою политику — рулевые рейки были объявлены неремонтопригодными. Продажу оригинальных запчастей и доступ к информации о технологии восстановления узлов прикрыли. Однако это не поставило крест на индустрии ремонта. Для большинства автомобилей рулевые механизмы делают крупные сторонние производители, например ZF. Поэтому остались доступными оригинальные запчасти и техническая информация. Кроме того, никто не отменял унификацию. Зачастую на свежие модели одного автопроизводителя подходят запчасти от других машин начала 2000‑х годов. Кроме того, есть производители, специализирующиеся на тех же сальниках и втулках. По их каталогам нетрудно подобрать запчасть необходимого типа и размера — номинального или ремонтного. Так что пока можно починить практически любую рейку.

Скрытая угроза

Настоящий бич всех рулевых реечных механизмов — коррозия. Причиной ее становится в основном неквалифицированное обслуживание. Часто при замене рулевых тяг сервисмены фиксируют их пыльники универсальными пластиковыми хомутами — это гораздо проще, чем мучиться с установкой штатных, металлических. Но пластиковый хомут, как его ни затягивай, не обеспечивает полной герметичности пыльника, которая имеет решающее значение для здоровья механизма.

При работе рейки пыльники рулевых тяг поочередно сжимаются и разжимаются, благодаря чему возникает движение воздуха внутри узла. Без такой вентиляции каждый пыльник чрезмерно деформируется, а это чревато их повреждением. Для циркуляции воздуха большинство производителей делают проточки различных типов на зубчатой рейке. Если установлены пластиковые хомуты, один из пыльников подсасывает теплый воздух из подкапотного пространства, а другой выпускает его обратно. При прохождении через рулевой механизм воздух активно остывает (ведь узел стоит на подрамнике близко к земле) — образуется конденсат. Достаточно полугода, чтобы рейка начала ржаветь.

Вот такие глубокие борозды в алюминиевом картере вытачивают фторопластовые кольца распределителя. Тот случай, когда теория мягкого взаимодействия материалов в корне противоречит жесткой практике.Вот такие глубокие борозды в алюминиевом картере вытачивают фторопластовые кольца распределителя. Тот случай, когда теория мягкого взаимодействия материалов в корне противоречит жесткой практике.

Коррозия рулевого вала дает знать о себе раньше на рулевых механизмах с гидроусилителем. Из-за работы по шероховатой поверхности начинают быстро изнашиваться и течь сальники. На рулевых рейках с электромеханическим усилителем распознать начало болезни сложнее. Когда дело дойдет до ощутимых неисправностей — стуков и люфтов, коррозия уже успеет нанести зубчатой рейке непоправимый вред. В запущенных случаях она поражает зубья, которые не подлежат ремонту. Зубья имеют сложный профиль и высокую поверхностную закалку, и правильно восстановить их после любой механической обработки практически невозможно.

С коррозией остальных поверхностей рейки борются тремя методами: шлифовкой, стачиванием под ремонтный диаметр и завтуливанием. Шлифовку делают, когда ржавчина поверхностная и суммарное уменьшение диаметра рейки не превышает 0,1 мм. При этом используют запчасти (сальники и опорную втулку) номинального размера. С таким увеличением зазора течей и стуков не будет.

При более глубокой коррозии допустимо безболезненно стачивать зубчатую рейку не более чем на 0,5 мм. Такова рекомендация большинства производителей. Эти детали обычно закалены на глубину около 1,5 мм. Ведь они должны надежно работать под давлением масла до 150 бар. При столь значительном уменьшении диаметра используют запчасти ремонтного размера. Сальники подбирают по каталогам, а втулки иногда приходится изготавливать.

Иногда насос гидроусилителя неожиданно отказывает — без видимых причин и посторонних звуков. Вероятная причина — залипание расходного клапана в крайнем положении из-за попадания частиц грязи. Его можно растормошить, причем не вынимая из корпуса, и насос будет исправно служить дальше.Иногда насос гидроусилителя неожиданно отказывает — без видимых причин и посторонних звуков. Вероятная причина — залипание расходного клапана в крайнем положении из-за попадания частиц грязи. Его можно растормошить, причем не вынимая из корпуса, и насос будет исправно служить дальше.

А вот любопытная технология для искоренения более суровой ржавчины. Зубчатую рейку протачивают и, используя специальный компаунд, напрессовывают трубу из нержавейки — этот материал обладает достаточной прочностью. Затем рейку вновь протачивают и полируют под номинальный диаметр. Технология сложна и имеет много подводных камней.

Бывает, из-за конструктивных особенностей корродирует входной рулевой вал рейки. Обычно вал расположен под углом около 45º, и в месте, где он проходит через моторный щит, образуется подобие чашки. На многих машинах в нее постоянно попадает вода с улицы, из-за чего вал начинает ржаветь. Коррозия доходит до сальника, вызывая его преждевременный износ. Гидравлические рейки возвестят об этом течью, а электромеханические опять-таки молчат до последнего. Лечение аналогичное: вал протачивают и под новый диаметр подбирают ремонтный сальник. Глубина обработки не имеет принципиального значения, ведь для изготовления этой детали не применяют металл с особыми механическими свойствами. Впрочем, редко когда снимают больше 1 мм.

Рулевые рейки: неисправности и восстановление

Страницы

← предыдущаяследующая →

12

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Ремонт рулевой рейки своими руками: пошаговый план

Возможен ли ремонт рулевой рейки своими руками, если появился стук в рулевом, или придётся потратиться на автосервис?Исправность рулевого механизма, это залог безопасности, но к сожалению, ничто не вечно и износ когда-то приходит. Как проверить рулевую рейку и устранить неисправность самому?

Несколько слов о рейках

В публикациях на блоге уже много писалось о механизме управления машины и о рейке в частности. Но, думаю, не лишним будет освежить знания.

Итак, рулевая рейка выполняет важную задачу – преобразовывает вращение «баранки» в повороты колёс в горизонтальной плоскости. Рассмотрим процесс детальнее.

Простейшая разновидность этого узла состоит из шестерни на валу руля и пластины с зубьями. Когда мы поворачиваем руль, пластина начинает сдвигаться в одну из сторон, увлекая за собой тяги, которые, в свою очередь, поворачивают колёса авто.

Это элементарная конструкция, и весь механизм в данном случае приводится в движение исключительно физической силой водителя. Подобные варианты очень распространены на отечественных авто.

Есть и более продвинутые конструкции – с гидро- и электроусилителем. Устройство рулевой рейки с гидроусилителем немного сложнее простого механического варианта.

Здесь присутствуют дополнительные узлы, помогающие водителю без особых усилий крутить «баранку».

Если точнее — контур, по которому циркулирует под давлением масло, узел с клапанами на валу руля и поршень двойного действия, непосредственно связанный с рейкой.

При повороте руля приоткрываются клапаны с определённой стороны, и масло устремляется по открытым магистралям, давя на поршень в одну или другую сторону, а он уже двигает рейку.

В вариантах рулевой рейки с электроусилителем, основным силовым элементом является шаговый электромотор, перемещающий механизмы рулевого управления.

На первый взгляд устройство рулевого механизма может показаться достаточно сложным, добраться до него зачастую проблематично, поэтому возникает вопрос, возможен ли ремонт рулевой рейки своими руками?

На самом деле, возможен, и пугаться трудностей не стоит.

Рассмотрим простые варианты ремонта на примере отечественных ВАЗ 2109 и 2110, автомобили укомплектованые механическими узлами управления.

Анализ проблем с управлением автомобиля

Какие симптомы говорят о том, что с этим узлом что-то неладное?

Варианты такие:

  • появился люфт на руле;
  • «баранка» стала непривычно тяжёлой;
  • слышны подозрительные стуки при повороте руля;
  • у систем с гидроусилителем начало подтекать масло;
  • руль периодически закусывает в одном положении.

Если нечто подобное вы заметили на своём авто, то самое время задуматься о посещении автосервиса или всё же попробовать ремонт рулевой рейки своими руками.

Второй вариант поможет вам сэкономить не только средства, но и время, ведь на СТО зачастую бывают очереди, а оставаться даже на небольшой срок без машины не хочется никому.

Итак, рассмотрим последовательности несложного самостоятельного ремонта рейки на примере популярных отечественных авто ВАЗ 2109 и ВАЗ 2110.

Ремонт рулевой рейки своими руками

Нужно отметить, что вышеперечисленные симптомы вовсе не означают дорогостоящий ремонт с заменой узлов рулевого управления, зачастую всё обходится профилактической заменой расходных деталей.

Но, к сожалению, чтобы точно определить проблему, придётся покопаться и провести демонтаж рейки. Ремонт рулевой рейки ваз 2109 своими руками будет выглядеть таким образом:

  • поднять переднюю часть авто при помощи домкратов, установить противооткаты и предусмотреть другие меры безопасности;
  • освободить доступ к рейке;
  • поставить колёса прямо и открутить болт шлицевого соединения, который находится возле педалей;
  • открутить гайки рулевых тяг;
  • узел готов к отсоединению, хотя можно ещё попробовать сразу снять тяги.

Для устранения неисправности в первую очередь нужно обзавестись специальным ремкомплектом, который продаётся в автомагазинах.

Он может полный, включая шестерню и рейку, или неполный, содержащий игольчатый подшипник, опорную втулку, уплотнительные резинки, стопорные кольца, кожух пыльника, стяжки и прочую мелочовку.

Далее рулевую рейку надо разобрать и заменить износившиеся элементы на новые из купленного набора. Порядок действий выглядит примерно так:

  • снимаем пыльник, торцевые колпачки и упоры;
  • восьмигранником откручиваем резьбовые пробки и извлекаем пружины, упорные втулки и кольца – всё это внимательно осматриваем и если нужно меняем;
  • не лишним будет проверить подшипник и при малейшем подозрении на люфт, заменить его;
  • осматриваем приводную шестерню;
  • наконец, достаём саму рейку, и тут важно не забыть поменять втулки опорного вала и резинки – всё это есть в ремкомплекте;
  • самый сложный пациент – игольчатый подшипник. Для него нужен специальный ключ или, в крайнем случае, дрель со сверлом на 1,5 мм, которым мы ослабляем торец подшипника и затем выбиваем его;
  • после того как поменяли всё что можно, смазываем детали рейки и собираем всё как было.

Ремонт рулевой рейки ваз 2110 своими руками схож, но есть нюансы. Некоторые версии «десяток» оснащены новыми узлами, разбирать которые полностью для замены втулки нет необходимости.

Достаточно снять гофру, открутить гайку под ней и рейка распадётся на две части – в одной из них будет удобный доступ к втулке.

Не так это все сложно, чтобы провести ремонт рулевой рейки своими руками. Был рад помочь с ремонтом вашего четырёхколёсного друга!

auto-ru.ru

Рейка рульова стукає: причини і шляхи їх усунення. Ремонт рульових рейок

Від справності кермового управління залежить нетільки маневреність автомобіля, але і ваша безпека. У деяких ситуаціях втрата контролю над рухається на швидкості машиною може привести до непоправних наслідків. Виявивши найменші зміни в поведінці авто або сторонні звуки, які виходять від елементів системи управління, слід негайно припинити рух і вжити заходів щодо виявлення та усунення несправностей. У цій статті ми поговоримо про причини, за якими виникає стукіт в рульовій рейці при повороті керма, і можливі наслідки цього явища на прикладі автомобіля ВАЗ-2109. Також ми спробуємо розібратися з тим, як діагностувати несправність рейкового механізму і самостійно її усунути.

Різновиди систем управління

Конструкція рульового управління сучасних автомобілів може бути двох типів:

Першою обладнуються майже всі моделі класичнихВАЗів. Черв'ячної вона називається тому, що основним елементом механізму тут є так званий черв'як, який є свого роду продовженням валу керма. Він знаходиться в постійному зачепленні з роликом, закріпленому на валу сошки, яка, власне, і передає зусилля на кермові тяги. Така конструкція дозволяє вивертати колеса на великий кут і чудово глушить удари і вібрацію, що надходять від коліс.

Рейковими керманичами механізмами оснащуютьпередньопривідні ВАЗи сімейства «Самара» і «Лада». Їх механізм має іншу конструкцію. Тут все трохи простіше. Кінець рульового вала оснащений шестернею, яка, притискаючись до спеціальної рейці, яка має зуби на верхній стороні, змушує її рухатися в горизонтальному напрямку. Ця конструкція відрізняється простотою, компактністю і високою надійністю.

Детальніше про рейковому механізмі

На перший погляд пристрій рейкового механізмуможе здатися досить складним. Якщо брати до уваги тільки основні його деталі, не рахуючи рульового колеса і колонки, то їх вийде більше двадцяти. Сама рейка має вигляд сточенного до половини валу.

На верхній її частині є поздовжні зуби,зачіпляються з приводний шестернею. Рейка укладена в алюмінієвий картер, заповнений спеціальним мастилом. Її центральна частина має отвори для кріплення внутрішніх наконечників рульових тяг. У цьому місці картер має пропив, що закривається гумовим пилюжником. Усередині рейка утримується в певному положенні завдяки опорної втулки, що виготовляється зазвичай із фторопласта. Для регулювання її рухливості служить спеціальний упор.

Як бачите, насправді, нічого складного в рейковому механізмі немає. Якщо розуміти, для чого служать і як працюють всі елементи, можна без особливих проблем самостійно його обслуговувати і ремонтувати.

Стук в рульовій рейці

Стічна рульова рейка ВАЗів в середньому«Виходжує» до 100 тис. Км пробігу. Природно, в нормальному режимі експлуатації. У деяких випадках вона може вийти з ладу набагато раніше. Головною ознакою несправності рульової рейки є стук. Він з'являється або при різкому повороті керма, або при сильному його вивертанні, або ж при наїзді на купину. Стук в рейці може виникати внаслідок:

  • ослаблення затяжки наполегливої ​​гайки;
  • ослаблення болтів кріплення рульових тяг;
  • природного зносу рейки або приводний шестерні;
  • несправності опорної втулки;
  • зносу деталей механізму, викликаного розривом пильовика.

Далі ми розглянемо кожну з причин більш детально, але спочатку розберемося, як же правильно і точно діагностувати поломку.

діагностика несправності

Отже, якщо ви помітили, що рейка рульова стукає,необхідно визначити, звідки саме йде цей стукіт, і відкинути варіанти несправності елементів ходової частини автомобіля. Почнемо з загальних моментів. Встановіть автомобіль на рівній поверхні. Вийдіть з салону, відкрийте капот. Почніть обертати рульове колесо вправо-вліво, викручуючи його до упору. Якщо під час цього процесу рейка рульова стукає, видаючи характерний звук при різкому повороті керма, можете бути впевнені, це точно вона, а не амортизатори і не ШРУСи. Для більшої переконливості попросіть помічника покрутити колесо управління, а самі покладіть долоню зверху на її картер. Коли колеса будуть вивертатися, ви обов'язково відчуєте рукою вібрацію під час цього самого стукоту. Ці ознаки характерні для зносу самої рейки, приводної шестерні або ж несправність опорної втулки. Подібні симптоми можуть проявлятися і при слабкій затягуванні гайки упору.

Якщо при вивертанні коліс стукіт не проявляється, посмикайте кермові тяги, взявшись за них руками. При має місце проблеми ви обов'язково знайдете відповідний люфт.

Ослаблення затягування наполегливої ​​гайки

Нерідко рейка рульова стукає по причиніослаблення гайки упору, що служить для регулювання її переміщення всередині картера. Чим більше вона затягнута, тим тугіше буде обертатися кермо, і навпаки. Іншими словами, гайка, відпущена довше, ніж передбачалося, провокує виникнення люфту між рейкою і упором. Саме він і є причиною стуку.

Перевірити, що рейка рульова стукає саме поЧерез це, нескладно, але для цього знадобиться спеціальний восьмигранний ключ на 17. Купити його можна в будь-якому автомагазині. Тепер потрібно знайти місце розташування гайки. А розташована вона на нижній частині картера рейки в районі вакуумного підсилювача гальм. Зазвичай вона захищена пластиковим або гумовим ковпачком, який потрібно буде зняти. Коли це буде зроблено, спробуйте ключем підтягти гайку, обертаючи її проти годинникової стрілки. Нормальною вважається затягування, коли гайка загорнута до упору, а потім відпущена на 24 градуси. При цьому забезпечується зазор між нею і упором, рівний 12 мм.

Ослаблення болтів рульової тяги

Кожна рульова тяга кріпиться до рейки за допомогоюодного болта. Вони знаходяться на передній її частині, приблизно по центру. Щоб підтягнути ці болти, буде потрібно ключ (головка) на 22, а також велика шліцьова викрутка. За допомогою останньої вам потрібно буде відігнути бортики пластини, що стопорить головки. Просто підтягніть кожен з болтів до упору, перевіряючи рукою наявність люфту між тягами і рейкою.

розбираємо рейку

Тепер переходимо до несправностей, що неможуть бути виявлені без демонтажу рульового механізму. Якщо ви усунули люфт між тягами і рейкою, а також між нею та упором, а стукіт при цьому не зник, значить, доведеться демонтувати всі пристрій.

Ремонт рульових рейок ВАЗ не є складнимпроцесом. Один раз розберете її самі, і відразу зрозумієте принцип її дії. Для початку видаліть гумову опору, що знаходиться на правій стороні картера, і зніміть гумовий пильовик. З лівого боку потрібно також зняти захисний ковпачок і опору. Восьмигранним ключем відкрутіть наполегливу гайку і вибийте упор.

Викруткою подденьте гумовий пильовик приводної шестерні і зніміть його. Викриття гайку фіксації підшипника ключем на «24». Вийміть шестерню з картера. Після цього можна витягувати і саму рейку.

знос

Зверніть увагу на стан приводної шестерні. Її зуби не повинні мати слідів механічного пошкодження.

Якщо вони присутні, її потрібно змінювати. Те ж саме стосується і зубів рейки. Прикладіть до неї шестерню і поспостерігайте, як вони входять в зачеплення. Якщо знос наявності, механізм краще замінити. Ремонт рульових рейок, що має на увазі їх відновлення, можливий, але навряд чи виправданий. Якщо навіть і вдасться щось зробити, то ненадовго. Через час несправність обов'язково себе проявить.

Якщо механізм зносився, вихід один - нова рульова рейка. Ціна запчастини в зборі становить близько 3500 рублів. Погодьтеся, це не так і дорого, якщо мова йде про безпеку.

опорна втулка

З рейкою і шестернею все в порядку? Йдемо далі. Витягуємо з картера фторопластову втулку. Саме через неї найчастіше стукає рульова рейка ВАЗ-2109, вірніше, через її зносу. Якщо вона стерта або деформована, негайно її міняємо, благо коштує вона копійки. Але найкраще купувати не її одну, а ремонтний комплект, куди крім неї входять упор з гайкою і пружиною, а також набір сальників і прокладок. Замінивши втулку і всі ці дрібні елементи, ви отримаєте цілком робочу рульову рейку.

Розрив пильовика і знос механізму

Гумовий пильовик на картері служить для захистувсього рульового механізму від потрапляння бруду, пилу і вологи. Крім того, він запобігає витікання з картера мастила. Вам, напевно, доводилося чути фразу «тече рульова рейка». Так ось, це мастило випливає через порваний пильовик. Його пошкодження неминуче призведе до передчасного виходу механізму управління з ладу. Крім того що він залишиться без змащення, так ще і волога з пилом серйозно прискорять процес зносу. Виявивши, що в вашому авто тече рульова рейка, негайно вирушайте в магазин за новим пилюжником. І не забудьте купити мастило.

uk.trendexmexico.com

Ремонт рулевой рейки на специализированном автосервисе │Киев

Бесплатная диагностика

* Диагностика бесплатна, при условии осуществления ремонта у нас

Срок ремонта от 2 часов до 1 дня

Свой склад запчастей для ремонта

Гарантия 6 мес или 20 тыс. пробега

Рулевая рейка - механический узел, который поворачивает колеса автомобиля через рулевые тяги. Для усиления узла применяется гидравлика.

Ремонт реек - ответственный процесс, требующий точной диагностики на специальном оборудовании. Это позволит точно определить причину поломки, осуществляя ремонт гидроусилителя, и способ ее решения. Возможные неисправности:

  • механические повреждения или коррозия рейки;
  • неправильный угол прилегания зубьев вала-”червяка” и штока;
  • разрушение зубьев штока;
  • неисправность гидравлики (в рейках с ГУР).

Чтобы поменять изношенные сальники, втулки или подшипники, необходима разборка рулевой рейки.

Частая причина неисправностей - разорванный пыльник, который не защищает шток от влаги и грязи. Чем больше механизм функционирует с порванным пыльником, тем меньше вероятность отремонтировать рулевую рейку, т.к. ржавчина быстро приводит узел в непригодность.

Масштаб неисправностей может быть различный:

  • масштабные. Решение - заменить весь агрегат;
  • локальные. Решение - отремонтировать или заменить отдельную деталь;
  • незначительные. Решение - замена ремкомплекта рулевой рейки.

Комплект включает:

  • сальники;
  • тефлоновые кольца;
  • резиновые кольца;
  • опорные втулки.

Ремонтировать рулевую рейку или лучше её заменить?

С помощью специальных диагностических стендов специалисты Master Service проверяют состояние реек и систему гидроусилителя руля. Чтобы обнаружить неисправность агрегата без ГУР, необходимо перебрать рулевую рейку.

Если части узла сильно износились, нужно менять или восстанавливать несколько дорогостоящих деталей, замена рейки может быть равнозначным или более дешевым по цене решением.

Ситуации, когда лучшее решение - это замена рулевой рейки:

  • реечный вал и зубья на нем изношены;
  • шток сильно поврежден коррозией;
  • когда стоимость ремонта выше или приблизительно равна цене на новую рейку.

Сколько стоит ремонт рулевой рейки с гидроусилителем или других модификаций? По-разному, ведь на цену влияет модель и состояние агрегата, объем предстоящей работы и стоимость расходников - ремкомплекта и замененных деталей. Например, недорого будет заменить расходники или очистить корпус рейки от коррозии. Чтобы заменить шток или рулевые валы, придется выложить сумму побольше.

steering.com.ua


Смотрите также