Система охлаждения 1118


Устройство системы охлаждения двигателя Калины

Система охлаждения двигателя (СОД) является одной из главных систем автомобиля. Из печки дует холодный воздух или двигатель на ЛАДА Калина перегревается ? Тогда начинать осмотр следует именной с этой системы. В этой статье Вы найдете всю информацию по работе системы охлаждения Lada Kalina.
Система охлаждения двигателя ЛАДА Калина жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора с электровентилятором, термостата, насоса, расширительного бачка и соединительных шлангов.

Конструкция системы охлаждения ЛАДА Калина

Система охлаждения: 1 — расширительный бачок; 2 — отводящий шланг радиатора; 3 — наливной шланг; 4 — радиатор; 5 — паро-отводящий шланг; б — подводящий шланг радиатора; 7 — электровентилятор; 8 — кожух электровентилятора; 9 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дроссельный узел; 12 — кронштейн трубы насоса охлаждающей жидкости; 13 — насос охлаждающей жидкости; 14 — труба насоса охлаждающей жидкости; 15 — подводящий шланг радиатора отопителя; 16 — отводящий шланг радиатора отопителя; 17 — выпускной патрубок; 18 — шланг трубы насоса охлаждающей жидкости; 19 — корпус термостата
Расширительный бачок. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Для этого на стенке бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN». В верхней части бачка имеется патрубок для соединения с пароотво-дящим шлангом радиатора, в нижней части — патрубок для соединения с наливным шлангом.  
Крышка расширительного бачка с клапанами. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери}. Он начинает открываться при давлении не менее 1,1 бар. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 бар (на остывающем двигателе).
Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике. Пластичная смазка в подшипнике заложена на весь срок службы. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, за которым находится сальник. В корпусе насоса имеется контрольное отверстие для определения течи жидкости при выходе насоса из строя. Насос рекомендуется заменять в сборе. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.  
 Система охлаждения состоит из двух так называемых кругов циркуляции: 
  1. Движение жидкости через рубашку охлаждения и радиатор образует большой круг циркуляции.
  2. Движение жидкости по рубашке охлаждения двигателя, минуя радиатор, — малый круг циркуляции.
В систему охлаждения также включен радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Жидкость через них циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата.
Термостат. Он имеет твердый термочувствительный элемент и два клапана, которые перераспределяют потоки охлаждающей жидкости. На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает поток жидкости от радиатора и жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя радиатор. При температуре (85±2) °С клапаны термостата начинают перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор и перекрывая байпасный канал. При температуре около (100±2) °С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается. Почти вся жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор двигателя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов. В выпускном патрубке, рядом с корпусом термостата, установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера.
Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок, проходящих сквозь охлаждающие пластины. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводя-щего шланга. На радиаторе установлен кожух с электовентилятором. В нижней части правого бачка находится сливная пробка. 

Вентилятор поддерживает тепловой режим работы двигателя, включается через реле по сигналу контроллера.

Система охлаждения: 1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к дроссельному узлу; 9 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 10 шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 11 — радиатор двигателя; 12 пробка сливного отверстия радиатора; 13 электровентилятор радиатора; 14 насос охлаждающей жидкости; 15 подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 16 шланг отвода охлаждающей жидкости из дроссельного узла
Температура начала открытия основного клапана термостата,°С 85-89
Температура полного открытия основного клапана термостата,°С 102
Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар) 110-150 (1,1-1,5)
Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар) 3-13 (0,1)
Температура охлаждающей жидкости в прогретом двигателе при температуре окружающего воздуха 20—30 °С и движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч, не более, °С 95
Сопротивление добавочного резистора, Ом 0,23
Объем жидкости в системе охлаждения двигателя, л 7,8
Охлаждающая жидкость (смешивание жидкостей разных марок не допускается) ОЖК-КХТ; ОЖ-40-ХТ; ОЖ-65-ХТ; ОЖ-К Тосол; ОЖ-40 Тосол; ОЖ-65 Тосол; ОЖ-40; ОЖ-65; ОЖК-КСК; ОЖ-40СК; ОЖ-65СК; Лада-А40; ОЖ-К Тосол-ТС; ОЖ-40 Тосол-ТС; ОЖ-65 Тосол-ТС; Антифриз G-48; AGIP Antifreeze Extra; GlysantinG03; GlysantinG913

Ключевые слова:

Похожие материалы

xn----8sbabr6ahc3e.xn--p1ai

Схема системы охлаждения двигателя Лада Калина: фото, видео

Система охлаждения Лады Калины – это один из основных элементов конструкции автомобиля. Его структура и схема довольна типичная для всех автомобилей, а также почти ничем не отличается. Основное предназначение данной конструкции обеспечивать своевременное охлаждение основного силового агрегата и не давать ему перегреваться.

Видео об основных принципах работы системы охлаждения на современном двигателе:

Видео материалы по системе охлаждения Лады Калины, устройства и неисправностях.

Схема системы охлаждения и принцип работы

Схема системы охлаждения двигателя

Итак, многие автовладельцы знакомы с основными частями системы охлаждения двигателя. Но, все-таки стоит более детально разобрать, что входит в эту не сложную конструкцию, которая не дает силовому агрегату нагреваться:

  1. Радиатор охлаждения. Служит для того, чтобы при помощи встречного потока ветра охлаждать нагретую жидкость, которая попала в него через большой или малый круг.

    Общий вид радиатора охлаждения

  2. Вентилятор охлаждения радиатора. Электрическое устройство, которое дополнительно с потоком встречного воздуха помогает охлаждать жидкость. В зимнее время, он включается довольно редко, а вот в летние – часто, из-за того, что воздух имеет высокую температуру и не может достаточно обеспечить охлаждение.

    Вентилятор охлаждения установленный на радиатор

  3. Расширительный бачок. Как известно, при нагреве жидкость имеет свойство расширяться, таким образом, жидкости необходимо, куда-то деваться. Именно в расширительный бачок она и уходит при нагреве, а при полном охлаждении возвращается в систему.

    Расширительный бачок системы охлаждения двигателя

  4. Датчик температуры охлаждения. Служит как сигнализатор для ЭБУ при граничном повышении в системе температуры, а также показывает рабочую температуру системы, которую можно увидеть на приборной панели. В случае перегрева двигателя подаст сигнал, на панели приборов загорится сигнализатор, данные запишутся в память ЭБУ соответствующим кодом ошибки.

    Датчик системы охлаждения двигателя

  5. Водяной насос или помпа. В основе лежит крыльчатка, которая приводится в действие при помощи шкива. Считается принудительным узлом, что циркулирует жидкость по системе охлаждения.

    Водяной насос

  6. Термостат. Эта деталь перераспределяет потоки охлаждающей жидкости по системе по малому или большому кругу. Так, для прогрева силового агрегата термостат открывается на малый круг, а вот если двигатель начинает нагреваться и температура переваливает за 85 градусов Цельсия, то идет открытие на большой.

    Термостат системы охлаждения

  7. Радиатор отопителя. Этот узел также принимает участие в работе системы охлаждения двигателя. Он обеспечивает подогрев салона автомобиля, а также служит неким охладителем для основной системы, хотя его использование ограничивается холодным временем года.

    Радиатор отопителя

  8. Патрубки системы охлаждения. По трубопроводам проходит жидкости от одного узла к другому.

    Патрубки системы охлаждения

Конечно, в самом блоке цилиндров и головке, также имеются каналы, которые служат охладителем, где жидкость нагревается. Рассмотрим, основные этапы рециркуляции ОЖ по системе: с радиатора, через магистраль, жидкость попадает в термостат, который в зависимости от температуры пускает жидкость по малому или большому кругу. Далее, жидкость проходит через силовой агрегат, где выходит на помпу, которая проталкивает ее в радиатор.

Основные неисправности и пути решения

К основным неисправностям, связанным с системой охлаждения можно отнести две детали, которые чаще других выходят из строя: термостат и водяной насос (проверка его работы).

У первого характерно заклинивание на малый круг, что приводит к частому включению вентилятора и возможно перегреву двигателя. Во второго – износ шкива, а также вала, которые при выработке, начинают пропускать жидкость наружу.

Таким образом, потеки с помпы могут свидетельствовать тому, что она «на грани» и её необходимо немедленно заменить. Признаком выхода из строя термостата становится частый перегрев и включение вентилятора. При проявлении таких факторов необходимо заменить деталь. Если вентилятор, наоборот, не включается, то поломка либо в реле, либо сгорел предохранитель.

Последствия несвоевременной замены элементов СОД

Последствиями несвоевременной замены узлов системы охлаждения на автомобиле может стать:

  • Перегрев головки блока цилиндров, что приведет к пробою прокладки, а также, что более плачевно, деформации и изгибу ГБЦ. Такие последствия приведут к шлифовке внутренней поверхности, а также капитальному ремонту узла.
  • В худшем случае, охлаждающая жидкость попадет в цилиндры двигателя и он просто застучит. При этом владелец может отделаться капитальным ремонтом или же заменой основного силового агрегата.

    Замер прогиба головки блока после закипания двигателя

Это основные последствия, которых стоит опасаться, поэтому диагностику и ремонт системы охлаждения необходимо проводить каждые 20 000 км пробега.

Тюнинг

Многие автолюбители, чтобы улучшить характеристики системы охлаждения устанавливают на Калину спортивные комплекты. Так, их можно заказать в магазинах или приобрести на авторынках. Какие же отличие они имеют от стандартной системы СОД:

  • Устанавливается дополнительная помпа с электрическим приводом.
  • Спортивный термостат сделан с металлокерамики, поэтому срок эксплуатации, намного дольше стандартного.
  • Спортивные магистрали системы охлаждения сделаны со специального материала, которые также позволяет получить дополнительное охлаждение.

Базовая стоимость спортивного комплекта охлаждения на Калину составляет около 20 000 рублей.

Выводы

Схема и устройство системы охлаждения Лады Калины мало чем отличается от ее сородичей с остального семейства ВАЗ. Этот узел довольно простой в обслуживании и ремонте, что позволяет многим автомобилистам проводить ремонтные операции своими руками.

carfrance.ru

Боремся с перегревом и холодной печкой на Калине

Система охлаждения ВАЗ-1118 «Калина» эффективна, но стабильной работе мешают врождённые недостатки. То не греет печка в мороз, то мотор закипает, то появляются потеки тосола. Сегодня говорим о том, как стабилизировать температурный режим и развоздушить систему охлаждения Калины. Пойдём от простых действий в сторону изменения распределения потоков охлаждающей жидкости.

Появление газообразных включений в жидкостной СОД ухудшает отвод тепла от нагретых элементов двигателя и теплопередачу чрез отопитель.   

Признаки появления воздуха в системе:
  • не греет печка на малых оборотах, при повышении до 3-4 тыс. идёт тёплый воздух;

  • перегревается мотор при нормальных значениях указателя температуры;

  • на ощупь в патрубках ощущается пустота.  

Причины возникновения воздушной пробки:

  • неплотность соединений трубопроводов;

  • нарушение герметичности радиаторов (отопителя и основного);

  • выход из строя уплотнения водяного насоса (помпы);

  • неквалифицированная замена антифриза.

Но самым простым и распространенным недугом является залегание (в зимнее время — обмерзание во время ночной стоянки) клапанного механизма крышки расширительного бачка. Проблема с компенсационным (всасывающим) клапаном вызывает завоздушивание; неисправность клапана сброса избыточного давления приводит к разерметизации радиаторов. Поэтому держите наготове исправную крышку, и начинайте диагностику именно с неё.

Как развоздушить систему охлаждения Калины

На машинах с механическим приводом дроссельной заслонки достаточно на прогретом моторе ослабить хомут на штуцере подогрева дроссельного узла. На агрегатах с электронным газом нужно открутить заливную пробку и снять с термостата верхний тонкий шланг (для доступа демонтируем корпус воздушного фильтра). Подождать, пока покажется антифриз, и вернуть трубку обратно. Прогреть авто до температуры открытия термостата, с осторожностью повторить процедуру 1-3 раза.

Для снижения вероятности завоздушивания СОД вследствие заклинивания компенсационного клапана крышки расширительного бачка в качестве временной меры читатели предлагали удалить из неё клапан. Рекомендовать такой способ мы не можем, потому что увеличивается риск закипания и перегрева двигателя.Но если решили пойти по этому пути, чтобы не допустить выкипания антифриза при атмосферном давлении, снижаем температуру включения вентилятора до 98 градусов программно, или врезаем в подводящий патрубок радиатора адаптер под датчик ТМ-108 от «девятки».

Более правильный вариант апгрейда неоднократно опробован, и показал свою работоспособность на машинах с тросовым приводом дросселя.  Ставим заглушку в патрубок, соединяющий большой круг охлаждения с расширительным бачком;
  1. Освободившийся штуцер соединяем с нижним шлангом отопителя через тройник от 2110;
  2. Заглушаем тонкий отводящий шланг (дальний, если смотреть спереди авто) обогрева дросселя.
  3. Свободный штуцер стыкуем через трубку соответствующего диаметра с расширительной ёмкостью. Для этого врезаем в верхнюю плоскость дополнительный сосок, либо подключаемся через тройник к тонкому вводу.Таким образом, мы переносим пароотвод в малый круг, при этом забираем жидкость с пузырьками воздуха в верхней точке системы.
Таким образом, мы переносим пароотвод в малый круг, при этом забираем жидкость с пузырьками воздуха в верхней точке системы. На авто с электронной педалью (е-газ) поступаем аналогично.
  1. Тонкий штуцер термостата соединяем с верхней частью расширительного бачка (через тройник или дополнительный штуцер). Штатную тонкую трубку от термостата глушим.
  2. Отключаем и глушим нижний шланг расш. бачка, на освободившееся место подключаем самодельную магистраль от тройника, врезанного в «обратку» отопителя.

Проблема удаления воздуха решена раз и навсегда.

Пожелаем читателям тепла в салоне и стабильной температуры двигателя!

topdetal.ru

Особенности конструкции системы охлаждения двигателя Лада Калина | Раздел 4. Двигатель автомобиля Лада Калина / Lada Kalina (ВАЗ 1118)

Система охлаждения двигателя на автомобиле Лада Калина ВАЗ 1118 жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком. Систему охлаждения заполняют охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом, тосолом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.

Водяной насос 10 (рис. 4.8) центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения, установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода распределительного вала. В водяном насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Водяной насос ремонту не подлежит, при отказе (течь охлаждающей жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат 5 с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя на автомобиле Лада Калина. Термостат имеет основной и дополнительный (перепускной) клапаны. При температуре охлаждающей жидкости до (85±2) °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя на автомобиле Лада Калина. При температуре (85+2) °С термостат начинает открываться, а при 102 °C отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. Электровентилятор охлаждения двигателя 9 (рис. 4.9) с пластмассовой шестилопастной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора. Для повышения эффективности работы электровентилятор охлаждения двигателя установлен в кожухе 7 и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору 3 в четырех точках. Управляет электровентилятором охлаждения блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика 6 (см. рис. 4.8), расположенного в гнезде термостата 5.

Радиатор 3 (см. рис. 4.9) трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. В нижней части правого бачка находится сливная пробка 5. В бачках радиатора выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов

к водяной рубашке двигателя и патрубок шланга, соединяющий радиатор с расширительным бачком. Расширительный бачок 12 служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На стенках расширительного бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 1 с двумя клапанами внутри нее (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении 110 кПа (1,1 кгс/см.кв.), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости объем охлаждающей жидкости уменьшается и в системе охлаждения двигателя создается разрежение. Впускной клапан в пробке расширительного бачка открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см.кв.) и впускной клапан в пробке пропускает воздух в расширительный бачок.

В систему охлаждения двигателя с помощью шлангов включен радиатор отопителя салона.

car-exotic.com


Смотрите также