Система охлаждения двигателя зил 130


Принцип работы системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130

В процессе пуска и прогрева двигателя ЗИЛ-130 (пока температура жидкости в системе охлаждения менее 75 градусов Цельсия) жидкость в системе охлаждения циркулирует, минуя радиатор, ввиду того, что закрыт клапан термостата. Подвод охлаждающей жидкости к насосу осуществляется по перепускному шлангу (10) [рис. 1] из рубашки впускного трубопровода, компрессора и радиатора (18) отопителя (при открытом кране (15)).

Рис. 1. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130.

1) – Радиатор;

2) – Жалюзи;

3) – Вентилятор;

4) – Водяной насос;

5) – Верхний бачок радиатора;

6) – Пробка радиатора;

7) – Отводящий шланг;

8) – Компрессор;

9) – Подводящий шланг;

10) – Перепускной шланг;

11) – Термостат;

12) – Патрубок;

13) – Фланец для установки карбюратора;

14) – Впускной трубопровод;

15) – Кран отопителя;

16) – Подводящая трубка;

17) – Отводящая трубка;

18) – Радиатор отопителя;

19) – Датчик указателя температуры жидкости;

20) – Дозирующая вставка;

21) – Водяная рубашка головки блока;

22) – Водяная рубашка блока цилиндров;

23) – Сливной кран рубашки блока цилиндров;

24) – Рукоятка привода сливного крана;

25) – Сливной кран патрубка радиатора;

26) – Подводящий патрубок;

27) – Нижний бачок радиатора.

Нагнетаемая водяным насосом жидкость через расположенные в передней стенке блока отверстия поступает в рубашку охлаждения левого и правого рядов цилиндров, двигаясь от передней части двигателя к задней, а также через отверстия в прокладке – в рубашку охлаждения головок блоков. В первую очередь большое количество охлаждающей жидкости подводится к наиболее нагретым местам и деталям двигателя: патрубки выпускных клапанов и гнёзда искровых свечей зажигания.

В головках блока двигателя ЗИЛ-130 охлаждающая жидкость движется через отверстия, просверленные в привалочных плоскостях блока и головок и дозирующих вставок (20), которые установлены в задних каналах впускного трубопровода. Расположенные во вставке отверстия ограничивают количество охлаждающей жидкости, которая поступает в рубашку впускного трубопровода.

В систему охлаждения двигателя ЗИЛ-130 охлаждающая жидкость заливается через горловину верхнего бачка радиатора, закрываемую пробкой (6). Слив жидкости выполняется через пару кранов (23), которые ввёрнуты с обеих сторон блока цилиндров, а также через кран (25) в подводящем патрубке водяного насоса.

17*

xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai

УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ЗИЛ-130

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
   

Перейти к загрузке файла

Система охлаждения предназначена для принудительного отвода от деталей лишней теплоты и передачи её окружающему воздуху. В результате этого создается определённый температурный режим, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается, т.е. рабочий цикл протекает нормально.

Рис. 1. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130:

1 - пластинчато-створчатые жалюзи; 2 - трубчато-ленточный радиатор с тремя рядами трубок; 3 - пробка радиатора; 4 - компрессор; 5 - шланг слива охлаждающей жидкости с головки компрессора; 6 - шланг провода охлаждающей жидкости в головку компрессора; 7 - водяной насос; 8 - термостат; 9 - рубашка подогрева впускного трубопровода; 10 - запорный кран системы отопления; 11 - трубка подачи горячей жидкости в отопитель кабины; 12 - трубка слива жидкости из отопителя; 13 - отопитель кабины; 14 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе; 15 - рубашка охлаждения головки цилиндров; 16 - рубашка охлаждения блока цилиндров; 17 - кран рубашки охлаждения блока цилиндров; 18 - кран для слива воды с радиатора; 19 - тяга для открытия крана; 20 - шестилопастный вентилятор; 21 - резиновые подушки подвески радиатора; 22 - рамка подвески радиатора; 23 - масляный радиатор.

На двигателе ЗИЛ-130 принята жидкостная система охлаждения закрытого типа принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от водяного насоса. Наивыгоднейший тепловой режим работы двигателя создаются при температуре охлаждающей жидкости 80-90 градусов и обеспечивается системой охлаждения двигателя (рис.1.). Охлаждающая жидкость в систему охлаждения двигателя заливается через горловину верхнего бака радиатора 2, закрываемый пробкой 3. Полная емкость системы охлаждения двигателя с отопительным и пусковым подогревателем 29 л., а без них 26 л. Выпуск охлаждающей жидкости необходимо обязательно осуществлять через три крана, (рис. 2). Два сливных крана одной рубашки охлаждения установлены на правом и левом рядах блока цилиндров и один сливной кран 10 радиатора установлен на отводящих патрубке радиатора. Привод к каналам дистанционный, его осуществляют специальными тягами.

Рис. 2. Схема циркуляции жидкости в системе охлаждения.

1 - кран рубашки охлаждения блока цилиндров; 2 - рубашка охлаждения блока цилиндров; 3 - шестилопастный вентилятор; 4 - тяга дистанционного управления сливным краном; 5 - рубашка охлаждения головки цилиндров; 6 - термостат; 7 - водяной насос; 8 - пробка радиатора; 9 - трубчато-ленточный радиатор; 10 - кран для слива воды из радиатора

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter < Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
   

vuzlit.ru

Системы охлаждения Зил-130

Система охлаждения предназначена для принудительного отвода от деталей лишней теплоты и передачи её окружающему воздуху. В результате этого создается определённый температурный режим, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается, т.е. рабочий цикл протекает нормально. Оптимальный тепловой режим работы двигателя создается при температуре охлаждающей жидкости 85 - 95 градусов Цельсия и обеспечивается системой охлаждения двигателя (рис 1).

На двигатели ЗИЛ-130 приняты жидкостная система охлаждения закрытого типа, т.е. она не связана непосредственно с атмосферой, в результате чего давление в системе увеличивается и повышается температура кипения охлаждающей жидкости (до 108 - 119°), а также снижается расход жидкости на испарение.

В систему охлаждения входят: рубашки охлаждения блока, головок цилиндров и впускного трубопровода, радиатор, патрубки, шланги, водяной насос, вентилятор, термостат, жалюзи, сливные краники.

Устройство и работа узлов и механизмов системы охлаждения Зил-130

1.2.1 Радиатор

Радиатор состоит из нижнего и верхнего бачков, сердцевины, патрубков, горловины с пробкой и пароотводной трубки.

Радиатор, расположенный на раме впереди двигателя, крепят на резиновых подушках с пружинами. Он охлаждается встречным потоком воздуха, а вентилятор установленный между радиатором и двигателем, усиливает этот поток. Наиболее распространены трубчатые и пластинчатые радиаторы.

У трубчатых сердцевина образована несколькими рядами латунных трубок пропущенных через горизонтальные пластины увеличивающие поверхность охлаждения и предающих радиатору жесткость.

У пластинчатых сердцевина состоит из одного ряда плоских латунных трубок, каждая из которых изготовлена из спаянных между собой по краям гофрированных пластин.

Верхний бачок радиатора (кроме КАМАЗа) имеет заливную горловину и пароотводную трубку. Горловина радиатора герметически закрывается пробкой имеющей два клапана.

vuzlit.ru

Система охлаждения автомобиля ЗИЛ-130 (стр. 1 из 3)

Центр образования Карасунскго Административного округа.

Творческий проект.

По специальности: «автослесарь».

Тема: «Система охлаждения автомобиля Зил-130».

Подготовил: ученик 11 класса «В» сош. №53

Радченко Артем Александрович

Руководитель проекта: Марков Виктор Фёдорович.

Г. Краснодар – 2003г.

Содержание:

Введение.

1.Устройство и принцип действия системы охлаждения Зил-130.

1.1.Назночение системы охлаждения Зил-130.

1.2.Принцып действия системы охлаждения Зил-130.

1.3.Устройство системы охлаждения Зил-130.

1.3.1.Радиатор.

1.3.2.Пробка радиатора.

1.3.3.Жалюзи.

1.3.4.Вентилятор.

1.3.5.Электротепловой указатель температуры.

1.3.6.Водяной насос.

1.3.7.Термостат.

2.Возможные неисправности системы охлаждения Зил-130.

2.1.Перегрев двигателя.

2.2.Переохлаждение двигателя.

2.3.Недостаточное количество охлаждающей жидкости.

2.4.Неплотности в соединениях.

2.5.Пробуксовка ремня радиатора.

2.6.Невключение электрофрикционной магнитной муфты.

2.7.Заедание термостата.

2.8.Заедание жалюзи.

3.Техническое обслуживание системы охлаждения Зил-130.

3.1.Применение Антифриза.

3.2.Ежидневное техническое обслуживание.

3.3.Обслуживание дважды в год.

3.4.ТО-1.

3.5.ТО-2.

3.6.Регулировка ременных передач.

3.7.Промывка системы.

4.Ремонт системы охлаждения автомобиля Зил-130.

4.1.Радиатор трех рядный трубчатый.

4.2.Водяной насос.

Список использованной литературы.

Введение.

Создание конструкции и освоение производства новых грузовых автомобилей семейства ЗИЛ-130, принципиально отличающихся, является серьезной трудовой победой коллективов Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева и многочисленных заводов поставляющих приборы, агрегаты, материалы, заготовки и оборудование для производства автомобилей. Московский автозавод имени И.А. Лихачева первый среди автомобильных заводов страны приступил к массовому выпуску автомобилей с мощными карбюраторами 8-ми цилиндровыми двухрядными двигателями. В связи с большим запасом мощности двигателя высокоэффективное использование автомобилей ЗИЛ-130 и его модификации достигается прежде всего, при использовании с ними прицепов и полуприцепов. Новые возможности получения высоких эксплутационных показателей возникают при использовании длиннобазного автомобиля ЗИЛ - 130 Г. Автомобили ЗИЛ – 130 обладают высокой долговечностью и надежностью. В результате дальнейшего совершенствования конструкции автомобилей, применения новых материалов и новой технологии производства в 1966 году завод должен обеспечить пробег до капитального ремонта 200 тысяч километров. Возможность получения высоких эксплутационных показателей в значительной степени зависит от совершенства знаний конструкции автомобилей работниками эксплуатации, соблюдения или правил технического обслуживания и подготовки технических служб автохозяйств к приёму новых автомобилей. Следует иметь в виду, что высокая эффективность использования, долговечность и надежность в эксплуатации автомобилей, ЗИЛ – 130 гарантированны только при условии применения предусмотренных заводов высококачественных топлив и смазочных материалов.

Автомобиль ЗИЛ – 130 обладает значительно более высокими динамическими качествами Внешняя характеристика двигателя ЗИЛ – 130 составляет 41 кГн. Высокие мощные показатели двигателя ЗИЛ – 130 получены за счёт увеличения степени сжатия. Максимальная скорость, развиваемая полностью груженым автомобилем на горизонтальном, прямом и равном автомобильной дороги с твердым покрытием составляет 80 – 85 км/час.

1.Устройство и принцип действия системы охлаждения Зил-130.

1.1.Назночение системы охлаждения Зил-130.

Система охлаждения предназначена для принудительного отвода от деталей лишней теплоты и передачи её окружающему воздуху.В результате этого создается определённый температурный режим, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается, т.е. рабочий цикл протекает нормально.Наивыгоднейший тепловой режим работы двигателя создается при температуре охлаждающей жидкости 80 –95 градусов Цельсия и обеспечивается системой охлаждения двигателя (рис.1.).

На двигатели ЗИЛ-130 приняты жидкостная система охлаждения закрытого типа, т. е. она не связана непосредственно с атмосферой, в результате чего давление в системе увеличивается и повышается температура кипения охлаждающей жидкости (до 108 – 119°), а также снижается расход жидкости на испарение.

В систему охлаждения входят: рубашки охлаждения блока , головок цилиндров и впускного трубопровода , радиатор , патрубки , шланги , водяной насос , вентилятор , термостат , жалюзи , сливные краники .

1.2. Принцип действия системы охлаждения Зил-130.

Система охлаждения должна быть полностью заполнена охлаждающей жидкостью. Если жидкости не достаёт 5-7 % от ёмкости системы, может прекратиться её циркуляция, что при низких температурах приводит к образованию накипи, а при высоких температурах к перегреву двигателя. Для контроля температурного состояния системы в рубашке охлаждения впускного трубопровода установлен датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Если температура охлаждающей жидкости свыше 115° (у Зил-130) на щетке загорается сигнальная лампа, включаемая датчиком, установленным в верхнем бочке радиатора.

Охлаждающая жидкость из радиатора поступает по нижнему патрубку с распорной пружиной в водяной насос, из которого по двум раструбам и поступает в правую и левую рубашки охлаждения блока цилиндров. Охлаждающая жидкость в рубашке охлаждения двигателя нагревается за счет отбора теплоты от цилиндров. По рубашке охлаждения жидкость поднимается вверх и по каналам, проходящим у выпускных клапанов, поступает в рубашки охлаждения головок цилиндров, из которых горячая жидкость проходит в рубашку впускного трубопровода и нагревает его, обеспечивая лучшие условия смесеобразования. Далее жидкость проходит через клапан термостата и по выпускному патрубку и его шлангу возвращается в радиатор, где она растекается по тонким латунным трубкам и отдаёт им свою теплоту. Охлаждению жидкости способствует интенсивный обдув радиатора и двигателя встречным воздухом, усиленным вентилятором который приводится во вращение вместе с валом водяного насоса от шкива коленчатого вала.

Смотрите дальше.

1.3. Устройство системы охлаждения Зил-130.

1.3.1. Радиатор.

Радиатор состоит из нижнего и верхнего бачков , сердцевины , патрубков , горловины с пробкой и пароотводной трубки .

Радиатор, расположенный на раме впереди двигателя, крепят на резиновых подушках с пружинами. Он охлаждается встречным потоком воздуха, а вентилятор установленный между радиатором и двигателем, усиливает этот поток.

Наиболее распространены трубчатые и пластинчатые радиаторы.

У трубчатых сердцевина образована несколькими рядами латунных трубок пропущенных через горизонтальные пластины увеличивающие поверхность охлаждения и предающих радиатору жесткость.

У пластинчатых сердцевина состоит из одного ряда плоских латунных трубок, каждая из которых изготовлена из спаянных между собой по краям гофрированных пластин.

Верхний бачок радиатора (кроме КАМАЗа) имеет заливную горловину и пароотводную трубку. Горловина радиатора герметически закрывается пробкой имеющей два клапана.

1.3.2. Пробка радиатора.

Пробка радиатора закрывается герметично, что уменьшает потери воды от испарения или расплескивания. Паровой клапан предохраняет систему, и особенно радиатор, от разрыва и выпучивания: он открывается, когда вода закипает и давление в системе достигает 1,25 кгс/см2 (125 кн/м2 ). Воздушный клапан предотвращает смятие радиатора при охлаждения (конденсации паров воды). При разрежении 0,8 кгс/см2 (80 кн/м2 ) он открывается и в радиатор поступает воздух. В герметично закрытую систему охлаждения не нужно часто доливать воду, это уменьшает отложение накипи на стенках рубашки головки и блока цилиндров и теплопередачу стенок не ухудшает. У автомобиля КАМАЗ и Газ-24 в системе охлаждения имеется расширительный бачок, позволяющий охлаждающей жидкости изменить объем при расширении или охлаждении.

1.3.3. Жалюзи.

Жалюзи (металлические створки), установленные перед радиатором, позволяют водителю регулировать поток воздуха, проходящий через радиатор. При прогреве двигателя и движении в холодное время жалюзи прикрывают, чтобы обеспечить наиболее выгодную температуру охлаждающей жидкости.

1.3.4. Вентилятор.

Вентилятор усиливает поток воздуха через сердцевину радиатора. Ступицу вентилятора крепят на валу водяного насоса, они вместе приводятся во вращение от шкива колен вала одним или двумя трапециевидными ремнями. Вентилятор заключен в установленный на рамке радиатора кожух, что способствует увеличению скорости потока воздуха проходящего через радиатор.

1.3.5. Электротепловой указатель температуры.

Температуру воды в системе охлаждения контролируют по электротепловому термометру. Он состоит из датчика, установленного в головке блока цилиндров и указателя, расположенного на щитке приборов.

mirznanii.com


Смотрите также