Состав газового бензина


ПОИСК

дебутанизаторе — колонне, работающей под давлением, обеспечивающем отделение бутана. [c.14]

    Состав сырого, стабилизированного и дебутанизированного газовых бензинов [c.15]

    Адсорбционная способность цеолитов по непредельным углеводородам выше, чем по предельным. Это свойство цеолитов имеет большое практическое значение по очистке сланцевого газа от непредельных углеводородов, входящих в состав газового бензина. [c.215]

    Показатели работы установки фракционирования сырого газового бензина на индивидуальные компоненты (состав в % мол.) [c.26]

    Газовый бензин, обычно используемый в качестве добавки к прямогонному или другим бензинам, еще содержит сравнительно большое количество бутана. В табл. 11 приводится состав некоторых газовых бензинов. [c.27]

    Состав газового бензина с высоким содержанием компонентов Сл—С.., приводится ниже. [c.28]

    Верхние и нижние пробы газа подвергали анализам по методике, принятой на сланцеперерабатывающем комбинате им. В. И. Ленина. При этом определяли следующие показатели элементарный состав газа (содержание O2 + h3S, С Нт, О2, Н2, N2, СО, СН4), теплоту сгорания, плотность, содержание h3S (в г/100 м ), содержание воды w (в г/м ), содержание газового бензина (в г/мЗ). [c.217]

    Данные о влиянии добавления бутана, газового бензина и изопентана на фракционный состав бензинов представлены в табл. 57. [c.189]

    Глубина превращения сырья и состав газов пиролиза зависят от температуры и отношения водяной пар углеводороды. При работе на газовых бензинах исходное сырье обычно подогревают до температуры 600—680° и водяной пар до 650°. Продукты пиролиза после первой ступени охлаждаются до 200—250°. [c.52]

    В состав комбинированной установки входят колонны для разделения газового бензина на фракции, установка платформинга фракции С и выше, установка изомеризации пентановой [c.164]

    И, наконец, к третьей группе компонентов следует причислить довольно широкие фракции низкокипящих углеводородов. Из этой группы широко используются различные газовые бензины, пентан-амиленовые фракции и т. п. Состав и свойства компонентов группы крайне непостоянны и в бензинах различных заводов изменяются в довольно широких пределах. [c.184]

    Состав газов и газового бензина [c.128]

    Изучение склонности автомобильных бензинов к потерям от испарения в настоящее время приобретает особенно актуальное значение в связи с тем, что нефтеперерабатывающая промышленность стала вырабатывать зимний вид бензинов сдавлением насыщенных паров до 700 мм рт. ст. Для приготовления зимних и арктических бензинов могут быть использованы различные низкокипящие компоненты — бутан, газовый бензин, изопентан и т. д. Количество и качество низкокипящих компонентов, вовлеченных в состав бензина, также отражаются на склонности товарных бензинов к потерям от испарения. [c.334]

    Жидкие углеводородные фракции, начиная от газового бензина до газойлей, имеют различный фракционный и химический состав в зависимости от состава исходной нефти или природного газа, способов и режимов их переработки. [c.92]

    Газовые бензины состоят, как правило, из углеводородов С4—С, (основную часть их составляют парафины Сб—С ), прямогонные бензины — из углеводородов, выкипающих в пределах от 30— 40 до 175—180 °С. Плотность широкой фракции прямогонного бензина обычно находится в пределах 690—720 кг/м , а химический (групповой),состав несколько различается в зависимости от состава исходной нефти. Например, групповой состав прямогонного бензина, получаемого из нефти Ромашкинского месторождения, примерно следующий [в % (масс.)1 я-парафин — 36—38 изопарафины — 36— 38 нафтены — 18—22 ароматика— 5—8. [c.92]

    Состав обратного первичного газа, полученного после удаления смоляных паров и газового бензина, зависит от технологии процесса, от конструкции печей и характера исходного сырья. Ниже приведен состав первичного газа различных твердых топлив, %  [c.249]

    Углеводороды, начиная с бутана и пентана, входят в состав бензинов. Следовательно, жирные нефтяные газы могут служить источником для извлечения из них легкого бензина, называемого газовым бензином. [c.17]

    Состав компрессионного газового бензина, полученного в результате компремирования жирного грозненского газа до дав-.лвн,ия в 16 ата, приведен в табл. 42. [c.224]

    Состав сырого компрессионного газового бензина, полученного из грозненского жирного газа [c.224]

    Из адсорберов пары газового бензина и влаги направляются через сборный коллектор в конденсационную аппаратуру, состоящую из двух ступеней. В конденсационной группе первой ступени, состоящей из трубчатых конденсаторов, при температуре 70° С конденсируются основная масса водяных паров и наиболее тяжелые углеводороды, входящие в состав газового бензина. Для охлаждения здесь используется вода, поступающая с градирни, а также из конденсаторов второй ступени. [c.159]

    Упор на химический состав вместо таких физических свойств, как пределы кипения или плотность, оказывает глубокое влияние на экономику нефтеперерабатывающей промышленности. Комноненты, ранее считавшиеся наиболее ценными, например газовый бензин, в настоящее время имеют меньшую ценность, чем более тяжелые. Широкие масштабы ирименения каталитического крекинга уменьшают разрыв между цепами тяжелых и легких нефтей. В связи с этим стала рентабельной переработка нефтей некоторых месторождений, которые раньше нельзя было перерабатывать вследствие низкого качества, не оправдывающего затрат на нагрев, насосную эксплуатацию и перекачку, необходимые для иХ добычи и транспорта. [c.46]

    Отбензинивание газов. Природные и попутные нефтяные газы используют по двум основным направлениям в качестве энергетического сырья (топлива) и в качестве химического сырья. Сухие газы (обычно это природные газы), как правило, используют в качестве топлива, а жирные (попутные и газы газоконденсатных месторождений, редко природные), содержащие от 50 до 100% углеводородов Сз и выше, подвергаются различным видам переработки. В процессе переработки из них прежде всего извлекают углеводороды, входящие в состав бензинов (процессы отбензинивания). Полученный при этом газовый бензин добавляют к бен- [c.247]

    Основным источником жидкнх газов являются природные нефтяные газы (попутные), добываемые вместо с нефтью. Нефть в пласте обычно находится иод давлением газовой шапки и пластовых вод. Это давление колеблется в достаточно широких пределах, в зависимости от глубины залегания пласта, режима эксплуатации месторождения и достигает 150—200 ати. Прп этом давлении газ растворяется в нефти, а когда нефть поднимается на поверхность земли, давление снижается и растворенный газ выделяется из нее. Этот газ содержит 40—80% (в сумме) метана и этана, 20—60% (в сумме) пропана, бутана, пентанов и высших углеводородов. Тяжелые углеводороды являются основными компонентами жидких газов и газового бензина. Состав природных нефтяных газов некоторых месторождений приведен в табл. 5. [c.30]

    Полимеризацию непредельных углеводородов, входящих в состав газового бензина, стимулирует постоянное наличие в комиримируемом газе компрессорного масла, впрыскиваемого в полости цилиндров, и солярового масла, остающегося в небольших количествах в сланцевом газе после доулавливания газового бензина. [c.192]

    Указанные факторы в значительной степенп влияют и на состав газовых бензинов, выделяемых из попутных газов. Содержание отдельных компонентов газовых бензинов колеблется в довольно широких пределах. Так, по данным Б. С. Еременко и др. [7 ] нестабильный газовый бензин, получаемый на Бори-славском газобензиновом заводе, содержит (в % вес.) пропана 1,7, изобутана 3,6, к-бутана 15,5, изопентана 18,2, к-пентана 23,0 и гексана и высших 38,0. После стабилизации бензина, т. е. удаления из него легких фракций, главным образом пропана и части бутана, содержание углеводородов выше С5 возрастает до 85%. [c.7]

    В качестве одного из основных компонентов в состав пусковой жидкости для карбюраторных двигателей входит газовый бензин. Ранее предлагалось использовать для таких жидкостей индивидуальные углеводороды, но они при массовом производстве дороги и, кроме того, их быстрое испарение и воспламенение может привести к резкому нарастанию давления в цилиндре, т. е. к значительному повышению жесткости работы двигателя и, как следствие, к повышению изнодов и даже к. поломкам деталей. Газовый бензин, выкипая в пределах 30—70° С, позволяет получить более равномерное испарение и плавное нарастание давления. Стоимость газового бензина намного ниже стоимости индивидуальных углеводородов. [c.321]

    Состав газов различных нефтяных месторождений неодинаков. Супеству от сухие (тощие, бедные) и жирные (влажные, богатые) гази. Сухие газы состоят главным образом из метана с некоторой прилесью этана, пропана и высших гомологов . Жирные газы сод( ржат значительно больше газообразных гомологов метана и, кроне того, пары легколетучих жидких углеводородов — от пен-тан.1 до октана включительно. Жидкие углеводороды вместе с некоторой частью бутана извлекают из газов в виде газового бензин . В сухих газах содержание бензина составляет до 100 г/ж , а в жирных — выше 100, а нередко 700—800 г/ле . [c.13]

    Во многих случаях наиболее ценным продуктом переработки, является газовый бензин, так как он имеет самую высокую удельную стоимость (стоимость единицы объема). При переработке жидких углеводородов необходимо помнить, что состав получаемых продуктов должен соответствовать существующим спецификациям. Поэтому при переработке лучше получать не готовые продукты (например, газовый бензин), а лишь составные части их, из которых затем компаундируются сами продукты. Благодаря этому значительно упрощается расчет материального и энергетического балансов процесса переработки. При таком подходе считается, что в состав газового бензина входят все пентаны и верхний продукт ректификационной колонны, перерабатывающей углеводородный конденсат. Проблема получения газового бензина как окончательного готового продукта заключается в решении вопроса о количестве легких фракций, которые следует добавить для того, чтобы получить необходимую упругость паров по Рейду. В большинстве случаев эту задачу решают за счет бутанов, так как они имеют более высокую, чем любой газовый бензин, упругость паров. Если с помощью бутанов не удается создать необходимую упругость паров, то добавляется соответствующее количество пропана. [c.78]

    Углеводороды попутных нефтяных газов служат для получения топливоного сухого газа (главным образом, метан и этан), сырья для получения этилена (этановая фракция), сжиженных газов (пропан, изобутан и п-бутан), стабильного газового бензина (более тяжелые углеводороды). Состав попутных нефтяных газов являе1ся характерным для каждого месторождения. [c.45]

    Стабилизация газового бензина. Газовый бензин чаще всего примешивается к бензину прямой перегонки нефти для пополнения недостающих в прямогонном бензине легких пусковых фракций. Однако сырой газовый бензин, полученный в результате сжатия газа и абсорбции или адсорбции, не может быть применен для смешения и тем более не может считаться конечным товарным продуктом. Он содержит легкие углеводороды, этан, пропан, а иногда и излишнее количество бутана. Это дедает такой бензин физически нестабильным при хранении и применении вследствие улетучивания легких фракций, что ведет также к образованию паровых пробок в топливопроводах мотора и т. п. Поэтому из сырого газового бензина необходимо удалить легколетучие углеводороды, т. е. стабилизировать его фракционный состав. [c.258]

    Применение абсорбционного Метода извлечения тяжелых углеводородов позволяет получить из исходного сырья 70—907о пропана, 97—98% бутана и весь пентан и более тяжелые компоненты. Получаемый нестабильный (сырой) газовый бензин имеет, примерно, следующий состав (в объемных процентах) СзНб — 1,5 % СзНа — 8 15 % и — С Н, о - 6-8 % н — С4Н, o— 18—28% С5Н,2 И выше —50—60%. Удельный вес 0,64—0,65 (исходное сырье— попутные нефтяные газы). [c.228]

    Из попутного газа получают газовый бензин, по химическому и фракционному составу он существенно отличается от всех других бензинов. Газовый бензин содержит преимущественно парафиновые (метановые) углеводороды и имеет полностью установленный химический состав. Он содержит следующие метановые угле-> водороды пропан, бутан, изобутан, н-пентан, 2-метил-пентан, н-гексан, 2-метилгексан, к-гептан, октан. В отдельных случаях газовый бензин может содержать в незначительном количестве низкомолекулярные нафтеновые и ароматические углеводороды (сравните с хро-матограммой легкого бензина, приведенной в 4, гл. IV). [c.150]

www.chem21.info

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Состав газового бензина, остающегося РІ бытовом газе, чрезвычайно сложен. РЎ помощью хроматографического анализа определено свыше 25 компонентов, РІ том числе непредельные углеводороды.  [1]

Р’ составе газовых бензинов некоторых нефтяных месторождений Советского РЎРѕСЋР·Р°, РІ том числе Татарии Рё Башкирии, содержится РґРѕ 25 % азопентана [1], который после выделения может служить ценным сырьем для получения синтетического каучука. Химическая переработка изопентана выдвигает жесткие требования Рє чистоте этого продукта.  [3]

Полимеризацию непредельных углеводородов, входящих РІ состав газового бензина, стимулирует постоянное наличие РІ компримируемом газе компрессорного масла, впрыскиваемого РІ полости цилиндров, Рё солярового масла, остающегося РІ небольших количествах РІ сланцевом газе после доулавливания газового бензина.  [4]

Указанные факторы РІ значительной степени влияют Рё РЅР° состав газовых бензинов, выделяемых РёР· попутных газов. Содержание отдельных компонентов газовых бензинов колеблется РІ довольно широких пределах. Так, РїРѕ данным Р’. РЎ. Еременко Рё РґСЂ. 7 ] нестабильный газовый бензин, получаемый РЅР° Бори-славском газобензиновом заводе, содержит ( РІ % вес.  [5]

Пентан CeHia - летучая жидкость - РІС…РѕРґРёС‚ РІ состав газового бензина.  [6]

Указанные факторы РІ значительной степени влияют Рё РЅР° состав газовых бензинов, выделяемых РёР· попутных газов. Содержание отдельных компонентов газовых бензинов колеблется РІ довольно широких пределах. Так, РїРѕ данным Р’. РЎ. Еременко Рё РґСЂ. [7] нестабильный газовый бензин, получаемый РЅР° Бори-славском газобензиновом заводе, содержит ( РІ % вес.  [7]

Высокие значения плотности, показателя преломления Рё содержания сульфирующихся РїСЂРё РЅРёР·РєРѕРј Р№РѕРґРЅРѕРј числе свидетельствуют РѕР± ароматическом характере углеводородов, входящих РІ состав газового бензина.  [8]

Р�мея РІ РІРёРґСѓ, что испарительное охлаждение подачей охлаждающих жидкостей РЅР° прием ступеней компрессоров РЅРµ может обеспечить полное предотвращение образования полимерных веществ, так как РІ составе газового бензина остаются непредельные углеводороды, была поставлена дополнительная задача, состоящая РІ РїРѕРёСЃРєРµ веществ, разрушающих полимерные отложения.  [9]

Р’ холодильниках I ступени преобладают отложения компрессорного масла ( РґРѕ 73 %), Р° РІ холодильниках II ступени - продукты поликонденсации непредельных углеводородов ( РґРѕ 41 %), входящих РІ состав газового бензина.  [10]

Ранее проведенными исследованиями [1, 2] было показано, что присутствующие РІ газовом бензине парафиновые Рё нафтеновые углеводороды РЅРµ позволяют выделять ароматические углеводороды РІ чистом РІРёРґРµ методами четкой Рё азеотропной-экстрактивной ректификации СЃ последующей сернокислотной очисткой, Р° наличие РІ составе газового бензина сернистых Рё непредельных соединений исключает применение для этой цели процесса экстракции диэти-ленгликолем.  [11]

РћРґРёРЅ РёР· наиболее тяжелых углеводородов нефтяного газа - октан - РїРѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ своей жидкость Рё обычно является РѕРґРЅРёРј РёР· составных частей ( наиболее легких) бензина РёР· нефти; РІ состав последнего РјРѕРіСѓС‚ входить Рё более легкие углеводороды, вплоть РґРѕ бутана, РЅРѕ РёС… здесь обычно меньше, чем РІ составе газовых бензинов. Вообще чем ниже давление, РїСЂРё котором РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ отбор газа РёР· нефти, тем меньше газообразных углеводородов останется РІ последней.  [12]

Вследствие РІСЃРµ возрастающего СЃРїСЂРѕСЃР° РЅР° ожиженный газ полное выделение пропана Рё бутанов РёР· РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ газа становится главной целью абсорбционного процесса. Состав газового бензина РїСЂРё высоком содержании пропана Рё бутанов следующий ( РІ % РјРѕР».  [14]

РџСЂРё расчетах следует Р·Р° начало координат принимать точку пересечения изотермы СЃ РѕСЃСЊСЋ ординат. Так как состав газового бензина РІ производственных условиях изменяется Рё зависит как РѕС‚ технологического режима термической переработки сланца, так Рё условий улавливания его РёР· газа, то равновесные данные РјРѕРіСѓС‚ изменяться РІ некоторых пределах. Полученные данные позволяют производить расчеты равновесных концентраций РІ некоторых интервалах.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Бензин газовый стабильный (БГС)

ЮНИТРЕЙД: поставка полимерного сырья. Поставка нефтепродуктов. Предоставление брокерских услуг.

Бензин газовый стабильный — это жидкий нефтепродукт прозрачного цвета, который легко воспламеняется и обладает низкой температурой кипения от +25°С до +150°С.

Получение и применение БГС

Газовый бензин производят на газоперерабатывающих заводах, используя для его получения природные газы — пропан и бутан. Затем, для стабилизации бензина, пропан удаляют.

В зависимости от сырья и технологии производства БГС может быть легким или тяжелым.

Такой бензин, в отличие от автомобильного, используют только для химической промышленности:

  • для пиролиза (термического разложения) на нефтехимических производствах;
  • для сырья газофракционирующих установок;
  • для компаундирования автомобильного бензина — разделения легких углеводородов на индивидуальные, технически чистые, вещества.

Свойства и характеристики стабильного газового бензина

  • отсутствие в составе воды и механических примесей;
  • минимальная доля серы в бензине — не более 0,1%;
  • практически полное отсутствие смол — не более 0,9 мг на 100 см³;
  • температура вспышки — менее -18°С;
  • низкая токсичность;
  • 4 класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76;
  • БГС соответствует требованиям ТУ 0251-006-48671436-2006 с изменениями 1-2.
Выполнение всех договорных обязательств, даже при изменении

конъюктуры рынка

Полный контроль логистических схем

Соответствие продукции ГОСТам и ТУ

заводов-производителей

unitreid-group.com

Газовое топливо

Газообразные топлива являются альтернативным видом энергоносителей по отношению к традиционным жидким топливам, получаемым из нефти. Физико-химические и эксплуатационные свойства газообразных топлив существенно отличаются от бензинов и дизельных топлив, что влияет на конструкцию газовых систем питания и их эксплуатацию. Техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, переоборудование, хранение ГБА и их заправка, подготовка ремонтных рабочих имеют существенные особенности.

К газообразным углеводородным топливам, которые достаточно широко применяются в настоящее время и имеют перспективы расширения их использования, относятся:

· компримированный (сжатый) природный газ (КПГ) (метан);

· газ сжиженный нефтяной (ГСН) (пропан-бутановая смесь).

Другие виды газообразных топлив - сжиженный природный газ (метан), биогаз (метан и другие составляющие), диметилэфир, водород - пока не нашли коммерческого применения.

Основными компонентами газообразных углеводородных топлив являются углеводородные газы - метан, пропан, бутан и ряд других. Эти газы могут храниться на автомобиле в сжиженном или газообразном агрегатном состоянии. Агрегатное состояние газа зависит от физико-химических свойств его компонентов, температуры и давления в баллоне. Основные физико-химические свойства компонентов газообразных углеводородных топлив, влияющих на конструкцию и эксплуатацию ГБА, и бензина представлены в табл. 2.1.

От агрегатного состояния компонентов газообразного топлива зависят способы заправки и его хранения, существенно влияющие на конструкцию и эксплуатацию ГБА.

Из табл. 2.1 следует, что все компоненты газообразных топлив при атмосферном давлении имеют температуру кипения ниже 0 °С. Однако если в емкости с газом повысить давление, то температура кипения газа существенно увеличится. Эти давления и температуры имеют пределы, называемые критическими. Очень низкие температуры кипения при атмосферном давлении (- 161,5 °С) и критическая температура (- 82 °С) метана делают технически сложными заправку и хранение метана в сжиженном состоянии, для чего используются изотермические баллоны с комплексной термоизоляцией. Поэтому в настоящее время большое распространение получил способ заправки и хранения метана на автомобилях в сжатом, или так называемом компримированном, состоянии под высоким давлением.

На автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) для заправки ГБА в странах СНГ рабочее давление - 20,0 МПа. Использование сжиженного метана получило в настоящее время распространение при доставке природного газа. В перспективе при освоении криогенных баллонов сжиженного природного газа для ГБА этот вид топлива может стать конкурентом дорогостоящим бензинам. Над этой проблемой работают в настоящее время ученые и конструкторы различных отраслей машиностроения.

При снижении давления метана в газовом редукторе высокого давления температура резко снижается (эффект Джоуля-Томпсона). Например, при снижении давления с 10,0 до 1,0 МПа падение температуры газа составит около 30 °С. Даже в летний период влага, содержащаяся в газе, может образовать кристаллы льда и стать препятствием при подаче газа в двигатель. Таким образом, важными мероприятиями для эксплуатации ГБА являются: очистка (осушение) газа от воды при заправке на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях; своевременная замена фильтров в системе питания автомобиля; эффективный подогрев газа перед снижением давления в редукторе, особенно в зимний период эксплуатации.

Пропан и бутан - основные компоненты ГСН - по сравнению с метаном имеют значительно более высокие температуры кипения при атмосферном давлении (- 42,5 и - 0,5 °С, соответственно) и критические температуры (+ 96,8 и + 152,9 °С, соответственно). Такие свойства позволяют хранить пропан и бутан в сжиженном состоянии в диапазоне эксплуатационных температур от - 40 до + 45 °С при относительно низком давлении (до 1,6 МПа).

Основными преимуществами газов, находящихся в сжиженном состоянии, по сравнению с комбинированным газом являются: большая концентрация тепловой энергии в единице объема, значительно меньшее рабочее давление в баллонах и, соответственно, меньшие прочность и толщина стенок баллона и запорной арматуры, их меньшие масса и стоимость.

Например, один 50 - литровый баллон, заправленный ГСН, для автомобиля ВАЗ рассчитан на 500 км пробега, а КПГ - только на 100 км.

Давление насыщенных паров оказывает большое влияние на конструкцию и работу газобаллонного оборудования. По максимальному давлению газа рассчитывают прочность баллона. Газы поступают из баллона в редуцирующие устройства двигателя ГБА в отличие от бензина под действием избыточного давления в баллоне для преодоления сопротивления редуцирующего устройства. Это свойство особенно актуально при эксплуатации ГБА в условиях низких температур, когда компоненты ГСН переходят в жидкое состояние и, следовательно, их избыточное давление приближается к нулю.

Для метана доминирующим является давление заправки, которое по мере выработки газа из баллона уменьшается до предельного значения.

Для сжиженных газов давление в значительной степени зависит не от количества газа в баллоне, а от температуры. Так как каждый из компонентов имеет определенную температуру кипения, давление паровой фазы смеси сжиженных газов зависит как от температуры, так и от компонентного состава.

Давление смеси газов можно определить по значению составляющих (парциальных) давлений углеводородных газов, входящих в состав смеси, пропорционально концентрациям. Свойства сжиженных газов определяются по параметрам отдельных углеводородов, входящих в смесь.

Компоненты ГСН в сжиженном виде имеют большой коэффициент объемного расширения, поэтому во избежание разрушения баллона запрещается заправлять его полностью. Для этого необходимо оставлять так называемую паровую «подушку» (фазу). Степень заполнения (полезная емкость) автомобильных газовых баллонов должна быть в пределах 80...85 %. Арматура автомобильных газовых баллонов имеет специальное устройство, автоматически прекращающее заправку баллона при достижении предельного уровня топлива.

Основные компоненты ГСН - пропан, бутан и этан – имеют большие по сравнению с метаном показатели плотности и тяжелее воздуха. Таким образом, они, скапливаясь в канавах и на полу рабочих зон автотранспортных предприятий, представляют большую опасность по сравнению с метаном. Метан, благодаря низкой плотности (почти в два раза легче воздуха), в случае утечки устремляется вверх в вентиляционные устройства.

Плотность паровой фазы газа оказывает влияние на массовый заряд газовоздушной среды, поступающей в цилиндры двигателя, а следовательно, и на мощность, и на топливную экономичность. В зимнее время, когда плотность газовоздушной смеси достигает максимальных значений, двигатель ГБА имеет наилучшие эксплуатационные показатели. Ряд зарубежных конструкций двигателей имеют отключение подогрева впускного коллектора для увеличения плотности заряда.

Все компоненты газообразных топлив первоначально не имеют цвета и запаха, поэтому для обнаружения утечек и обеспечения безопасности при использовании этих видов топлива на автомобилях их одорируют, т.е. придают особый запах.

Анализ теплофизических свойств топлива и его горючей смеси (теплота сгорания газа и теплотворность горючей смеси) показывает, что все газы превосходят бензин по теплотворной способности, однако в смеси с воздухом их энергетические показатели снижаются, и это является одной из причин уменьшения мощности газобаллонных автомобилей на ГСН до 7 % и на КПГ до 20 %. Вместе с тем высокие октановые числа газообразных топлив позволяют увеличить степень сжатия газовых двигателей за счет изменения конструкции и поднять показатель мощности. Высокие октановые числа требуют увеличения угла опережения зажигания. Раннее зажигание может привести к перегреву деталей двигателя. В практике эксплуатации наблюдаются случаи

прогорания днищ поршня и клапанов при слишком раннем зажигании и работе одновременно на бедных смесях.

Компоненты газового топлива имеют пределы воспламенения, значительно смещенные в сторону бедных смесей, что дает дополнительные возможности повышения топливной экономичности.

Газообразные углеводородные топлива относятся к наиболее чистым в экологическом отношении моторным топливам. Выбросы токсичных веществ с отработавшими газами газобаллонных автомобилей по сравнению с бензиновыми значительно ниже.

Газ сжиженный нефтяной в качестве топлива для автомобилей представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов. Его получают как продукт переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа в виде отдельной жидкой фракции.

Компонентный состав сжиженного нефтяного газа регламентируется ГОСТ 25578 - 87 «Газы сжиженные нефтяные. Топливо для газобаллонных автомобилей. Технические условия». Стандарт предусматривает две марки газа: зимнюю - ПА (пропан автомобильный) и летнюю - ПБА (пропан-бутановая смесь автомобильная). В марке ПА содержится 90 ± 10 % пропана, в марке ПБА – 50 ± 10 % пропана, остальное - бутан, не более 1 % непредельных углеводородов. В газе сжиженном нефтяном марки ПА давление насыщенных паров при температуре - 35 °С не менее 0,07 МПа (избыточное), в газе марки ПБА при температуре + 45 °С - не более 1,6 МПа, а при температуре - 20 °С - не менее 0,07 МПа. Давление газа в баллоне практически не зависит от его количества.

На автомобильные газонаполнительные станции часто поступает газ зимней и летней марок по ГОСТ 20448 - 90 «Газы углеводородные сжиженные для коммунально-бытового и промышленного потребления. Технические условия». Этот ГОСТ имеет более широкие допуски на содержание компонентов, в том числе вредных с точки зрения воздействия на двигатель и топливную аппаратуру (например, серу и ее соединения, непредельные углеводороды и др.). По этим техническим условиям поступают ГСН двух марок: смесь пропан-бутановая зимняя (СПБТЗ) и смесь пропан-бутановая летняя (СПБТЛ).

В ГСН, поставляемом для автомобильного транспорта, по техническим причинам может содержаться некоторое количество масла, поступающего из компрессоров и насосов. Примеси в ГСН масла, тяжелых остатков адсорбируются на резинотехнических изделиях газовой аппаратуры, что отрицательно сказывается на надежности ее работы.

Page 2

Смазки

Нефтяные масла

Нефтяные масла — жидкие смеси высококипящих углеводородов (температура кипения 300—600 °C), главным образом алкилнафтеновых и алкилароматических, получаемые переработкой нефти.

В основу системы классификации и обозначения нефтяных масел положены их кинематическая вязкость и эксплуатационные свойства.

По способу производства делятся на

· дистиллятные

· остаточные

· компаундированные

По областям применения делятся на

· смазочные

· электроизоляционные

· консервационные

· используемые в косметической промышленноси

Для придания необходимых свойств в нефтяные масла часто вводят присадки.

На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, специальные жидкости, например смазочно-охлаждающие жидкости, гидравлические и т. п.

Способ очистки и назначение минеральных масел указываются в маркировке.

Масла также делят :

1. по свойствам:

· Л — легкое, маловязкое

· С — среднее, маловязкое

· Т — тяжелое, высоковязкое

· У — улучшенное

2. по назначению:

· Д — дизельное

· И — индустриальное

· М — моторное

· Т — турбинное, трансформаторное, трансмиссионное

· П — приборное

Маркировка обычно представляет собой набор из 1—3 букв и номера:

1. Первая буква определяет назначение масла

2. Вторая буква (может отсутствовать) определяет способ его очистки

3. Третья буква (может отсутствовать) определяет наличие присадок в нём

4. Номер определяет вязкость масла

Примеры:

· ТКп — трансформаторное масло кислотной очистки с присадкой;

· Тп−22 — турбинное масло селективной очистки с присадкой вязкостью v=22·10−6 м²/с;

· И-12 — масло индустриальное (среднее) средней кинематической вязкостью (при 50 °С) 12 мкм²/с;

· АК-15 — автотракторное масло кинематической вязкостью (при 50 °C) более 150 мкм²/с.

Смазочное масло из недостаточно герметичного узла трения обязательно вытечет, так как оно представляет собой нормальную жидкость, способную бесконечно деформироваться под действием даже ничтожных сил. Иное дело смазка. Благодаря существованию жесткого “каркаса” при небольших касательных напряжениях смазка ведет себя как твердое тело, но когда касательное напряжение достигает некоторой критической величины—предела прочности на сдвиг, “каркас” ломается и смазка начинает течь как жидкость. По прекращении движения “каркас” образуется вновь—смазка опять превращается в твердое тело. Подобные вещества называются аномальными жидкостями.

Смазку получают путем добавления к смазочному маслу (дисперсионной среде) загустителя, способного образовывать “каркас”. В качестве дисперсионной среды смазок, применяемых в автомобиле, обычно берут мало-и средневязкие нефтяные смазочные масла, например, для солидола — индустриальные (в том числе машинное СУ), для Литола-24 смесь веретенного АУ и Индустриального-50.

В качестве загустителя чаще всего применяют соли жирных кислот—мыла. По массе загуститель составляет обычно 10...20%. Смазка может иметь присадки для предотвращения окисления, повышения стабильности, улучшения вязкостно-температурных свойств и др., причем присадки могут содержать масло, на котором смазка готовится. Например, для повышения низкотемпературных свойств может использоваться маловязкое масло с жидкой загущающей присадкой или деспрессатором.

Кроме присадок в смазку может добавляться твердый наполнитель, который в отличие от загустителя не образует “каркаса”. Наполнитель — чаще всего чешуйчатый графит или дисульфид молибдена—улучшает антифрикционные свойства смазки.

Вода в смазке может быть составной частью или содержаться в качестве примеси. Присутствие воды в большинстве смазок (литиевых, алюминиевых, свинцовых, комплексных кальциевых и др.) не допускается, но в кальциево-натриевых смазках вода играет роль структурообразующего компонента и уменьшение ее содержания приводит к распаду смазки. Содержание воды в этих смазках колеблется от 0,5 до 5%, причем присутствие воды в данном случае никак не сказывается на коррозионных свойствах смазки.

Свойства смазок.Поведение смазки гораздо сложнее, чем смазочного масла, поэтому для всесторонней оценки эксплуатационных качеств нужно рассматривать достаточно большое количество свойств.

Смазка как твердое тело характеризуется пределом прочности, а как жидкость—вязкостью.

Прочность смазки должна быть достаточной, чтобы смазка не сбрасывалась с движущихся деталей, не вытекала из узлов трения. Но с другой стороны, слишком прочная смазка плохо, а то и совсем не будет поступать в зону контакта трущихся пар, будет приводить к заеданию, например, таких узлов, как замки дверей, багажника, капота. Чем ниже предел прочности, тем мягче смазка.

Вязкость характеризует поведение смазки, когда она течет. В отличие от смазочного масла, вязкость которого при определенной температуре—величина постоянная, вязкость смазки сильно зависит от скорости деформации: с увеличением ее она понижается. Это—положительное явление, так как оно снижает энергетические потери в подшипниках качения: моменты трения в подшипнике при работе на смазке и на масле мало отличаются.

Теплостойкость и морозостойкость. Когда достигается температура каплепадения, смазка как твердое тело перестает существовать. Но некоторые смазки уже при меньшей температуре распадаются на масло и загуститель, другие—при нагревании и последующем охлаждении из-за химических превращений, окисления или испарения термоупрочняются, т. е. предел прочности недопустимо увеличивается и они теряют смазочные свойства. Морозостойкость смазки определяется способностью ее при низкой температуре восстанавливать свой “каркас”, а также течь, т. е. не застывать. При более низкой температуре смазка либо не позволит движущимся парам взаимно перемещаться, либо при приложении больших усилий расслоится и не будет проникать в зону контакта.

Механическая стабильность — это способность смазки сохранять свои свойства после деформации. После интенсивного деформирования свойства смазки меняются: у большинства смазок понижается предел прочности — происходит разупрочнение. Затем в течение некоторого времени — периода “отдыха” — предел прочности постепенно увеличивается, однако иногда он не достигает исходной величины, а иногда, наоборот,— ее превосходит, происходит тикстропное упрочнение смазки. Изменение свойств зависит как от интенсивности, так и от продолжительности воздействия. В условиях эксплуатации необратимое разрушение смазки может произойти и в течение часов, и в течение месяцев.

Физико-химическая стабильность. Нарушение состава и свойств смазки может происходить в результате испарения или самопроизвольного выделения дисперсионной среды (физическая нестабильность) или окисления (химическая нестабильность).

Водостойкость. Водостойкая смазка не растворяется в воде, не смывается водой с поверхности, не поглощает воду, не вступает с ней в реакцию, а благодаря высоким водоотталкивающим свойствам не позволяет воде проникать в зону контакта трущихся поверхностей.

Адгезия—молекулярная связь, возникающая между поверхностью твердого тела и нанесенной на него смазкой. Смазка с хорошей адгезией—липкая, ее трудно стереть или смыть с поверхности.

Противозадирные свойства обусловлены способностью смазки предотвращать заедание и задиры трущихся поверхностей при высоких удельных нагрузках.

Противоизносные свойства определяются способностью смазки снижать износ трущихся поверхностей при невысоких удельных нагрузках. Далеко не всегда смазки, имеющие хорошие Противоизносные свойства, предотвращают возникновение задиров. На Противоизносные свойства больше влияет дисперсионная среда, а на Противозадирные—состав смазки, в частности присутствие наполнителя.

Противокоррозионные свойства определяются отсутствием коррозионного действия смазки на металлические поверхности, а консервационные (защитные) свойства—способностью предохранять металлические поверхности от коррозионного действия внешней среды.

Видео-4. Нефть – 24 мин.

История возникновения АЗС. Впервые бензин и другие виды топлива, такие как бытовой газ, начали продавать в аптеках, для хозяина аптеки это был дополнительный источник заработка и считался побочным бизнесом. Первой газобензиновой станцией была аптека в городе Вислох (Германия), где Берта Бенц жена Карла Бенца наполнила бак первого автомобиля, на котором она совершила первое путешествие из Мангейма в Пфорцгейм и обратно в 1888 году. В 2008 году Берте Бенц установили мемориальную табличку в память об этом событии.

Первые стоящие отдельно «станции для автомобилистов» появились в США в начале ХХ века (есть упоминания о 1907). Первые заправки представляли собой одну-две цистерны, стоящие на подпорках, от каждой шли шланги, по которым бензин самотеком поступал в баки автомобилей. Реальный рост и развитие бензозаправок начался в 1920-е гг. Число автозаправок, на которые мог въехать автомобиль, выросло приблизительно с 12 000 в 1921 году до 143 000 в 1929. В это же время заправки стали оснащаться крупными вывесками, комнатами отдыха, навесами и мощеными подъездными путями. К концу 1920-х гг. деньги делались не только на бензине, но и на продаже покрышек, аккумуляторов и запчастей. Вошел в употребление и получил широкое распространение новый тип насоса: бензин поступал наверх, в стеклянный резервуар, так что покупатель мог убедиться в его чистоте, а затем по шлангу в бензобак автомобиля.

studopedia.su


Смотрите также