Срок за живой щит


Меня остановил инспектор и выстраивает в «живой щит» вместе с соседними машинами. Я могу отказаться? — Meduza

9 февраля во Владимире сотрудники ГИБДД перекрыли движение на трассе М7 «Волга», чтобы задержать предполагаемого нарушителя, который не остановился по требованию инспектора и проехал на красный сигнал светофора. Сотрудники остановили несколько машин и выстроили их поперек дороги в «живой щит» (прямо с водителями), надеясь, что это остановит нарушителя. Но тот все равно проехал, попутно задев один из автомобилей, заграждавших дорогу. После погони нарушителя задержали.

Нет. У полицейских есть право перекрывать движение для остановки предполагаемого нарушителя, но только «при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения». То есть инспектор ГИБДД, который перекрывает движение, должен сделать это так, чтобы людям в остановленных машинах ничто не угрожало. Например, остановить и попросить их выйти.

Это требование в явном виде появилось в административном регламенте МВД сравнительно недавно — в 2012 году.

В административном регламенте перечислены пять способов:

  1. Использовать спецсредства (например, шипы);
  2. Ограничить или перекрыть движение;
  3. Применить огнестрельное оружие;
  4. Выставить заслон из патрульных автомобилей;
  5. Выставить заслон из 

Все эти меры нельзя применять против:

  • Машин с опасным грузом;
  • Фургонов с людьми, скорой помощи;
  • Машин дипломатов, автобусов;
  • Мотоциклов и мопедов.

Эти виды транспорта также нельзя использовать для создания заслонов.

Нет. В качестве примера можно привести два очень похожих случая, произошедших на Московской кольцевой автодороге с разницей в четыре года.

Рано утром 5 марта 2010 года инспектор ГИБДД перекрыл движение, чтобы задержать машину. Та протаранила два остановленных автомобиля и поехала дальше, нарушителя так и не задержали. Водитель одной из поврежденных машин Станислав Сутягин записал видеообращение. После этого командира полка ДПС уволили, начальнику столичной Госавтоинспекции объявили выговор (он вскоре тоже уволился). Суд приговорил инспектора Олега Соколова, который и останавливал движение, к году колонии-поселения за . Адвокат Соколова настаивал, что инспектор лишь выполнял приказ начальства.

23 октября 2014 года произошла похожая ситуация — полиция также пыталась задержать машину на МКАД и остановила для этого движение. Повреждения получили сразу восемь автомобилей, а нарушитель снова скрылся. На этот раз ГИБДД вообще не говорила о «живом щите», виновником ДТП признали неустановленного водителя. «Одни сотрудники ГИБДД нам сказали, что мы сами остановились, другие — что полосы якобы перекрывались из-за ремонта дороги впереди», — описывали водители разговоры в полиции.

Нет. В 2010 году МВД в течение месяца за свой счет отремонтировало обе поврежденные машины — Mercedes и «Волгу».

Водителям восьми машин, которые были разбиты осенью 2014 года, выдали только справки об участии в ДТП, виновник которого не был установлен. Выплаты по ОСАГО они получить не смогли — даже если у нарушителя был полис, страховой компании надо знать имя виновника аварии, чтобы оформить возмещение.

Отказ остановиться по требованию полицейского — нарушение ПДД. Если вы не остановитесь, вам грозит штраф от 500 до 800 рублей.

Помимо этого, инспекторы ГИБДД могут составить на вас протокол о неповиновении законному требованию сотрудника полиции. Эта статья предусматривает штраф 500–1000 рублей или арест на срок до 15 суток.

meduza.io

За «живой щит» гаишникам дали условный срок

Гаишников майора милиции Геннадия Дорогокупца и старшего лейтенанта Алексея Лихторовича признали виновными в создании искусственной преграды. Суд признал: представители силовой структуры, превысив власть и служебные полномочия, поставили имущество, жизнь и здоровье людей под угрозу.

Гаишники получили условный срок - по два года лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на три года. На такой же срок они лишились права занимать определенные должности в течение трех лет.

Уже сам факт обвинительного характера приговора обрадовал потерпевших и их адвоката.

По решению суда деньги за моральную компенсацию звеньям «живой цепи» заплатит ГУВД Мингорисполкома. Семья Юрия Пашкевича (водитель «БМВ», который принял основной удар) получит 18 миллионов рублей, Елена Колпакова (водитель «Тайоты») - 2 миллиона рублей, а водитель и пассажир «Хонды», которая стояла в «щите», но повреждений не получила, - по одному миллиону рублей.

Кстати, у потерпевших спрашивали, какую меру пресечения они бы пожелали тем, кто их остановил на дороге.

- Я человек не кровожадный, - призналась суду Елена Колпакова. - Эти два человека только олицетворяют систему. Хочется, чтобы такой практики, с которой столкнулись мы, больше не было…

А адвокат гаишников и вовсе уверен, что к его подзащитным было слишком много внимания.

- Орган предварительного расследования был лишен возможности объективно расследовать дело именно из-за массированной антимилицейской атаки, устроенной представителями СМИ, - заявил он на прениях сторон. - Нужно было найти виновных, которых бы все ненавидели, а милиция у всех на слуху. Вот и нашли козлов отпущения в лице моих подзащитных.

Вопрос о том, кто вернет больше 25 миллионов рублей за четыре разбитые машины (две гражданские и две гаишные. - Прим. ред.), будут решать позже в гражданском суде.

ВОПРОС ДНЯ

Как вам такой приговор?

Юрий ПАШКЕВИЧ, водитель БВМ из «живого щита»:

- Перед оглашением приговора мы немного волновались – боялись, что гаишников не признают виновными. То, как нам компенсировали моральный вред, нас устроило. И если еще удовлетворят материальные требования за разбитые машины, мы останемся довольны отечественным правосудием.

Олег СЛЕПЧЕНКО, и. о. начальника управления информации и общественных связей МВД РБ:

- Что касается приговора: решение суда истина в последней инстанции, и комментировать его решения мы не правомочны. Ситуация с этим ДТП была сложной и неоднозначной. И поэтому разбирательство проходило сложно. Но, на наш взгляд, за эти месяцы были рассмотрены и учтены все аспекты.

Николай КАЗАРОВЕЦ, депутат Минского городского Совета депутатов:

- Я верю в объективность этого решения, ведь у суда было достаточно улик и свидетелей. До сих пор у меня в голове не укладывается, что люди в офицерских погонах способны были пойти на такое. Другое дело, что приговор не вынесен основному виновнику - водителю того злосчастного автомобиля.

Евгений ЛИСИЦКИЙ, таксист:

- Честно говоря, у меня остался неприятный осадок, когда я услышал решение суда. Два года условно - слишком мягкое наказание. Все-таки это большое преступление. Думаю, надо было посадить их в тюрьму, чтобы уже никто из работников ГАИ не повадился применить «живой щит».

Вера СТРЕМКОВСКАЯ, адвокат потерпевших:

- Требовать отмены приговора за мягкостью назначенного наказания мы не будем. Нам достаточно, что все-таки была признана правота потерпевших. Нам удалось добиться справедливости благодаря своевременным и грамотным действиям, предпринятым потерпевшими, и интересу, которое проявила общественность к этому процессу, нам удалось добиться справедливости.

Екатерина АБРАМЕНКОВА, директор кафе:

- Когда-то мой знакомый сбил человека. В тот день он очень спешил к больной жене. А тут внезапно на дорогу выскочил человек… Это был несчастный случай, но его посадили в тюрьму. А в этом деле с «живым щитом» произошло просто ужасное преступление. И что? Каких-то два года условно! По-моему, это несправедливо.

Борис ЛУЦЕНКО, народный артист Беларуси:

- Здесь важна не столько мера наказания, а то, проснулась ли у этих преступников совесть. Посадили бы их на 15 лет - кому бы от этого стало хорошо? Я христианин и считаю, что людей, которые покаялись, осознали свою вину, надо прощать.

www.kp.by

Главный гаишник Москвы ответил за «живой щит»

Глава московской милиции генерал-майор Владимир Колокольцев отреагировал на идею гаишников устроить на МКАД «живой щит» для поимки преступников. Главному гаишнику столицы объявлен выговор, уволен командир полка ДПС. Возбуждено уголовное дело о злоупотреблении полномочиями. ГУВД Москвы отремонтирует машины за свой счет. Тем временем задержаны предположительно те самые борсеточники, которых ловили с помощью «живого щита».

Руководство ГУВД Москвы впервые отреагировало на случай с использованием московскими гаишниками «живого щита» на МКАД. В среду начальник ГУВД Москвы генерал-майор милиции Владимир Колокольцев принес извинения автовладельцам, чьи машины были повреждены в ходе данного инцидента, за действия своих подчиненных.

Колокольцев извинился за подчиненных

Сегодня в Москвезадержаны предположительно те самые борсеточники, которых и ловили с помощью «живого щита».

Кроме того, руководство московской милиции заявило, что отремонтирует пострадавшие автомобили граждан за свой счет, сообщили Infox.ru в управлении информации столичного ГУВД. Владимир Колокольцев объявил строгий выговор главному московскому гаишнику генерал-майору Сергею Казанцеву, а командир 1-го специализированного полка ДПС подполковник милиции Александр Козлов освобожден от занимаемой должности.

«Ранее в подобных случаях сотрудники ГИБДД неоднократно использовали свой служебный автотранспорт, однако в этот раз, не имея такой возможности, они попытались перекрыть движение гражданским автотранспортом, при этом недооценив последствия ситуации, в которой оказались все участники дорожного движения на данном участке автомагистрали, фактически подвергнув участников движения реальной опасности», -- заявил Колокольцев.

В настоящее время управлению собственной безопасности и инспекции штаба дано указание тщательнейшим образом провести проверку и выявить все условия и причины происшедшего. Колокольцев провел совещание с руководящим составом УГИБДД города, где потребовал от всех руководителей неукоснительного соблюдения их подчиненными законности при выполнении служебных задач, а также потребовал принять все необходимые меры для повышения профессионализма в работе.

Комментарий Нургалиева

Вскоре после Колокольцева свое мнение о произошедшем огласил и глава МВД России Рашид Нургалиев. Со своей стороны, он также подчеркнул, что использовать людей и машины в качестве «живого щита» для задержания преступников недопустимо.

«Недопустимо использовать «живой щит» из людей. ... Начальник полка ППС и ДПС отстранен от занимаемой должности», -- приводит его слова РИА «Новости». «Оперативная ситуация бывает разной, но руководитель, непосредственно человек, который отвечает за операцию, должен продумывать все детали и мелочи. И самое главное, что недопустимо вообще использовать так называемый живой щит -- людей, которые не знают, в чем причина, какие проблемы и какие могут быть последствия», -- отметил министр.

Он также пообещал, что поврежденные в результате инцидента машины автолюбителей будут отремонтированы и люди получат компенсации. «Задача номер один -- выплата компенсаций. Машины (использованные в результате операции на МКАД) будут отремонтированы», -- сообщил Нургалиев.

Против гаишников возбуждено дело

Тем временем следственный комитет при прокуратуре (СКП) России возбудил по этому факту уголовное дело о злоупотреблении полномочиями. «Возбуждено уголовное дело... по факту злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками ГИБДД Москвы, устроивших так называемый живой щит из автомобилей водителей на Московской кольцевой автомобильной дороге», -- сообщает пресс-служба СКП.

«В рамках уголовного дела будет исследована и установлена роль каждого из милиционеров в этом происшествии, -- заверили в следственном комитете. -- Проводятся необходимые следственные действия, направленные на сбор и закрепление доказательств вины сотрудников милиции».

Информацию об инциденте на МКАД первым распространил в интернете один из очевидцев, водитель остановленного сотрудниками ГАИ автомобиля Mercedes. С его слов, 5 марта на участке МКАД от Щелковского шоссе в направлении Ярославского шоссе патрульные машины ДПС остановили несколько проезжавших мимо частных автомобилей. При этом водителей, ничего не объясняя, попросили развернуть машины боком.

После этого их протаранила Audi с преступниками. «Когда мы приехали на пост, выяснилось, что проводилась какая-то спецоперация по задержанию опасных преступников, которые к тому же были вооружены. И нас выставили живым щитом, пытаясь остановить машину. Люди могли бы погибнуть, а преступники могли бы начать стрелять. Неужели наши жизни ничего не стоят?» -- задается вопросом очевидец. В ГИБДД обвинения в создании «живого щита» отвергли, признав лишь факт остановки транспорта с нарушениями установленных правил.

Переняли опыт

Похожим способом остановить преступника пытались несколько лет назад белорусские гаишники.

В 2008 году в республике вынесен приговор по громкому делу сотрудников ГАИ, которые для задержания пьяного водителя устроили «живой щит» из нескольких машин с людьми. Старший лейтенант милиции Алексей Лекторович и командир 2-го взвода отдела ГАИ Октябрьского района Минска Геннадий Дорокупец признаны виновными в умышленном совершении должностного преступления, повлекшего крупный ущерб, и превышении служебных полномочий. Оба были приговорены к двум годам условного заключения, каждый с отсрочкой отбывания срока на три года. С милиционеров решено взыскать 18 млн белорусских рублей – в пользу водителя и пассажиров участвовавшего в заграждении BMW, 2 млн – в пользу водителя Toyota и по 1 млн – водителю и пассажиру третьей пострадавшей автомашины.

Перед столкновением водителям и пассажирам задержанных ТС не разрешили покинуть салоны и не объяснили, что происходит.

Пьяный водитель Роман Ментюк перед «живым щитом» не остановился и, протаранив автомобили, проехал дальше.

www.infox.ru

Московский «гаишник» поплатился за «живой щит» из автолюбителей

За организацию «живого щита» из частных автомобилей на МКАД для поимки преступников поплатился инспектор ДПС Олег Соколов. Преображенский суд Москвы приговорил к году лишения свободы в колонии-поселении бывшего сотрудника ГИБДД, который в марте этого года пытался задержать банду барсеточников и, по мнению суда, превысил свои полномочия.

Бывший инспектор первого спецполка ДПС Олег Соколов был признан судом виновным по части 1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), передает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Преображенского суда. Максимальный срок лишения свободы по статье 286 УК РФ составляет четыре года заключения.

Кроме того, на основании статьи 47 УК РФ суд постановил лишить Соколова права занимать должности на государственной службе в числе правоохранительных органов, связанные с осуществлением функций представителя власти на один год. Отмечается, что инспектор, который до сегодняшнего дня находился под подпиской о невыезде, был взят под стражу в зале судебного заседания. Приговор суда не вступил в законную силу и может быть обжалован в течение десяти суток в кассационной инстанции Мосгорсуда. Утром 5 марта 2010 года на МКАД, между Щелковским и Ярославским шоссе, сотрудники ДПС остановили несколько автомобилей. Водителей заставили поставить их машины поперек проезжей части. Таким образом, милиционеры пытались преградить путь преследуемой ими Audi, в которой предположительно находилась банда барсеточников. Но, иномарка протаранила машины и двинулась дальше.

Как поясняют эксперты, сотрудники ГИБДД должны были использовать для задержания машины со злоумышленниками специальную шипованную ленту. «Живой щит» привел к показательной отставке

Примечательно, что в ГИБДД первоначально пытались замолчать информацию о происшествии. Следственный комитет РФ узнал о случившемся лишь из СМИ. Резонансное происшествие вызвало критику на самом высоком «милицейском» уровне, и привело к кадровым решениям. Начальнику ГУВД Москвы Владимиру Колокольцеву пришлось принести извинения за нерадивых сотрудников правоохранительных органов перед пострадавшими автовладельцами. После того как информация об инциденте начала тиражироваться СМИ Колокольцев уволил командира 1-го Специализированного полка ДПС подполковника милиции Александра Козлова, подчиненные которого установили «живой щит». Начальнику УГИБДД ГУВД по городу Москве генерал-майору милиции Сергею Казанцеву объявлен строгий выговор, напоминает РИА «Новости». В свою очередь глава МВД РФ Рашид Нургалиев назвал действия сотрудников московской ГАИ непрофессиональными. «Недопустимо использовать „живой щит“ из людей», — заявил он.

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ выразил сожаление в связи с тем, что в очередной раз узнал о крупном ЧП с участием сотрудников московской милиции только из СМИ.

«Следователи будут выяснять, почему о действиях сотрудников ГИБДД своевременно не были проинформированы следственные органы Следственного комитета. К сожалению, это уже не в первый раз, когда о подобных нарушениях, допускаемых сотрудниками столичной милиции, следователи узнают из СМИ», — говорилось в мартовском сообщении ведомства.

Помимо извинений столичному ГИБДД пришлось отремонтировать автомобиль, пострадавший при попытке задержания банды барсеточников. Москвич Станислав Сутягин ранее сообщил РИА «Новости», что получил из ремонта свой «Мерседес».

«Я позвонил (главе ГИБДД Москвы) Казанцеву и поблагодарил за ремонт», — сказал Сутягин.

Интересно, что сам потерпевший не хотел, чтобы сотрудников ГИБДД, устроивших «живой щит», привлекли к уголовной ответственности.

«Не хочу для них реальные сроки. Наказать надо, в административном порядке, потому что человек должен думать, исполняя приказы руководства», — говорил Сутягин. Поучительный опыт Белоруссии

РИА «Новости» напоминает, случай, аналогичный произошедшему 5 марта на МКАДе, уже имел место в Белоруссии в 2008 году.

2 марта 2008 года по трассе Миклашевичи-Минск сотрудники ГАИ преследовали мчавшийся со скоростью 160 километров в час автомобиль Wolksvagen, которым управлял пьяный водитель Роман Минтюк.

Чтобы остановить нарушителя, сотрудники ГАИ на подъезде к Минску выставили на автотрассе заграждение из других машин. Инспекторы не потрудились объяснить ничего не подозревающим людям, для чего их автомобили выставили поперек дороги. Тем временем, в одном из автомобилей находился ребенок. В результате столкновения пострадали пять человек, по счастливой случайности никто не погиб.

Водитель-нарушитель попал в больницу, откуда сбежал. Спустя некоторое время его поймали в России и экстрадировали в Белоруссию, где он получил 5 лет колонии.

Работники Госавтоинспекции, выставившие «живой щит», получили условные сроки, а начальник ГАИ Белоруссии — строгий выговор от министра внутренних дел.

auto.rambler.ru


Смотрите также